Автор: Батаева Фатима Эмдиевна
Должность: Преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на современном уроке
Дата публикации: 07.03.2025
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ на современном уроке
«Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести
специально для целей образования».
Энтони Маллан.
В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации основных
направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в достижении
личностных,
предметных
и
метапредметных
результатов
обучения
играет потенциал педагога.
Виссарион Григорьевич Белинский очень давно сказал: «Без стремления к
новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных
технологиях никто и не помышлял. Мне кажется, эти слова можно отнести к
современному учителю, который стремится вперёд, который готов осваивать
всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
На
современном
этапе
развития
трудно
представить
общество
без
компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является
введение человека в информационное пространство.
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. В
настоящее
время
происходит
внедрение
современных
компьютерных
технологий в преподавании учебных дисциплин.
Основной
задачей
обучения
на
современном
этапе
является
формирование ключевых компетенций, необходимых для практической
деятельности каждого человека.
Под
ключевыми
компетенциями
понимается
целостная
система
универсальных знаний, умений, навыков (на языке ФГОС – это ничто иное
как УУД) а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В
их перечень входят:
общекультурная,
учебно-познавательная,
информационная,
коммуникативная,
ценностно-смысловая,
социально-
трудовая, личностная компетенции.
Современный
учитель
должен
активно
с
высокой
эффективностью
использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационно-
образовательной среды, применять новые образовательные технологии в
работе, чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.
Введение нового Образовательного стандарта фиксирует информационно-
коммуникационную компетентность (ИКТ- компетентность) учащегося как
одну из важнейших метапредметных компетенций, формируемых в процессе
обучения в общеобразовательной школе.
Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств
заставляет меня как учителя, использовать все это многообразие на уроках.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных
технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении
учебных занятий мною используются:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые
позволяют
создавать
программные
продукты
в
поддержку
преподавания
моих
предметов
и
организовывать
проектную
деятельность учащихся;
Готовые
электронные
пособия,
выпускаемые
различными
издательствами: БЭ Кирилла и Мефодия,
Виртуальная школа
электронные пособия и приложения к учебникам
Компьютерные диски могут содержать программы позволяющие выполнять
различные математические построения, измерения и вычисления;
разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты,
показывающие различные математические построения; могут использоваться
на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для
подготовки учащихся к экзаменам.
Различные
рабочие
программы
по
предметам(
они
содержат
демонстрационный материал конкретно к определённому УМК, тесты,
практические работы; образовательные ресурсы сети Интернет; электронные
образовательные ресурсы – ЭОР
Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах
урока.
Ω Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд
игрового содержания, яркий, привлекающий внимание.
На этапе проверки домашнего задания
Ω На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли
мощного
демонстрационного
средства,
обеспечивая
высокий
уровень
наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации
позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах
учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи
Ω На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи,
таблицы, опорные конспекты.
Ω При проведении физкультминуток
Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые
обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой
ребята не знакомы.
Ω На этапе проверки знаний возможно использование разных видов
устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов
Ω На этапе повторения пройденного материала
Ω На этапе контроля
Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших
элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и
умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие
т.е.
проверяющие
уровень
усвоения
материала
или
обучающе-
корректирующие, когда в результате неправильного ответа или затруднения
в ответе можно взять подсказку. Мне очень нравятся тесты в программе
Excel:
Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний
обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их
знания.
Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов
производится в считанные секунды, (это делает компьютер)
Ω На этапе рефлексии
Ω При выполнении лабораторных и практических работ
Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных
затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы
с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное
компьютерное сопровождение урока.
К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее,
чем большим количеством чувств они воспринимаются..
Опыт использования компьютера на моих уроках показал, что
обучающиеся
более
активно
принимают
участие
в
уроке,
меняется
отношение к работе даже у самых проблемных учеников.