Напоминание

Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий в школе


Автор: Никулина Ирина Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Слобода Волчинская ООШ"
Населённый пункт: Республика Татарстан,Новошешминский район, с. Слобода Волчья
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий в школе
Дата публикации: 07.04.2025
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ « Слобода Волчинская ООШ»

Никулина Ирина Михайловна, учитель географии.

Тема: Обеспечение эффективного сочетания урочных и

внеурочных форм организации учебных занятий в

школе.

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню

образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение

этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и

содержания образования.

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим

компонентом базового образования, которая в условиях внедрения ФГОС

приобретает

новую

актуальность,

ведь

именно

стандарты

закрепили

обязательность ее организации. Это ресурс, позволяющий школе достичь

нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку

выбрать

область

интересов,

развить

свои

способности.

В современной общеобразовательной школе существует ярко

выраженное

противоречие, кроющееся

в

содержании

учебно-

воспитательного

процесса:

обязательное

освоение

федерального

государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с

одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов

обучения и, с другой – свободное творческое развитие личности ребёнка.

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников

связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-

воспитательного процесса.

Как показал практический опыт, именно интеграция школьных и

внешкольных занятий способствует созданию полноценных условий для

совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции

формируется

у

учащихся

творческий

стиль

жизнедеятельности

и

саморазвитие личности.

Анализируя исходные условия, содержание требований государства,

потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов

социума, пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности,

организации эффективного образовательного процесса, успешного развития

и

социализации

обучающихся

необходимо

разработать

и

внедрить

модель образовательного

пространства

школы,

используя

свои

преимущества, накопленный опыт в интеграции урочной и внеурочной

деятельности.

К урочным

занятиям относятся занятия, проводимые по нормативным

учебным программам, а также большинство факультативных занятий по

учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и

организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический

контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности

учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности

для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития

личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной

деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей

педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для

реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания

детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских

партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Предметная

внеурочная

деятельность.

Каковы

же

её

преимущества?

Во-первых, снимается полностью проблема психологической

зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А

постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к

результативному сотрудничеству учащихся с учителем и товарищами.

Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые

вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске

решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и

интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации.

Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за

рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум

репродукции

и

максимум

творчества

и

сотворчества.

И в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно

(занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие —

исследование,

практическое

занятие,

театрализованное

представление,

занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.). Такие

занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит

создание

ситуации

сотрудничества,

взаимопонимания,

взаимопомощи,

атмосферы

увлеченности

общим

делом.

И наконец, в-четвертых, именно во внеурочной деятельности

реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое

занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А

итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит

защита

всех

открытий»,

сделанных

учащимися.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности

для

развития

творческих

способностей

обучающихся.

География как учебный предмет имеет большие возможности

для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно

связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью

людей, с международными и текущими событиями в нашей стране.

Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть

которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка

времени.

Удовлетворить

интересы

школьников,

помочь

им

всесторонне познать многообразие и богатство родной природы,

насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать

пищу уму и чувством детей - главная задача внеклассных занятий

по географии. Внеурочная работа отличается от урочной целями,

содержанием

организационными

формами

и

особенностями

методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы -

расширить кругозор и углубить знания школьников в области

географической

науки,

совершенствовать

обще

учебные

и

специфические

для

географии

умения

учащихся.

Эти

цели

осуществляются

путем

включения

во

внеурочные

занятия

внепрограммных вопросов и проблем географической науки. Не

ограниченный рамками учебного времени, учитель, во время

проведения занятий, может широко привлекать дополнительный

фактический

материал,

помогающий

формировать

новые

представления о географических явлениях и процессах, вводить

новые понятия, географические термины, раскрывать новые виды

причинно-следственных

связей.

На

внеурочных

занятиях

школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять

знания из различных источников информации. Составляя проекты

и

исследовательские

работы

по

дополнительной

научно-

популярной географической литературе, периодической печати,

школьники

совершенствуют

умения

работать

с

книгой

и

интернетом:

выделять

главные

мысли,

отбирать

факты

для

подтверждения теоретических положений. На экскурсиях и в

походах они закрепляют некоторые исследовательские методы

географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять

коллекции

горных

пород

и

минералов,

гербарии,

образцы

почвенных пород. Велика роль внеурочной работы по географии и

в развитии познавательных способностей школьников, так как она

помогает

формированию

самостоятельности,

творчества,

географического

мышления,

познавательного

интереса,

наблюдательности и т.д.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во

внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на

систематический

интенсивный

творческий

поиск

форм

и

способов

совместной

жизнедеятельности,

продуктивное

сотрудничество,

взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу,

создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе

школьных

учителей,

учащихся,

их

родителей,

работников

детских

учреждений

дополнительного

образования,

культурных

и

спортивных

учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию

познавательного

интереса

учеников

к

географии

является олимпиада.

Школьная олимпиада по географии - это массовый вид соревнований

учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников

во внеурочную работу по данному предмету, повышение интереса к

географическим знаниям, развитие самостоятельности и специфических для

географии умений учащихся.

Одними

из

популярных

и

любимых

у

учащихся

игр

являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету,

закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии.

Географические викторины считаются универсальной формой внеурочной

работы, т.к. они включаются в проведение географических вечеров,

конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное

количество участников. Викторина это, прежде всего, игра, которая

перестает быть игрой, если она лишается занимательности. Очень нравятся

детям интернет-проекты.

Географическая

игра

является

одной

из

увлекательных

форм

внеклассной работы. В игре можно выявить индивидуальные особенности

учащихся, пронаблюдать, насколько каждый из них способен преодолевать

трудности,

насколько

эрудирован,

к

чему

имеет

склонности.

Так же ,я

считаю, что наиболее востребованными формами внеурочной

деятельности по географии являются:

1.Мероприятия соревновательного характера

2.Конференции.

3.Неделя географии.

4.Предметные кружки.

Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на

разных уровнях.

Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием

целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды

занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если

использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый

школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой

работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на

уроках.

Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но

односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот,

урочных

занятий

с

внеурочными.

Например,

можно

запланировать

изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со

школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в

урочной работе.

Высокий

уровень

интеграции достигается

тогда,

когда

целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными

занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-

тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности

интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить

параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом

проведения урочных занятий.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках

уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования

(личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это

достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и

специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только

и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,

чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей

занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки

ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у

него

активной

гражданской

позиции,

готовности

учащегося

к

самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы

ценностей и способности реализовать их в практической деятельности,

потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и

личностно значимой деятельности.

Интеграция различных форм урочной и внеурочной деятельности

обучающихся позволяет мне пробуждать у учащихся интерес к открытиям,

создавать

творческий

подъем,

активизировать

их

познавательную

деятельность, развивать у учащихся умения и навыки исследовательской

работы; помогает каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные

способности, самосовершенствоваться.

.



В раздел образования