Автор: Костюк Валентина Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Мы учимся быть актерами
Дата публикации: 09.04.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛЬВИНА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НОЯБРЬСК ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Конспект занятия по театрализованной деятельности в
старшей группе «Мы учимся быть актёрами»
Педагог : Костюк Валентина Тимофеевна
2025г
Цели:
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных
средств выразительности (жестов, мимики, движений);
Развивать
воображение,
умение
самостоятельно
проигрывать
сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;
Побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться
к созданию целостного художественного образа;
Развивать артикуляционный аппарат, мимические способности;
Воспитывать любовь к театру и культуру общения.
Предшествующая работа:
• Работа над сказкой «Три медведя»: пересказ, анализ характера и
внешнего вида персонажей, рисование иллюстраций к сказке.
• Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.
• Проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я»,
«Море волнуется раз…»
Оборудование и инвентарь:
• Маски-шапочки трех медведей;
• Мебель и посуда для инсценировки отрывка из сказки «Три
медведя»;
• Бутафорское яблоко.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? (Ответы детей) А
что такое театр? А для чего театр нужен людям? (Ответы детей)
(подводит итого услышанному: «Во все времена люди приходили в
театр отдохнуть. Туда приходят с семьёй, с друзьями. Театр
помогает людям быть добрее и лучше. В театре живёт волшебная
сказка.) И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать
чуть-чуть актёрами.
Воспитатель: Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно
могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.
Волшебной палочкой вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Гномы, в зеркало вглядитесь,
Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье)
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость)
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление)
А такое развлечение:
Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение)
Воспитатель: Молодцы, хорошо потренировались. А почему бы
нам не посмотреть сейчас какую-нибудь необычную сказку?
Необычная она будет, потому что вы не произнесёте ни одного
слова. Говорить буду только я, вы будете показывать то, что я
говорю.
Готовы
ли
вы
все
вместе
сочинить
сказку?
(Готовы.) Начнем!
Сказка-пантомима «Зайчик и ежик».
Воспитатель: Ярко
светит
солнце. Воспитатель
приглашает
исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко
светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко
раскрывает глаза, кружится на месте.
Воспитатель: Неожиданно
подул
ветер. Два-три
ребенка
исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.
На
солнце
набежала
маленькая
тучка. Выбегает
девочка
и
заслоняет Солнце.
Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети
изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется
Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К
зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное
яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик
угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-
Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в
воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика.
(Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот
снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно
засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И
снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись,
обрадовались
солнцу,
запрыгали
и
побежали
каждый
своей
дорогой. Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на
прощание лапками.
Воспитатель: Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали
ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется
пантомима – это игра без слов, в которой используются только
жесты, мимика – движения лица и пластика тела.
Не для кого не секрет, что артисты должны уметь хорошо, четко,
красиво говорить. Для этого мы потренируем наши язычки. Скажем
волшебные слова: «Чоки-чоки-чоки-чок! Поработай язычок!»
Артикуляционная гимнастика.
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то
верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся
левого и правого уголка губ.
Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь
говорить и громко и тихо. Давайте потренируемся вместе.
Игра «Гудок»
Дети стоят в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через
стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка.
Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с
опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем
постепенно
все
тише.
Опустив
руки,
замолкают.
Вначале
воспитатель сам показывает действия, затем вызывает двоих детей,
которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук,
остальные дети делают только движения руками. Потом играют все
дети.
Воспитатель: Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть
сценку из известной вам сказки «Три медведя». И сейчас мы уже
будем не только изображать главных героев, но и говорить за них
разными голосами. (распределяют роли, надеваются маски-шапочки
медведей). Давайте подумаем, как надо показывать папу-медведя
Михайло Иваныча. Как вы думаете, какой у него характер? (Он
строгий, у него очень громкий голос, большой, ходит вперевалку,
сердитый). А Настасья Петровна? (Она говорит не очень громким
голосом, добрая). А какой Мишутка? (Голос у него писклявый, он
обидчивый, расстроенный, ходит мелкими шажками, косолапит).
Теперь мы расставим мебель и посуду.
Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой
медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так
громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким
голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным
голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч
страшным голосом.
- Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья
Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал
тонким голосом:
- Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и
бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и
убежала. И медведи не догнали ее.
Воспитатель: Ну что, понравилось наше выступление? Зрители
могут похлопать нашим артистам! А теперь давайте вспомним, чем
сегодня мы с вами занимались? Я превращала вас в гномиков, для
чего? Мы тренировали лицо, чтобы показывать разные эмоции,
чувства. Мы делали гимнастику для язычка и голоса, чтобы
научиться четко говорить и уметь управлять своим голосом. Мы
показали сказку-пантомиму. Как мы ее показывали? Без слов, только
руками, лицом, танцами. И еще мы разыграли сценку из сказки «Три
медведя», где изображали разными голосами и движениями семью
медведей. Молодцы, вы сегодня уже стали немного актерами
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей
группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в
самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты,
движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных
систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа
об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки,
ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой
рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки
кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с
загадками.
Ход занятия
Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в
необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и
превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы
догадались, что это за страна?
Дети: – ТЕАТР!
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы
знаете? (Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети: – Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас
превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные
слова:
–Раз, два, три — повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в
удивительный мир театра!
Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано
от сказочника.
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных
героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с
эмоциями радости и печали.
Дети рассказывают сначала о маске радости.
– Когда у нас бывает радостное настроение?
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?
(Ответы детей).
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и
продолжим свой путь.
На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит
шкатулочка, стоят пенечки.
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а
педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за
ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я– забавный старичок
А зовут меня — Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А
как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже.
Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
– Что же дед хранит в шкатулочке?
– Театральные ложки.
– А сможете вы их оживить?
– Вспомните потешку.
«У медведя во бору».
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся
дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?
(Ширма).
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются?
(Куклы на гапите).
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: – Надо научить ее говорить.
Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
– А чему еще мы учим кукол?
Дети: – Учим двигаться.
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
Подошли к зеркалам.
–
Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама
Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать
Чтобы дальше нам идти.
Зеркальце (голос) – Подойдите к зеркалам и на них взгляните.
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.
Дети прощаются с королевой зеркал.
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
– (Дети: Куклы с «живой рукой»)
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки
одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А
наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол.
Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы
девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое
путешествие. (Стоит домик).
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут ! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под
щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-
рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг
домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на
сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)
Кот: – Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка: – Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку.
Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре — это сцена.
А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке
на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку.
Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
–
Ребята,
вы
увидели
драматизацию
сказки.
А
что
такое
драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие
происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все
старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня
«Кукляндия»)
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я
хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы
когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!