Автор: Шарова Евгения Тофиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Филиппок"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Здровьесберегающие технологии
Дата публикации: 08.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Статья
Для воспитателей детских садов
для младшего дошкольного возраста
«Здоровье- это главное»
Статья составлена: воспитателем
Шаровой Евгении Тофиковны
Абакан
Актуальность
«Здоровье – бесценный дар. Потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости.» Так
гласит народная мудрость.
Дети- самое ценное, что есть в жизни. А их здоровье - одна из самых наиважнейших
составляющих благополучия семьи и общества, поэтому проблема здоровья детей является
особенно актуальной в жизни нашего общества.
Главной целью образовательных учреждений является - формированию здорового поколения.
Средством решения ее являются здотовьесберегающие технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология-это
система мер, направленная на обеспечение физического, психического и социального
благополучия ребенка.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
●
сохранение уровня здоровья
●
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
●
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском
саду.
Этапы работы
Подготовительный:
Особое внимание следует уделить ППРС. Необходимо учитывать, что ведущая деятельность детей
раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой.
Все игрушки должны быть экологически чистыми, опрятными, не травмоопасными.
Наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птичек, сердечек- создает атмосферу, в
которой постоянно что-то движется и меняется. Это не только украшает и делает необычным
помещение, но и способствует дополнительному проведению глазной и дыхательной гимнастик.
Так же не маловажную роль играет правильный подбор мебели: она должна быть ярких, но не
раздражающих тонов, обязательным условием при подборе мебели, является соблюдение
ростовки (воизбежании развития сколиоза).
Необходимо обратить внимание на цветовую гамму стен в помещении- они должны носить
успокаивающий характер, без всяких раздражителей.
Обобщая данный этап работы, можно сказать, что: необходимо создать в группе такую
здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему
развитию детей раннего возраста, и, вместе с тем, обеспечивать им возможность сохранения
здоровья.
Основной:
С момента поступления ребенка в детский сад, необходимо строить совместную работу с
родителями так, чтобы помочь детям быстро и безболезненно адаптироваться. Самым первым
шагом на пути формирования эмоционального благополучия является сбор информации об
индивидуальных
особенностях
малыша
и составление
на
основе
этой
информации
рекомендаций для родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и
развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических
навыков, развитие речи, игры с детьми. Немаловажным фактором работы с родителями являются к
папки передвижки, например: «Маленькие советы для больших родителей», «Советы по
адаптации Вашего малыша в детском саду», «Если Ваш ребенок капризничает» …
На первое родительское собрание, лучше всего пригласить медицинского работника, который
расскажет о всех медицинских мероприятиях, которые будут проходить в детском саду, а так же у
родителей появится возможность получить квалифицированный ответ на интересующие их
вопросы.
Понимая значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья
малышей, педагог обязан
целенаправленно
работать
над
созданием благоприятного
здоровьесберегающего
пространства.
Прежде
всего -это спокойный,
доброжелательный
психологический климат, разговор с детьми негромким голосом, использую в своей речи
стихи, песенки, потешки.
Например, встречая утром плачущего ребенка, можно с улыбкой произнести слова
потешки « Это что тут за рев?» Настроение ребенка, как правило, меняется в лучшую
сторону.
Положительный
эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей.
Ранний возраст характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и
страхом новизны, поэтому адаптация может проходить крайне болезненно. Понимая это,
педагог должен стараться так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать
ребенка. Одним из вариантов
создания
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психического самочувствия, можно использовать сказкотерапию. Правильно подобрав сказку,
можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и капризы, развить волю и смелость.
Такие занятия можно проводить в различной форме: чтение, рассказывание, показ на
фланелеграфе, вместе с детьми слушать сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок
можно использовать различные виды театров: деревянные, пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек.
Вот прошел период адаптации- и воспитатель начинает начинает работу по формированию у
детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Этот этап необходим, как
неотъемлемой части культуры поведения, он позволяет воспитывать такие качества, как
опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды. Привитие
этих навыков необходимо проводить в игровой форме, с использование песенок, потешек,
прибауток. Всем известно, что гигиенические процедуры- это не только залог чистоты и культуры
поведения, но и, в первую очередь- здоровья, поэтому в детском саду этому этапу уделяется
большое внимание именно с раннего возраста.
Принципы оздоровления детей раннего возраста:
1. Оптимизация режима: Игровая деятельность, сон, питание, прогулка, совместная и
самостоятельная деятельность должны сменять друг друга с наиболее целесообразной
последовательностью.
●
Каждое утро в детском саду начинается с гимнастики. Веселая музыка создает бодрое
настроение, развивает координацию движений.
●
Кинезиология ( пальчиковые игры ) обеспечивает развитие моторики, внимания,
памяти, мышления. Каждое занятие имеет свое название проводится в течении
нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро
запоминают
несложные
стишки, сопровождающие движения пальчиков. В группе должна быть подобрана
картотека пальчиковых игр. Помимо пальчиков игр в группе раннего возраста
целесообразно проводить глазные и дыхательные гимнастики. Все они так же
сопровождаются наличием картотеки.
●
Обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за
исключением особо неблагоприятных погодных условий. А когда дети находятся на
улице, в группе проводится кварцевание, проветривание, влажная уборка.
●
Обязательный дневной сон как один из периодов отдыха организма. Перед сном
очень полезно применить метод релаксации- это успокаивает и убаюкивает.
●
А чтобы пробуждение было приятным, необходимо уделить немного времени
бодрящей гимнастике. Делать ее можно прямо в кроватке.
2.Организация двигательной активности:
●
Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий способствует не только
физическому развитию малышей, но и формирует у них жизненно необходимые, в
различных видах деятельности, двигательные умения и навыки.
●
Особое внимание уделяется подвижным играм. В них используются, знакомые детям,
основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врассыпную, прыжки. Трудно
переоценить пользу подвижных игр для малышей. Во время активного движения
активизируются дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. В одну и
ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не
более 10-15 минут.
3.Закаливание с учетом состояния ребенка
Цель: Выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи
с постоянно изменяющейся внешней средой.
К закаливанию относится:
●
Правильный подбор одежды ребенка по сезону- это является одним из звеньев
профилактики простудных заболеваний. Зачастую родители кутают своих малышей и
здесь, актуально будет применить, папку- передвижку для родителей «Как правильно
одеть Вашего ребенка на прогулку и в группу»
●
Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (младшая группа+19
+20градусов)
●
Мытье рук до локтя, умывание водой комнатной температуры.
●
Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком по коррегирующим дорожкам,
дорожкам здоровья, коврику «Травка».
Подведение итогов:
В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет
состояние его здоровья. Здоровый малыш, если его правильно воспитывать, эмоционален, ест с
аппетитом, деятелен. Вырастить здорового и развитого ребенка можно только тогда, когда
есть возможность действовать с любовью, вниманием и терпением, действовать чутко и
творчески. Справиться с этой нелегкой задачей помогает любовь к детям и знание их
возрастных особенностей.