Автор: Гуляева Марианна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №23 им.В.И.Малышкина
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: «Овладение учащимися функциональной грамотностью на уроках русского языка»
Дата публикации: 09.03.2025
Раздел: начальное образование
«Овладение учащимися функциональной грамотностью
на уроках русского языка»
Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более
того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной
личности в начальной школе, является основой всего учебного процесса, средством развития
мышления
обучающихся,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
основным каналом социализации личности. Это ставит во главу саму дисциплину на первое
ключевое место, которое позволяет применять различные типы заданий для формирования
функциональной грамотности на уроках русского языка и в дальнейшем послужит прочным
фундаментом обретения новых знаний и компетенций в других науках.
Основной линией развития младших школьников является умение грамматически и
эффективно
пользоваться
русским
языком
в
устной
и
письменной
речи.
Наличие
функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми
видами речевой деятельности
- чтения и письма, говорения и слушания.
Формирование
грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая
программная установка при формировании функционально грамотной личности. Как добиться
грамотного письма у детей? Важно заинтересовать детей, и не столько занимательным
материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно
серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Научиться
действовать ученик может только в процессе самого действия.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное и формируется практически на
всех
занятиях
разных
учебных
дисциплин.
Функциональная
грамотность
–
понятие
комплексное, оно включает в себя:
1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, адаптацию к нему.
2.Умение самостоятельно решать учебные и практические задачи.
3.Способность строить отношения в малой группе (классе).
4.Владение
навыками
рефлексии,
способность
взгляда
со стороны,
оценивание
собственной работы.
На уроках русского языка мы должны работать над несколькими основными видами
функциональной грамотности, а именно: читательской, коммуникативной, информационной и
деятельностной.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В
современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится
обязательным
условием
успешности.
Ученик,
у
которого
сформированы
навыки
функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для
получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А.
Леонтьеву).
Понятие читательская грамотность
в освоении предмета «Русский язык»
ассоциируется с развитием навыков чтения. Функциональная грамотность - это умение
пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным,
переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной
цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения), в том числе умением
выделять главную мысль
текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и
выразительности.
Обучение читательской грамотности:
Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
Овладение
продуктивными
навыками
и
умениями
различных
видов
устной
и
письменной речи;
Овладение орфографией и пунктуацией;
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов,
ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного
восприятия художественного текста;
Приобретение и систематизация грамматических знаний о языке, с целью обеспечить
ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и
умений;
Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции).
При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения,
изложения, сообщения
и т. д. Также создавать проекты, выполнять интеллектуально-
лингвистические упражнения; участвовать в игровых ситуациях, выстраивать диалоги. Для
этого используются различные формы работы на уроках: индивидуальная, работа в группах,
минигруппах. Эти методы, виды и формы работы на уроках способствуют формированию
умений вступать в контакт с любым собеседником и поддерживать общение, соблюдая нормы и
правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять
при необходимости речевое поведение.
Важной
составляющей
функциональной
грамотности
является информационная
грамотность. Поток информации в нашем мире огромен и разнообразен (учебники, справочная
литература, Интернет), но не всегда полезен. Задача педагога – научить школьников выбирать
важное и нужное для решения конкретной задачи или проблемы, как на уроке, так и в жизни.
Поиск информации в различных источниках, её извлечение, переработка, систематизация и
представление
–
все
это
формирует
функционально
грамотную
личность.
Наиболее
эффективным методом работы в этом направлении считаем создание учебных ситуаций,
связанных с актуальными темами.
Основополагающим требованием общества к современной школе является применение
системно-деятельностного подхода в обучении. Знания из разряда теоретических, должны
стать прикладными и использоваться в повседневной жизни. Эти качества достигаются путем
сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания,
умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными
действиями
самих
школьников.
Формированию
навыков
деятельностной
грамотности
способствует, прежде всего, создание необходимых условий, таких как комфортный
психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос, способность
услышать друг друга.
Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции
или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а
именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения
могут быть приобретены учащимися при условиях, если:
- обучение носит деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности
ученика за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного
процесса;
- используются продуктивные формы групповой работы.
Для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка - обучение
должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.
Учитель должен организовать учебный процесс так, что из пассивного слушателя ученик
должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время
важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Главная
задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю
необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить,
привить ему навыки практических действий
-
обозначение проблемы и поиск самостоятельных
путей ее решения.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе
школьного образования. Основная задача педагога - обеспечить обучающимся получение
качественного образования, с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить
формирование функционально грамотной личности.
Задания по русскому языку
в ВПР
основаны на компетенции
функциональной
грамотности.
Понимание
русского
языка,
грамотное
владение
им
иногда
становится
непосильной задачей для младших школьников. Эта учебная дисциплина является обязательной
для овладения базового уровня, а для достижения образовательных результатов необходим
высокий уровень владения русским языком. Главная функция ВПР -
оценить уровень
общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, анализ
для последующего развития.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной
грамотности,
введение
нового
образовательного
стандарта
гарантирует
достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что
составляет основу успешности дальнейшего обучения.
В ВПР были включены задачи на оценку следующих компетентностных областей:
1.
Найти и извлечь (информацию из текста);
2.
Интегрировать и интерпретировать (информацию из текста):
3.
Осмыслить и оценить (информацию из текста);
4.
Использовать (информацию из текста).
Задания первой части направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми
предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими
умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы
языка. Затруднения вызвали у обучающихся задания, нацеленные на знание тем «Безударные
гласные в корне, проверяемые ударением», «Основная мысль текста», «Составление плана»,
«Лексическое значение слова».
По результатам проведения ВПР можно сделать вывод, что материал, пройденный за
учебный год, недостаточно усвоен всеми учащимися. Это свидетельствует о недостаточном
уровне их компетентности.
По результатам ВПР по русскому языку необходимо обратить внимание на вопросы:
1.
Формирование
навыков
изучающего
чтения
и
информационной
переработке
прочитанного
материала,
умению
адекватно
понимать
тексты
различных
функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка.
2.
Отработка на уроках навыков применения правил по темам, по которым учащиеся
показали низкий уровень качества знаний.
3.
Формирование навыков обучения определению темы и главной мысли текста,
составлению плана.
4.
Обучение обучающихся на основе данной информации и собственного жизненного
опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации
данной.
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания русского языка,
по изучению наиболее сложных тем учебного предмета:
- рассмотрение проверочных работ, обсуждение критериев оценивания и сложных случаев,
встречающихся в процессе проверки;
- обсуждение эффективных приёмов развития коммуникативной компетенции учащихся на
уроках русского языка, методов и приёмов формирования универсальных учебных действий;
- внедрение технологии формирующего оценивания с целью выработки объективных подходов
к оцениванию качества подготовки учащихся;
- осуществление регулярного контроля остаточных знаний по изученным ранее разделам курса
русского языка в соответствии с планируемыми результатами, определенными рабочей
программой в классе;
- организация работы с учащимися, показавшими низкий уровень сформированности
лингвистической и языковой компетенций, разработать индивидуальные образовательные
маршруты,
позволяющие
организовать
и
реализовать
индивидуальную
и
совместную
самостоятельную работу обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- организация работы в системе над совершенствованием практической грамотности учащихся,
добиваясь прочного закрепления правописных умений и навыков, повышение орфографической
и пунктуационной грамотности;
- проведение анализа языковых явлений на уроке русского языка, работать над расширением
словарного запаса учащихся, обращаясь к различным видам словарей (в том числе и
электронным) и другим поисковым системам;
- развитие и совершенствование читательской грамотности;
- самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость
практических знаний.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова.
Использованная литература:
1.
Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы
функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников
системы образования / Российская академия образования, теории образования и
педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.
2.
Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной
школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. // Молодой ученый. - 2023. — № 2
(449). — С. 452-454.
3.
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое
пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю.
Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019 —160 с.
4.
Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О.
Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. –М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования», 2018–468 с.