Напоминание

"Здровьесберегающие технологии


Автор: Шарова Евгения Тофиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Филиппок"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Здровьесберегающие технологии
Дата публикации: 08.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Для воспитателей детских садов

для младшего дошкольного возраста

«Здоровье- это главное»

Статья составлена: воспитателем

Шаровой Евгении Тофиковны

Абакан

Актуальность

«Здоровье – бесценный дар. Потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости.» Так

гласит народная мудрость.

Дети- самое ценное, что есть в жизни. А их здоровье - одна из самых наиважнейших

составляющих благополучия семьи и общества, поэтому проблема здоровья детей является

особенно актуальной в жизни нашего общества.

Главной целью образовательных учреждений является - формированию здорового поколения.

Средством решения ее являются здотовьесберегающие технологии, без которых немыслим

педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология-это

система мер, направленная на обеспечение физического, психического и социального

благополучия ребенка.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

сохранение уровня здоровья

создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском

саду.

Этапы работы

Подготовительный:

Особое внимание следует уделить ППРС. Необходимо учитывать, что ведущая деятельность детей

раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой.

Все игрушки должны быть экологически чистыми, опрятными, не травмоопасными.

Наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птичек, сердечек- создает атмосферу, в

которой постоянно что-то движется и меняется. Это не только украшает и делает необычным

помещение, но и способствует дополнительному проведению глазной и дыхательной гимнастик.

Так же не маловажную роль играет правильный подбор мебели: она должна быть ярких, но не

раздражающих тонов, обязательным условием при подборе мебели, является соблюдение

ростовки (воизбежании развития сколиоза).

Необходимо обратить внимание на цветовую гамму стен в помещении- они должны носить

успокаивающий характер, без всяких раздражителей.

Обобщая данный этап работы, можно сказать, что: необходимо создать в группе такую

здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему

развитию детей раннего возраста, и, вместе с тем, обеспечивать им возможность сохранения

здоровья.

Основной:

С момента поступления ребенка в детский сад, необходимо строить совместную работу с

родителями так, чтобы помочь детям быстро и безболезненно адаптироваться. Самым первым

шагом на пути формирования эмоционального благополучия является сбор информации об

индивидуальных

особенностях

малыша

и составление

на

основе

этой

информации

рекомендаций для родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и

развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических

навыков, развитие речи, игры с детьми. Немаловажным фактором работы с родителями являются к

папки передвижки, например: «Маленькие советы для больших родителей», «Советы по

адаптации Вашего малыша в детском саду», «Если Ваш ребенок капризничает» …

На первое родительское собрание, лучше всего пригласить медицинского работника, который

расскажет о всех медицинских мероприятиях, которые будут проходить в детском саду, а так же у

родителей появится возможность получить квалифицированный ответ на интересующие их

вопросы.

Понимая значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья

малышей, педагог обязан

целенаправленно

работать

над

созданием благоприятного

здоровьесберегающего

пространства.

Прежде

всего -это спокойный,

доброжелательный

психологический климат, разговор с детьми негромким голосом, использую в своей речи

стихи, песенки, потешки.

Например, встречая утром плачущего ребенка, можно с улыбкой произнести слова

потешки « Это что тут за рев?» Настроение ребенка, как правило, меняется в лучшую

сторону.

Положительный

эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей.

Ранний возраст характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и

страхом новизны, поэтому адаптация может проходить крайне болезненно. Понимая это,

педагог должен стараться так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать

ребенка. Одним из вариантов

создания

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психического самочувствия, можно использовать сказкотерапию. Правильно подобрав сказку,

можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и капризы, развить волю и смелость.

Такие занятия можно проводить в различной форме: чтение, рассказывание, показ на

фланелеграфе, вместе с детьми слушать сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок

можно использовать различные виды театров: деревянные, пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек.

Вот прошел период адаптации- и воспитатель начинает начинает работу по формированию у

детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Этот этап необходим, как

неотъемлемой части культуры поведения, он позволяет воспитывать такие качества, как

опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды. Привитие

этих навыков необходимо проводить в игровой форме, с использование песенок, потешек,

прибауток. Всем известно, что гигиенические процедуры- это не только залог чистоты и культуры

поведения, но и, в первую очередь- здоровья, поэтому в детском саду этому этапу уделяется

большое внимание именно с раннего возраста.

Принципы оздоровления детей раннего возраста:

1. Оптимизация режима: Игровая деятельность, сон, питание, прогулка, совместная и

самостоятельная деятельность должны сменять друг друга с наиболее целесообразной

последовательностью.

Каждое утро в детском саду начинается с гимнастики. Веселая музыка создает бодрое

настроение, развивает координацию движений.

Кинезиология ( пальчиковые игры ) обеспечивает развитие моторики, внимания,

памяти, мышления. Каждое занятие имеет свое название проводится в течении

нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро

запоминают

несложные

стишки, сопровождающие движения пальчиков. В группе должна быть подобрана

картотека пальчиковых игр. Помимо пальчиков игр в группе раннего возраста

целесообразно проводить глазные и дыхательные гимнастики. Все они так же

сопровождаются наличием картотеки.

Обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за

исключением особо неблагоприятных погодных условий. А когда дети находятся на

улице, в группе проводится кварцевание, проветривание, влажная уборка.

Обязательный дневной сон как один из периодов отдыха организма. Перед сном

очень полезно применить метод релаксации- это успокаивает и убаюкивает.

А чтобы пробуждение было приятным, необходимо уделить немного времени

бодрящей гимнастике. Делать ее можно прямо в кроватке.

2.Организация двигательной активности:

Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий способствует не только

физическому развитию малышей, но и формирует у них жизненно необходимые, в

различных видах деятельности, двигательные умения и навыки.

Особое внимание уделяется подвижным играм. В них используются, знакомые детям,

основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врассыпную, прыжки. Трудно

переоценить пользу подвижных игр для малышей. Во время активного движения

активизируются дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. В одну и

ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не

более 10-15 минут.

3.Закаливание с учетом состояния ребенка

Цель: Выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи

с постоянно изменяющейся внешней средой.

К закаливанию относится:

Правильный подбор одежды ребенка по сезону- это является одним из звеньев

профилактики простудных заболеваний. Зачастую родители кутают своих малышей и

здесь, актуально будет применить, папку- передвижку для родителей «Как правильно

одеть Вашего ребенка на прогулку и в группу»

Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (младшая группа+19

+20градусов)

Мытье рук до локтя, умывание водой комнатной температуры.

Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком по коррегирующим дорожкам,

дорожкам здоровья, коврику «Травка».

Подведение итогов:

В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет

состояние его здоровья. Здоровый малыш, если его правильно воспитывать, эмоционален, ест с

аппетитом, деятелен. Вырастить здорового и развитого ребенка можно только тогда, когда

есть возможность действовать с любовью, вниманием и терпением, действовать чутко и

творчески. Справиться с этой нелегкой задачей помогает любовь к детям и знание их

возрастных особенностей.



В раздел образования