Автор: Краснова Лада Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1" НГО
Населённый пункт: г. Находка, Приморский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Виталий Ходош - цикл фортепианных пьес "У Лукоморья" (по мотивам сказок А.С.Пушкина)"
Дата публикации: 08.04.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Находкинский городской округ
Методическая работа
Тема: «Виталий Ходош – цикл фортепианных пьес
«У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина)»
Выполнила:
преподаватель
по классу фортепиано
Краснова Лада Александровна
г. Находка
2025 г.
Содержание
1. Творческий портрет В.С. Ходоша.
2. Обзор содержания фортепианного цикла В. Ходоша «У Лукоморья».
3. Анализ пьес фортепианного цикла «У Лукоморья»
3.1 «Еж»
3.2 «Белка»
3.3 «Первый снег»
3.4 «Охота»
3.5 «Шествие»
3.6 «Зимний вальс»
3.7 «Кораблик»
3.8 «Золотой петушок»
3.9 «Царь Дадон»
3.10 «Сад Черномора»
3.11 «Добрая сказка»
3.12 «Зимняя дорога»
3.13 «Шамаханская царица»
3.14 «Царевна-лебедь»
3.15 «Богатырский марш»
4. Заключение
5. Список используемой литературы.
1. Творческий портрет В.С. Ходоша.
Значительное место в репертуаре учащихся детских музыкальных школ и
школ
искусств
занимают
пьесы
отечественных
композиторов.
Одним
из
представителей отечественной школы композиции является известный советский и
российский композитор Виталий Семенович Ходош (15янв.1945 – 12мая 2016) –
заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и
композиции Ростовской консерватории, член Союза композиторов России.
Виталий Семенович Ходош родился на станции Пенек Чулымского района
Новосибирской области в год великой победы – в 1945 году. Выпускник теоретико-
– композиторского факультета РГМПИ (ныне Ростовская консерватория им. С. В.
Рахманинова) по классу композиции. В 1970 году после окончания вуза свыше 40
лет преподавал в нем в классе композиции. Те, кто видел композитора только по
службе, характеризуют его как предельно корректного, никогда не повышающего
голос
джентльмена,
рассудительного
советчика,
заботливого
педагога.,
авторитетного члена Ученого совета и ректора. Друзья знали его как человека
редкого остроумия, создателя веселых куплетов и каламбуров.
Творческое наследие композитора очень обширно. В.С. Ходош является автором
8 опер, 3 оперетт, балета, водевиля, симфонических сочинений, камерных
ансамблей различных составов, многочисленных хоровых произведений, песен,
детской
музыки.
Неоднократно
печатался
в
издательствах
«Феникс»,
«Композитор», «Музыка». Произведения В.С. Ходоша входят в репертуар солистов
и исполнительских коллективов в России и за рубежом. Его творчество может
стать
живым
пособием
для
изучения
форм
и
стилей,
жанров,
средств
выразительности от классических образов до современных и авторских. Только в
одном фортепианном творчестве В.Ходоша исследователи - музыковеды находят
следующее ладовое и стилевое разнообразие: монодические и мажорно – минорные
лады, различные виды пентатоники, блюзовую гамму, атональность.
Одно из ведущих мест в творчестве В.Ходоша занимает музыка для детей и
юношества. В Портфолио композитора – произведения самых различных жанров.
Это и инструментальные, хоровые произведения, написанные специально для
воспитанников детских музыкальных школ, и песенная сюита «В погоне за
мечтой»,
и
опера
«Репка»,
«Курочка
ряба».
Оперы
Ходоша
изобилуют
литературными и музыкальными аллюзиями. Когда слышишь из уст Курочки рябы
известное двустишие «Привычка свыше нам дана, замена счастью она», невольно
расплываешься в улыбке. Есть в арсенале композитора и балет «Сказка о попе и
работнике его Балде». Произведения для детей составляют весомую часть его
творческого наследия. Важность этой сферы творческих интересов композитора
подтверждает и тот факт, что дипломной работой В. Ходоша стала опера «Золотой
ключик», что наглядно показывает увлеченность созданием детской музыки,
желанием приоткрыть занавесу в таинственный и прекрасный мир детства.
Музыковед А.М. Цукер отмечает: «Легкость и свобода, с которой Ходош
раскрывает себя в сфере детской музыки, вполне объяснима. Ведь этот род
творчества особенно нуждается в искреннем, прямом и непосредственном
выражении чувств. Рельефность образов, жизнерадостность и юмор, классическая
ясность и простота стиля, театральная зримость – все эти черты художественной
индивидуальности
композитора
оказываются
особенно
важными
в
его
музыкальном разговоре с детьми. Ходош, фактически, остается в присущей ему
образной
сфере,
ему
нет
необходимости
менять
почерк,
идти
по
пути
искусственного
упрощения.
Напротив,
он
скорее
склонен
расширять
эмоциональный диапазон и словарь детской музыки. В итоге же рождаются
произведения, близкие детскому восприятию, мироощущению и одновременно
вызывающие живой отклик у взрослых слушателей».
2. Обзор содержания фортепианного цикла В. Ходоша «У Лукоморья».
Сборник «У Лукоморья» Виталия Ходоша включает 20 музыкальных зарисовок
для фортепиано по мотивам произведений А.С. Пушкина и предназначен для
учащихся младших классов детской музыкальной школы. Творчество А.С.
Пушкина является источником вдохновения многих художников. Мы знаем, какой
огромный художественный мир создал Пушкин, как прекрасен и многообразен
этот мир, как все в нем полно жизни, чувств, глубокой правды. Сборник был издан
в Ростове - на- Дону в 1999 году. Настоящее издание приурочено к 200летию со
дня рождения великого поэта и является вкладом в музыкальную пушкиниану
композитора.
В цикл «У Лукоморья» включены небольшие объединенные сказочной
тематикой пьесы, обладающие большой изобразительной характеристичностью
при простоте используемых автором выразительных средств.
Композитору
удалось создать яркие зримые образы. Каждая миниатюра – это либо персонаж,
либо картинка окружающего мира. Композитор чувствует, что надо услышать
ученику, как ввести его в мир гармонии звуков, так, чтобы увлечь, заинтересовать,
удивить. Перед нами предстали: «Золотой петушок», чутко охраняющий границы
царства, заслушав которого так и хочется поднять голову и увидеть птицу
«восседавшую на спице», старенький хорохорящийся «Царь Дадон», гордая
восточная невероятно красивая «Шамаханская Царица». А также картины природы
– «Зимний вальс» кружащихся снежинок и легкого ветерка, элегичный осенний
пейзаж. Мы совершили путешествие на Восток, в волшебный «Сад Черномора»,
где царит томная нега. «Добрая сказка», которую рассказывала Арина Родионовна
маленькому Саше.
Цикл «У Лукоморья» продолжает традицию детских фортепианных циклов Р.
Шумана и П. И. Чайковского и достижений детской музыки XX века в целом. В
каждой пьесе ощутима тонкая стилевая связь с отдельными пьесами из «Нотной
тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха (полифонические эпизоды в пьесе
«Осень», прилюдийная фактура «Лебедь»), либо ярким в образном плане «Альбом
для юношества» и «Детскими сценами» Р. Шумана, ведь В. Ходош также
стремится к ритмическому разнообразию в своих пьесах № 13 «Царь Дадон» и №
12 «Птичка». Композитор предваряет каждую пьесу стихами А.С. Пушкина,
несомненно, продолжая традицию программных пьес «Детского альбома» П.
Чайковского. Виталий Ходош сумел создать свой неповторимый стиль, продолжая
отечественную музыкальную традицию пьес для детей Н.Мясковского и А.
Гречанинова («Бусинки»), Д. Кабалевского «Фортепианная музыка для детей и
юношества»).
Безусловно, цикл «У Лукоморья» В. Ходоша занимает в этом ряду свое
достойное место. Методическая ценность состоит в обогащении репертуара
современных юных пианистов. Композитор предлагает план целостного развития
музыкального
мышления
юного
музыканта
и
планомерное,
системное
и
последовательное развитие пианистических навыков.
Цикл «У Лукоморья» является ярким примером современной детской
программной музыки. Название пьес приоткрывает исполнителю содержание и
направляет воображение по определенному руслу, а значит – пробуждает в ребенке
интерес, готовность к восприятию, положительный настрой. Это очень красивые и
необычные инструментальные программные пьесы для фортепиано, в которых мы
сразу узнаем образ хитрой Шамаханской царицы, послушаем песенки озорной
белочки, услышим, как звонко падают на землю осенние капли дождя или как
скрипит снег под полозьями саней и тихо звенит колокольчик лошадки. Для
воплощения
сказочного
образа
В.
Ходош
использовал
выразительность
мелодического
рисунка,
тембральное
и
гармоническое
многообразие,
динамическую фразировку, разнообразную артикуляцию, удобное фортепианное
изложение. Музыкальный язык пьес понятен, доступен и близок к детскому
мышлению и воображению.
Перед каждой пьесой идет стихотворный эпиграф из сочинений Пушкина,
который воспринимается как сиюминутное театральное зрелище.
В качестве
эпиграфа взяты следующие строки из следующих сочинений А. С. Пушкина:
«Сказка о Медведихе», «Сказки о царе Салтане», романа «Евгений Онегин»,
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», поэмы «Руслан
и Людмила», поэмы «Цыгане». Так между литературой и музыкой устанавливается
тесная
связь.
Сборник
иллюстрирован
художником
Виталием
Кириченко.
Визуальные образы помогают исполнителю глубже ощутить эмоциональную
атмосферу и понять основную суть музыки. Таким образом восприятие юных
музыкантов: стихи, музыка и графика выступают в единстве, дополняя друг друга,
настраивая на нужные образы. Музыкальность поэзии А. С. Пушкина, ее
популярность и узнаваемость сказочных героев пьес настраивает начинающего
пианиста на определенный характер, активизирует его образное мышление и
воображение. Неслучайно цикл столь прочно вошел в педагогический репертуар
многих учебных заведений.
Индивидуальные самобытные черты стиля композитора, такие как классическая
ясность и четкость формы, яркая театральность рельефность образов, игривость и
мягкая ирония, сочетаются с важнейшими исполнительскими задачами. Так,
первые пьесы направлены на начальную организацию моторики, а каждая из
последующих постоянно вводит ребенка в мир новых музыкальных образов,
воплощаемых незнакомыми для юного музыканта приема игры на инструменте.
Пьесы № 1,2,4,20 учат вслушиваться в равномерное ритмическое движение, паузы,
знакомят с разными ритмическими длительностями и размерами, учат чувствовать
соотношение длительностей, а также знакомят с разными музыкальными темпами
и регистрами фортепиано. Целый мир затактов открывают пьесы № 12,13, !8, где
юный музыкант учится искусству смысловых ударений, построению логичных
музыкальных фраз. Пьесы № 3,6,7 призваны помочь в освоении отрывистого
штриха стаккато. С протяжным легато помогут познакомиться № 9,11,19, а с
яркими аккордовыми созвучиями - № 16 цикла.
3. Анализ пьес фортепианного цикла «У Лукоморья»
На первой странице сборника, на титульном листе, юных музыкантов встречают
стихи,
приглашающие
совершить
увлекательное
сказочное
музыкальное
путешествие:
3.1 «Еж»
Цикл открывает пьеска с шуточным эпиграфом, который точно увлечет и
вызовет живой интерес юных музыкантов:
«Все – то, еж, он ежится,
Все то он щетинится».
Эпиграфом к пьесе послужило стихотворение из «Сказки о Медведихе». Даже
самый маленький ребенок знает кто такой ежик, и поэтому достаточно легко
нарисовать
словесный
образ
и
подкрепить
выразительным
исполнением.
Предлагаемый автором темп – умеренно скоро, отчетливо.
Эту пьесу можно исполнять детям на начальном этапе обучения игре на
фортепиано, когда пройден этап подготовки к игре, пальцы научились «получать
приказы» и юный музыкант освоил нотную грамоту. Благодаря пьесе «Еж» слух
ребенка привыкнет и к хроматическим полутонам, и к тритонам, и эмоциональным
всплескам щетинистого ежика, ведь пьеса завершается стремительным усилением
динамики от piano к forte.
Пьеса состоит из двух предложений. Первое предложение начинается с тоники
скачком на доминанту. Движение левой руки по хроматизму вверх на crescendo и
вниз на diminuendo. Ребенку будет понятно, если привести пример как ежик
сворачивается в клубок и разворачивается. Вторая фраза – зеркальное повторение
первой. В (7-8 тт.), синкопу можно исполнить сначала на forte, затем на piano. Во
втором предложении интервал ч.4 вносит напряженность и подготавливает
кульминацию всей пьесы.
В первых шести тактах можно использовать один третий палец обеих рук.
Фактура
довольно проста, но вместе с этим юному пианисту есть над чем поработать учится
играть non legato и legato, выстраивая динамический план пьесы, связывать колкое
звучание тритона с характером главного героя. Часто перед педагогом стоит задача
освободить руку учащегося, поэтому данная пьеса как раз помогает почувствовать
эту свободу кисти, при этом учит играть «полным звуком».
Через восемь тактов сильная доля переходит из левой в правую руку, что
заставляет сознание юного пианиста переключить внимание и перестроиться. Это
будет способствовать развитию гибкости мышления, умению переключаться с
одного технического приема на другой.
Пьеса направлена на развитие эмоциональности, живого отклика на
исполняемую музыку, а стихи способствуют вовлечению в сюжет. Единственной
сложностью при изучении пьесы, является большой объем – маленькому ребенку
тяжело охватить всю пьесу целиком.
3.2 «Белка»
Эпиграфом к пьесе стали знаменитые строки А.С. Пушкина из «Сказки о царе
Салтане»:
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет».
Пьеса написана по мотивам «Сказки о Медведихе». Форма пьесы трехчастная.
Уровень сложности - 1-2 класс.
Здесь важно, чтобы юный пианист представил себе образ «танцующей»
сказочной белки, которая кружится в вальсе. Стоит и новая ритмическая задача –
нужно переключиться на новый, трехдольный метр, ощутить новую долевую
пульсацию. Созданию образа легкого вальсового кружения способствует не только
размер и подчеркивание сильной доли такта в левой руке, но и штрих staccato.
В первом предложении скачки на терцию и кварту, ходы по трезвучиям наглядно
иллюстрируют воздушные прыжки белочки, она словно «летает» и обилие
четвертных пауз усиливает парящий эффект, создавая сказочную прозрачность
фактуры. Во втором предложении партия левой руки приобретает самостоятельный
голос и на ее фоне правая продолжает staccato по устойчивым ступеням лада, затем
нисходящий мелодический вид d-moll.
В среднем разделе появляется эпизод, где мелодия переходит в партию правой
руки, штрих меняется на legato, что ставит дополнительные исполнительские
задачи. Правая рука как бы «поет», а левая продолжает играть staccato. Сразу
необходимо обратить внимание ученика на аппликатуру. Исполнение нужно
довести до автоматизма, чтобы затем не терять развитие мелодии в правой руке.
Кульминация переходит в третью часть. На фоне залигованой тоники в правой, как
и в первой части мелодия проводится на staccato в левой.
Это пьеса полезна для начального изучения штрихов, стимулирует умственную
активность юного пианиста, заставляет внимательно следить за меняющимися
штрихами и характером. Одновременно вырабатываются навыки гибкой кисти при
staccato и умение сочетать разные штрихи с одной руке – staccato, а в другой legato.
Трудность: объем, исполнять staccato активными пальцами под «ладонь».
3.3 «Первый снег»
Стихотворение взято из четвертой главы романа «Евгений Онегин»:
«Первый снег веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег».
Это фрагменты лирического авторского отступления, воспевающего зимние
забавы. Пьеса представляет собой пейзажную зарисовку, создает образ падающих
снежинок. Состояние детского восторга от первого снега «рисует» фактура пьесы,
а также указание самого автора: тихо и радостно.
Пьеса имеет простую двухчастную форму. Уровень сложности второго класса.
При
исполнении
важно
подчеркнуть
веселый
характер
пьесы,
сохраняя
неторопливость движения. «Белая тональность» - C-dur служит символом «белых
снежинок», в которых должны «превратиться» клавиши фортепиано.
Пьеса состоит из коротких мотивов, которые связаны общим гармоническим
движением и, как бы «нанизываются» на нитку бусинками. Движение по октавам с
опорой на сильную и относительно сильную доли (это 1-и и 3-и), что помогает
овладеть навыком свободных движений руки от плеча. Использование септаккорда
в разных регистрах (4-й такт), создает образ метелицы. Во втором предложении –
нисходящее поступательное движение верхнего голоса к терцовому тону. Затем
синхронное движение обеих рук по трезвучию II и III ступени подготавливает
кульминацию (ломаные октавы на доминанте в верхнем голосе и нисходящие
терции от тоники к субдоминанте в партии левой руки). Очень наглядно можно
представить бурю. Два последних такта выполняют роль коды (затишье после
бури). Педаль нужно использовать на первую и третью доли; в 4-м такте – один
раз. Педаль дает возможность услышать полноту, окрашенность и гармоничность
общего звучания, благодаря слиянию всех звуков.
Сложность пьесы состоит в объединении мотивов в одно целое. А также у
ребенка должна быть большая рука т.к. используется октава.
Задача перед педагогом состоит в том, чтобы ребенок научился играть полным
звуком со свободной кистью, а также двумя руками одновременно штрих staccato.
Помочь открыть для ученика незнакомый ему ранее мир чувств и мыслей,
рассмотреть скрытую автором в музыкальном изложении эмоциональную сферу
человеческих взаимоотношений с природой.
3.4 «Охота»
Пьеса написана композитором по мотивам «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях». Ремарка В. Ходоша «решительно» сразу настраивает на то, что нужно
сохранять бодрость и активность, ведь эпиграфом стали знаменитые строки поэта:
«Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять».
Тональность пьесы E-dur. Для детской руки эта гамма очень удобна и сразу
приучает не бояться черных клавиш. Начинается пьеса на форте, с акцента.
Сразу с первых тактов звучит интервал ч. 4, как призыв к действию – охоте.
Использование в 3-м такте пунктирного ритма играть четко, что придает мелодии
упругую
пульсацию.
Поступенное
восходящее
движение
в
11-м
такте
подготавливает кульминацию. В 17-м такте акцентированная кварта переходит в
терцию. Использование IV
повышенной ступени в левой руке напоминает
перекличку охотничьих рожков, что свидетельствует об окончании охоты.
Заканчивается пьеса тоникой.
В этой пьесе юный музыкант впервые встречается с пунктирным ритмом,
появляются и группы активных шестнадцатых, которых не было в предыдущих
пьесах. Благодаря ряду технических задач пьеса сохраняет близость жанру этюда.
Для точности важно научить слышать пульсацию шестнадцатых внутри четвертной
длительности и внутри восьмой с точкой, чтобы следующая вслед за ней
шестнадцатая прозвучала точно в свое время. Звукоподражание тембрам флейты и
валторны
–
охотничьего
рога
дополняет
образ
богатырей
охотников,
а
появившиеся яркие акценты на сильных долях воспринимаются как выстрелы
ружья. До этого акцент встречался всего один раз в конце пьесы «Еж». На
протяжении всей пьесы, за исключением последних трех тактов, юный пианист
активно играет двумя руками, пауз практически нет. Постепенно усиливающаяся
динамика
создает
кинематографический
эффект,
словно
братья
богатыри
приближаются и затем, раздаются звонкие «выстрелы – акценты».
Использование этой пьесы на академическом концерте подразумевает наличие у
ребенка хорошего чувства ритма (использования пунктирного ритма и переход
восьмых нот к шестнадцатым). Однако для развития ритмической стороны очень
полезно поиграть ее в классе. Уровень сложности второго класс.
3.5 «Шествие»
Пьеса-марш написана по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Эпиграфом к пьесе служат строки:
«Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь, возможно,».
Слушатель представляет, как мимо него проходит один из героев поэмы
Черномор, черный маг, маленький гнусный старикашка со своей свитой. Музыка
звучит в умеренном темпе, в тональности a-moll, в размере 4/4, что характерно для
шествия.
Пьеса состоит из трех разделов. Начинается 2-х тактовым вступлением на пиано
(Т S D). Это издалека слышно движение воинов. Следует обратить внимание на
строгость ритмической поступи в левой руке. Низкие ровные ноты – остинато,
отображают мерные, одинаковые шаги всех слуг. С 7-го такта мелодия усложнена
и проходит в терцию (добиваться одновременного исполнения). С 11-го такта
происходит динамическое нарастание с использованием пониженной II ступени и
повышенной VII.
Во втором разделе динамика меццо-форте – перед нами предстает сам Черномор.
Используется октавная дублировка. Звучат неприятные для слуха сочетания
звуков,
выражающие
темный,
злой
и
завистливый
характер
колдуна.
Хроматические звуки звучат в a-moll резко и неестественно.
Третий раздел похож на первый – реприза. Динамика форте – герои сказки
шествуют прямо перед нами. После crescendo – звучат величественные аккорды –
это кульминация. Проходят слуги Черномора, завершающие строй. И вот,
diminuendo и ritenuto – шествие постепенно удаляется и растворяется в туманной
дали. Заканчивается пьеса на субдоминантовой терции, с опеванием Т в левой руке.
Миниатюра дает возможность познакомить ученика с интервалами терция,
кварта, квинта, секста. Пьеса полезна для развития пальцевой активности и
цепкости. Сложность – исполнение пьесы на одном дыхании. Уровень 1-2 класса.
3.6 «Зимний вальс»
Пьеса – вальс написана по мотивам произведения А.С. Пушкина «Евгений
Онегин». Строки из поэмы, предшествующие пьесе:
«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета…».
Очень яркая, выразительная пьеса, для 3-4 класса. Тональность F-dur, 3-х частная
форма.
Музыка начинается с четырехтактного вступления, с основой на Т и D. Звучит
однообразный аккомпанемент, свойственный вальсу, (размер ¾). Начинает звучать
легкая, кружащаяся и задорная мелодия. В основе мелодии лежит двухтактный
мотив, который создает характер вальса. Нисходящие восьмые ноты, очень
напоминают кружение снежинок. Перед глазами предстает картина зимнего
веселого дня, когда можно кататься на коньках и играть в снежки. Гармонические
краски становятся все смелее, появляются ряд отклонений из g-moll в D-dur, из g-
moll
в
Des-dur.
Дальше
восходящий
пассаж
гаммообразным
движением,
параллельными интервалами и плавным хроматизмом в левой руке заканчивает
первую часть. Этот хроматизм подвел к параллельной основной тональности – d-
moll.
Во втором разделе тема контрастна теме из первого и третьего разделов – музыка
минорная, изящная и порхающая, звучит трелеобразный мотив в узком диапазоне.
Развитие мелодии проходит по трезвучию d-moll, а бас от тоники d-moll движется
по хроматизму вниз. Кульминация наступает после коротких мотивов на
разложенный Д7 в F-dur. В первом предложении звучит повторность в разных
октавах.
В третьем разделе вальса повторяется задорная тема из первого раздела –
реприза. Динамика forte – зимнее веселье в самом разгаре – это кульминация. В
основном мотиве на слабую долю добавлен скачек на октаву. Последний аккорд на
D-es кварте звучит неустойчиво, тоническое трезвучие дополнено VII ступенью –
день заканчивается и зимнее торжество растворяется в сумерках. Последние 4-ре
такта выполняют роль коды.
В процессе изучения, возникает ряд исполнительских трудностей, связанных с
разнообразием технических приемов (пассажи, скачки на октаву), а также
применение полупедали, запаздывающей педали.
3.7 «Кораблик»
Пьеса написана по мотивам «Сказки о царе Салтане». Имеет 3-х частную форму,
в темпе Allegro, в жанре скерцо, для 3-4 класса.
«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Начинается пьеса вступлением (два такта), которое выполняет роль «пульс-
толчка» к дальнейшему развитию музыкальной ткани. Своего рода дирижер в
организации темпа, характера движения.
Staccato использовать пальцевое, при свободной кисти. Восьмые ноты в 3-м такте
играют роль лейтмотива (интересно использование разных регистров). Достаточно
сложно выдержать на протяжении всей первой части и в одном темпе провести
партию левой руки.
Вторая часть начинается на mf аккордами на staccato (на море начинается буря).
Используются отклонения в f-is, D, c-is, преобладает f-is параллельная тональность
S. Лирические интонации прерываются акцентами, затем два такта шестнадцатых
нот и нисходящий хроматизм. Вторая часть переходит в репризу.
Пьеса на первый взгляд довольно простая, но на начальном этапе обучения
возникает ряд сложностей. Необходимо развить умение играть на staccato
интервалы и аккорды двумя руками в быстром темпе (ремарка «скоро»), быстро
переключаться со staccato на legato, с восьмых групп на шестнадцатые, ловко
осуществлять скачки. Эта пьеса, безусловно, предполагает, что у ребенка уже есть
определенные хорошие навыки игры на инструменте. Ближе к концу этой
стремительной пьесы композитор вводит в фактуру педальный средний голос –
целую ноту «си». Слигованная «си», воспринимается детским сознанием как
надутый парус и служит отражением эпиграфа «Он бежит себе в волнах на
раздутых парусах».
3.8 «Золотой петушок»
Пьеса написана по одноименной сказке А.С. Пушкина.
«Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как сосна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй лежа на боку».
Это сочинение соответствует по уровню сложности программы третьего класса
музыкальной школы. Тональность F-dur, 2-х частная форма.
«Золотой петушок» - одна из любимых пьес детей, которую они всегда
исполняют с большим удовольствием. Композитор ярко и образно передал в этой
пьесе основной сюжет сказки, где петушок предупреждает об опасности (1-4тт.),
собирается войско пешее (5-10 тт.), войско конное (11-14 тт.), происходит бой (14-
18тт.), который завершается победой (19-20тт.) и петушок опять сидит на шпиле и
охраняет царство.
Во вступлении (1-4тт.) и коде (25-29тт.) пьесы – звукоподражание крику петуха.
Учимся исполнять крайние части в умеренном темпе, с подтекстовкой, как бы
имитируя пение петушка, сидящего на шпиле дворца: «Кири-ку-ку! Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!». Музыкальное «Кири-ку-ку!» представляет собой
квартовый восходящий ход, где каждая нота подчеркнута акцентом. Дети легко
распознают этот образ и с радостью воплощают за инструментом.
В первой части темп меняется – Скоро, отчетливо. Важно чтобы юный пианист
переключился на новый образ, связанный с быстрым, отчетливым движением
восьмыми. В этом нам поможет подтекстовка: «Собирайтесь, собирайтесь, на
войну с врагом сражаться» (5-6тт.). Остинатное, механическое движение восьмыми
в партии левой руки дополняется выразительными повторяющимися фразами в
правой. Важно обратить внимание не только на прием остинато, но и на
волнообразную динамику. Композитор лаконичными средствами создает карету, в
которой едет царь Дадон, поднимаясь (crescendo) и спускаясь (diminuendo) по
холмистой дороге. Динамическая кульминация 1 части начинается в 11-м такте на
тонике и хроматизме в партии левой руки и закрепляется на доминанте в 13-м
такте. Для лучшего раскрытия содержания пьесы, чтобы передать тревогу,
волнение, настойчивость, смелость, композитор использовал в главной теме такие
звуковые
краски
как
сочетание
натурального
и
миксолидийского
мажора
(IVступень повышена), хроматические терции, низкую VI ступень.
Вторая часть начинается настойчиво. Создавая образ решительного движения
царской рати, конницы и боя, опираемся на подтекстовку: «Бой, страшный, бой,
правый» (19-20тт.), передавая радость и ликование победы в конце части, слова:
«Победили, победили мы!» (21-22тт.). В (23-24тт.) добиваемся единого общего
движения в арпеджио вверх при сменяемости рук.
В работе с учеником необходимо добиться отчетливой артикуляции и
координации в синхронном движении рук. Для лучшего ощущения кончиков
пальцев,
их
самостоятельности,
независимости
учить
разными
штрихами,
динамикой. Грамотно подобранная аппликатура также поможет лучшему, яркому
исполнению сюжета этой пьесы.
3.9 «Царь Дадон»
Яркий, знакомый с детства образ из сказки «Золотой петушок».
«В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело...»
Это музыкальный портрет молодого царя Дадона – смелого, воинственного
правителя. Пьеса скерциозного характера, исполняется подвижно, с удалью,
задором.
Структура – 2-х частная. Юмористическая пьеса, работая над которой, стоит
задача сохранить артикуляционную четкость и точность.
Два такта – вступление, автор рекомендует играть отчетливо.
Мелодия насыщена хроматизмами, с использованием пунктирного ритма,
акцентов. В правой руке нужно научиться организовать пунктирные затакты и
играть их как бы с атакой, то есть готовить сразу над клавиатурой два пальца (на
затакт и коротких мотивов) с динамической фразировкой.
Во втором предложении появляется лирический эпизод, который построен на
нисходящем движении терций по хроматизму. Гармоническая основа – ломаные
октавы. Ломаные октавы, пунктирный ритм, акценты – все эти средства создают
характер царя Дадона, что «соседям то и дело наносил обиды смело».
В конце – забавная деталь, ведь пьеса завершается sub. f, с форшлагом на тонике,
что
еще
раз
подчеркивает
комичность
персонажа
и
требует
сохранять
театральность до конца. Сложность исполнительской задачей является умение
сохранить артикуляционно-ритмическую четкость и ясность на протяжении всего
произведения. Уровень сложности 4-й класс.
3.10 «Сад Черномора»
В сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» царевну похитил злой Черномор, и
она попадает в его сказочный сад.
«Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки;
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам».
Авторская рекомендация исполнять пьесу «Сад Черномора» медленно, с
чувством.
Музыка пьесы звучит не спеша, завораживающе, полная томления и неги. Это
нежная, мягкая, лирическая миниатюра, которая ставит перед исполнителем
совершенно определенные задачи – овладения глубоким, певучим звуком.
Строение пьесы 2-х частное. Уровень сложности 3-4 класс.
Следует обратить внимание на полифоничность фактуры, объяснить ученику как
нужно вычленить определенные мелодические пласты, а также распределить
динамику по этим горизонтали.
На фоне мерно покачивающегося синкопированного аккомпанемента, где
нижний голос выдержан, а верхний интонационно поднимается по хроматизму,
звучит неустойчивая мелодия, также построенная на хроматике.
В первой части важно, чтобы ученик услышал полифонию басового голоса, в то
же время в верхнем голосе мелодия состоит из ряда коротких мотивов, которые
необходимо объединить в большое предложение. Повышенная IV ступень создает
тритоновое интонационное напряжение и придает волшебный колорит музыке
пьесы. В (1-4 тт.) рисуется образ фантастического сказочного сада. (9-12 тт.)
играют роль связки и переход ко второй части.
Во втором проведении темы (13-16тт.) композитор добавил еще один голос в
верхнем регистре. Уплотняется фактура, усиливается динамика, передавая в
музыке новое, яркое волшебство, увиденное Людмилой, которое постепенно
исчезает, как бы истаивает к концу пьесы. Музыка заканчивается сползающими
хроматическими терциями (19-20тт.).
В работе ученику необходимо приобрести навык игры в левой руке синкоп
облегченным, почти воздушным первым пальцем на выдержанном опорном
длинном звуке пятого пальца (половинные длительности). В интонировании
мелодии, которая строится на полутонах, необходимо стремиться к чувственному
исполнению,
используя
тонкую
нюансировку.
Струящиеся
шестнадцатые
научиться
играть
с
динамической
и
артикуляционной
фразировкой,
с
воображением вьющегося ветерка или журчащего ручейка среди сказочной зелени.
Не допускать статичности, формальности в игре их. Ученику необходимо добиться
в исполнении пьесы дифференциации звучания между голосами. Слушать и вести
не только горизонталь мелодии, а стремиться создать объемную вертикаль
звучания, чтобы музыка как бы дышала, благоухала.
3.11 «Добрая сказка»
В эпиграфе к пьесе композитор обратился к знаменитым строкам из поэмы
«Руслан и Людмила»:
«Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой…».
Пьеса звучит в медленном и задумчивом темпе, как будто играет русский
народный инструмент, гусляр перебирает струны инструмента и начинает свой
рассказ…
Произведение состоит из вступления, темы и коды. «Добрая сказка» ставит
новую исполнительскую задачу. Здесь необходимо переключаться с двухдольного
метра на трехдольный. Это создает речевую свободу необходимую для создания
образа задумчивого, мудрого старца, сказителя Баяна, начинающего новую сказку.
Фактурное решение правой руки, с покачивающимися терциями, рисует
средствами фортепиано образ старинных гуслей, которые сопровождают рассказ. В
партии левой руки расположилась спокойная, задумчивая тема близкая по духу
русским протяжным песням. Тема в динамике piano, музыка мерная и загадочная.
События развиваются, и колыбельная мелодия контрастно прерывается
аккордами в левой и правой руках. И, вместе с diminuendo, тема заканчивается. В
вариации знакомые нам ноты звучат в левой руке на октаву ниже. Динамика mp,
аккорды звучат еще более загадочно.
В коде мелодия перекликается, повторяется в двух соседних тактах в разных
октавах – имитация. Тихие аккорды, тоническое трезвучие a-moll, звучат на октаву
выше и завершают произведение, а сказание только начинается… уровень
трудности 3-4 класс.
3.12 «Зимняя дорога»
Строки взяты из одноименного стихотворения А.С. Пушкина:
«По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит».
Пьеса написана в 2-х частной форме, исполняется в темпе Allegretto, для 3-4
класса. Первые два такта – вступление. Повторение ритмического рисунка в правой
руке рисует образ звонкого зимнего колокольчика, что монотонно звенит, создавая
движение.
В партии левой руки сосредоточена основная тема. Ее природа вокальная,
напевная, выразительная. Задача ученика – суметь выстроить баланс левой и
правой рук, а также добиться чтобы мелодия «пела» на фоне нарастающего
«перезвона колокольчиков».
В (7-10тт.) мелодическая линия строится на нисходящей секвенции, которая
подводит к тонике. В 11-м такте роль колокольчика передается левой руке. В
мелодии используется секвенция от V ступени, затем от IV.
Мелодическая линия второй части проводится на октаву ниже. Стаккатное
сопровождение очень напоминает перезвон бубенцов под дугой стремительной
тройки, до постепенно нарастающего (благодаря регистровым сменам) малинового
перезвона. Для второй части характерна более насыщенная динамика. 7-м
последних тактов выполняют роль коды, в основе – звуки тонического трезвучия.
Пьеса направлена на развитие легкого кистевого staccato и умения выстраивать
логично звенья секвенции.
3.13 «Шамаханская царица»
Еще одна юмористическая зарисовка В. Ходоша из «Сказки о царе Салтане».
«…а девица -
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха».
Пьеса «Шамаханская царица» написана в 3-х частной форме, в темпе Allegro.
«Хи-хи-хи да ха-ха-ха» эпиграфа находит музыкальное воплощение в бойких
шестнадцатых из затакта с яркими акцентами на слабых долях такта. Игривость,
кокетливость
восточной
красотки
в
музыке
подчеркивается
увеличенными
секундами.
Трудности, с которыми сталкивается ученик в этой пьесе – это частая смена
размера 4/4 на 6/8, затем 4/4 на 3/4. В этой скерциозной пьесе есть целый ряд
ритмических сложностей – это пунктирный ритм, синкопы, пассажи 32-ми и
триоли шестнадцатыми, поэтому ее уровень сложности соответствует четвертому
классу музыкальной школы (давать пьесу необходимо ритмичному ученику).
Смена размера и ритмическое разнообразие привносят танцевальность. Эти
ритмические смены должны быть исполнены естественно, без напряжения, чтобы
не терялась «гибкость» фраз и получилось создать образ капризной красавицы,
смеющейся над царем Дадоном. Очень яркая в динамическом плане пьеса. Наличие
смены размера, использование триолей навевает сказочную атмосферу и развивает
чувство ритма у учеников.
3.14 «Царевна-лебедь»
Пьеса написана по мотивам «Сказки о царе Салтане».
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит».
Это созерцательная пьеса-картина, где композитор создал сказочный образ
царевны Лебедя, с ее волшебными превращениями. По трудности 3-4 класс.
Пьеса начинается арпеджированным вступлением, передающим всплеск морских
волн (1-4 тт.). Появляется царевна-Лебедь в образе белой лебеди, горделиво
покачивающейся, плывущей в волнах (5-15тт.).
Мелодия довольно простая – это поступенное движение к тонике, сначала
четвертными нотами, затем восьмыми. Исполняется глубоким, певучим звуком,
используя (большие) подушечки пальцев на большом дыхании фразы. Для
облегчения фразировки стоит попросить пропеть верхний голос и найти опорные в
смысловом плане звуки, к которым устремлено движение. Сложность состоит в
том, что это мелодия широкого дыхания, и его должно хватить на целую фразу.
Очень ярко выражена фразировка, поэтому пьеса является отличным примером для
развития у учащихся умения «дышать», выстраивать фразу. Для достижения
раскрытия сказочного образа царевны-Лебедя ученику необходимо отдельно
проработать левую руку. Аккомпанемент, состоящий из арпеджио, должен звучать
свободно и гибко, как будто перекаты морских волн. Нужно добиться плавного
гибкого кистевого объединения звуков арпеджио в единую линию сопровождения
(5-8тт.), которое должно помогать широкому дыханию прекрасно вьющейся
мелодии
в
верхнем
регистре
применяя
кантиленное
туше.
Также
нужно
проработать
арпеджированные
аккорды,
применяя
разную
артикуляцию
и
динамику.
Во второй части, в сменившейся фактуре, отображающей образ прекрасной
царевны, необходимо научиться исполнять верхний голос из коротких мотивов с
динамической фразировкой. Добиваться прозрачного, хрустального звука в
верхнем регистре. Здесь используется смена, игра тональностей (22-29тт.).
Мелодия поддерживается нижними голосами, где нижний по хроматизму идет в
нисходящем
движении.
В
третьей
части
в
сопровождении
необходимо
выдерживать бас.
Яркая смена тональностей, выразительное арпеджированное движение в партии
левой руки стимулирует развитие гармонического слуха, подготавливает искать
новые лирические краски в исходной и новой тональности.
Самая большая трудность при прохождении – педаль. Полнота гармонического
аккомпанемента допускает выдерживание педали даже, когда мелодический контур
идет по секундам. Педаль в этой пьесе как колористическое средство и придает
звучанию объемность и полноту.
3.15 «Богатырский марш»
Пьеса написана по мотивам «Сказки о царе Салтане».
«Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Это торжественная, энергичная, яркая пьеса-марш. Она завершает весь цикл
фортепианных зарисовок. Пьеса написана в форме рондо для 3-4 класса.
Рефрен – это тема богатырей, мощных удалых. Начинается марш четвертными в
октаву с опорой на устойчивых ступенях. Октавный унисон рефрена в нижнем
регистре показывает богатырскую силу войнов.
Эпизоды – это сказочные образы, с которыми повстречались богатыри во время
дозора. Эпизоды написаны в разных тональностях, а в первом эпизоде меняется и
размер. В 9-м такте смена тональности F-dur. В развитии левой руки используется
движение нисходящими квартами по хроматизму и дальше чередование размеров.
В 17-м такте возвращение в основную тональность и к основной теме. В работе над
этим эпизодом нужно отдельно проучить смену размеров, так как это является
одной из трудностей в исполнении этой пьесы. За единицу ритмической пульсации
нужно взять восьмую длительность, так как восьмые в этих размерах равны между
собой. Это указано в тексте.
Во втором эпизоде композитор использовал элементы звукоподражания: это
фанфары – сигналы приближающегося войска царевича Гвидона. С 29-го такта
идет секвенция, для этого предложения характерна резкая динамическая смена от
forte до mezzo-piano.
Пьеса ярко изобразительна, здесь слышится призывная фанфарность и
барабанная дробь. Во время работы над пьесой у ученика должна наработаться
ритмическая организованность и устойчивость, необходим также боевой настрой
для яркого исполнения марша, особенно рефрена.
Заключение
Разнообразный учебно-педагогический репертуар является основой роста
музыканта. По мнению выдающегося пианиста и педагога С. Фейнберга, «в
процессе игры постепенное накопление конкретных свойств звучания приводит к
новым качественным изменениям в характеристике музыкальных образов».
В преддверии ХХI века фортепианная литература пополнилась выходом в свет
сборника В.С. Ходоша «У Лукоморья» - 20 зарисовок по мотивам произведений
А.С.
Пушкина
для
младших
классов.
Сборник
расширил
и
обогатил
педагогический репертуар музыкальных школ и сразу стал любимым и у учителей,
и у учеников.
Высокий художественный уровень фортепианного цикла В.С. Ходоша
предлагает поэтапное решение исполнительских задач, дает возможность работать
с начинающимися исполнителями последовательно, сохраняя минимальный «шаг
программы». Юный музыкант справляется с поставленными задачами и в то же
время, учится ответственно относиться к каждой композиторской ремарке,
внимательно реагировать на каждый нюанс и штрих. В результате ученик
овладевает
многими
практическими
способами
музыкальной
деятельности,
постоянно совершенствуя приобретенные умения и навыки на новом музыкальном
материале. Соблюдается принцип доступности, в то же время используется
поисковый характер в учебном процессе.
Специфика цикла заключается в том, что погружение в мир сказочных образов
А.С. Пушкина стала важной основой для реализации многих исполнительских
задач, ведь ничего более не сможет так заинтересовать ребенка, как исполнение
доступной, красивой музыкой. Каждая пьеса имеет свое название, эпиграф,
иллюстрирована. Красочная образность предложенных произведений, пробуждает
творческую фантазию детей, сочетая с доступностью для их восприятия.
Работа над музыкально – художественным образом развивает фантазию ученика,
увлеченность
восприятия,
воспитывает
чуткость,
доброту,
понимание;
в
профессиональном плане – требует умения владеть выразительными средствами
для воспроизведения музыкального образа. Это значит – умение владеть
фортепианной техникой в широко смысле этого слова: чувством формы,
полифоническим
слышанием,
ощущением
гибкой
фразировки,
владением
разнообразными приемами сказочного звукоизвлечения и звуковедения.
Цикл фортепианных пьес «У Лукоморья» имеет большое методическое значение,
предназначен для юных пианистов и направлен на освоение широкой палитры
технических и художественных возможностей юных исполнителей, помогает
развить важные технические навыки и образное мышление юных музыкантов.
Воспитательное и развивающее значение детской музыки неоспоримо. В связи с
изменением жизни и мировосприятия современных детей, необходимо обновление
детского музыкального репертуара. Детям нового поколения требуется новое
содержание, новые музыкальные образы, понятные и доступные им.
Список использованной литературы:
1. Цукер А.М. Виталий Ходош: искусство быть собой // Композиторы Ростова-на-
Дону. – М., 2007.
2.Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина. // Дошкольное воспитание №2.
– 2014г.
3. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура.
– Волгоград, 2009.
4. Бобрышева Н.В. Журнал «Актуальные исследования» №9 (139), 2023.
Статья «Специфика работы с юными пианистами на примере фортепианного цикла
В. Ходоша «У Лукоморья».
5.
Цукер
А.М.
Анатолий
Цукер
в
беседах,
размышлениях,
статьях.
Музыковедение и жизнь. - Ростов н / Дону: РГК им. С.В. Рахманинова. Музыка,
2007.
6. В. Ходош «У Лукоморья» 20 зарисовок для фортепиано по мотивам
произведений А.С. Пушкина для младших классов музыкальных школ. Ростов н /
Д: издательство «Феникс», 1999 г. – 48 с
7. Пастухова Е. «Сказка стала оперой» – Ростов-на-Дону, - М., 2008.