Автор: Шилкова Инна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Применение технологии интеллект-карт на уроках истории"
Дата публикации: 07.03.2025
Раздел: среднее образование
Применение технологии интеллект-карт на уроках истории
Шилкова Инна Александровна,
учитель истории и обществознания
МАОУ гимназия № 99
г. Екатеринбурга
Сегодня обучающиеся в процессе изучения курса «История» сталкивают-
ся с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить
ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обоб-
щать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельно-
сти привело меня к поиску таких методов, которые помогли бы моим учени-
кам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее,
представлять в удобном для запоминания виде. Одним из таких способов ра-
боты с информацией можно считать построение интеллект-карт или карт па-
мяти (mindmapping - майндмэппинг).
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов вос-
приятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инстру-
мент развития памяти и мышления
1
.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких за-
дач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего
времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых
штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение,
развитие, и многих других.
История создания интеллект карт началась в конце 1960-х — начале
1970-х. Концепция интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, основана
на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Данная тех-
нология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного
1
Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство. – Минск.: Попурри, 2010. – С.8
логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, не-
ограниченному.
2
В основу майндмэпинга Т. Бюзенен положил теорию радиантного мыш-
ления, центральную идею которой лучше всего представить его словами:
«Что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную гpушу, наслаждается
ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, об-
нимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый
бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание
или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмиче-
ский удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может
быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого
расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крю-
чок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь,
располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоци-
ациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что на-
зывают памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использова-
ния этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в
любой момент времени содержит «информационные карты», сложности ко-
торых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоя-
нии эти карты увидеть»
3
.
Т. Бьюзен выделяет следующие существенные отличительные черты ин-
теллект-карт:
а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся
от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясня-
ются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображают-
2
Самохина В. М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой ученый. – 2016. –
№29. – С. 598-600.
3
Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-
Пресс, 2007. – С.54-55
ся в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же спра-
ведливо для третичных идей и т. д.;
г) ветви формируют связанную узловую систему
4
. Таким образом, суть
методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное поня-
тие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги,
необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно также,
как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько вет-
вей-подпунктов.
Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни,
где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал лич-
ности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуаль-
ные задачи:
- обучение;
- конспектирование лекций;
- конспектирование книг;
- подготовка материала по определенной теме;
- решение творческих задач;
- мозговой штурм;
- презентации;
- планирование и разработка проектов разной сложности;
- составление списков дел;
- общение;
- проведение тренингов;
- развитие интеллектуальных способностей
5
.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой
деятельности;
4
Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-
Пресс, 2007. – С.59.
5
Акименко В.М. Применение Интеллектуальных карт в процессе обучения/ В.М. Акимен-
ко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №7. – С.344-37.
- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обме-
ном информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитиче-
ских обзорах и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семан-
тическую, образную и т.д.) учащихся;
- ускорять процесс обучения.
Эффективность данного метода заключается в следующем:
- метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастно-
му уровню их развития;
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и
ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэконо-
мить время;
- приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а до-
ля усвоенного материала значительно выше;
- поисковая система Интернет и учебная литература дают учащимся воз-
можность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-
карты;
- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или разда-
точный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений,
докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, парагра-
фов, разделов учебной литературы, создании презентации организации инди-
видуальной и групповой работы;
- кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение твор-
ческим и увлекательным;
- является эффективным средством формирования предметных универ-
сальных учебных действий.
Составление собственных интеллект-карт дает учащимся возмож-
ность:
- выявлять слабые места в знании учебного предмета;
- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материала-
ми;
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышле-
ние, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Преимущества обучения с помощью ментальных карт:
1. Повышают мотивацию обучения;
2. Учебный материал на основе ментальных карт является гибким и легко
приспосабливаемым к меняющимся условиям, позволяет вносить коррективы
в планируемые занятия;
3. В отличие от линейного текста, интеллект-карты не только излагают
факты, но и демонстрируют взаимоотношения между ними, тем самым обес-
печивают более глубокое понимание предмета учащимися;
4. Физический объем конспектируемого материала уменьшается.
Правила обусловлены теорией полушарий мозга, памяти и восприятия че-
ловеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение) и при-
званы задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.
Основные принципы построения интеллект-карт:
1. Графическое представление информации. Это является главной отлича-
ющей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах ин-
формацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически
связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой
направленными стрелками;
2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-
картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не
только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволя-
ющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или
косвенно указать на происхождение и назначение узлов;
3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обяза-
тельно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный
инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структури-
рования мыслей обязательно;
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и
т. д.;
5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в
центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт;
6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, кар-
тинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, тре-
тьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями;
8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), жи-
выми, гибкими - в общем, органическими. Рисование ментальной карты в
стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга.
Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних
одинаковых объектов;
9. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово. Каж-
дое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание»
слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может при-
вести к новым идеям;
10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ри-
сунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смеши-
вались с соседними ветвями. Использование этих принципов при создании
интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлека-
тельность и оригинальность ментальных карт
6
.
В зависимости от объёма используемого материала для составления раз-
личают следующие виды интеллект-карт:
6
Балан И.В. Использование ментальных карт в обучении //Молодой учёный.-2015.-№11.1-
С.58-59.
1) Стандартные карты (standartmaps). Это множество классических ин-
теллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия соб-
ственной индивидуальности.
2) Скоростные карты или карты-молнии (speedmaps). Это интеллкт-кар-
ты стимулируют умственные процессы. Картой может стать краткий одно-
цветный конспект, сделанный перед выступлением или докладом.
3) Мастер-карты (mastermaps). Это весьма объемные карты к целой об-
ласти знаний, например, по результатам четверти или полугодия в школе.
Они часто составляются непрерывно и служат общему обзору по теме.
4) Мега-карты (megamaps). Связанные друг с другом карты называются
мега-картами. Центральная карта с относительно малым количеством уров-
ней связана с последующими картами, в которых представлены детали или
дополнительный аспекты
7
.
Для того, чтобы создать интеллект-карту, необходимо выполнить следую-
щий алгоритм действий.
1.
Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.
Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому
что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания
интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте
при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие
вас в данный момент цвета и рисунки.
Начинайте с главной мысли - и у вас появятся новые идеи, чем ее допол-
нить
2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания
(ветви 1-го уровня), изображаем расходящимися от центрального образа
в виде плавных линий (ветвей), обозначаем и поясняем ключевыми слова-
ми или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрыва-
ющими центральную идею.
7
Иволгина, Л.И. Обучение школьников схематизации и моделированию.5-9 классы/Л.И.
Иволгина. – Волгоград,: Учитель, 2015. С.103.
Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верх-
него угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и про-
должая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило при-
нято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последователь-
ность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения.
3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от
ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных вет-
вей и т.д.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему
мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать
целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого
объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко вос-
принимать даже уставший человек.
4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью
использования множества цветов.
В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться.
Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время.
Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в
разных культурах и у разных людей.
5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с
ключевыми словами.
Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат
мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспе-
риментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления
информации, максимально подходящие именно для вас.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не
складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать
горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на
каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова
над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых
слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать макси-
мально быстро.
6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с
помощью дополнительных стрелок.
Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от
их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!
7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами
различные смысловые блоки, обозначить нумерацию.
Используйте группировку для обозначения односмысловых групп. Это
могут быть разноцветные фоны, просто контуры или что-то другое.
Если вы не используете в своей интеллект-карте правило чтения по кругу
(по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла), смысловые блоки сле-
дует пронумеровать.
Как правило, впоследствии для восприятия информации с интеллект-кар-
ты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет
пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая ин-
формация.
Разработаны специальные программы для создания интеллект-карт через
компьютер: Map Mind, MindJet Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMap-
per, но лучше составлять карты памяти именно руками - это хороший способ
отвлечься от компьютера и потренировать свою память и фантазию.
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего харак-
тера:
Умение учиться лежит в основе формирования универсальных учебных
действий и предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, является одним из основных факторов повышения эффектив-
ности освоения обучающимися предметных знаний умений и формирования
компетенций.
Индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каж-
дом его этапе на достижение определённых, заранее спланированных учи-
телем результатов способствуют формированию универсальных учебных
действий.
Ментальные карты отбирают и упрощают информацию: позволяют опе-
рировать одним словом или образом, не задумываясь о том, что за ним может
скрываться огромный слой данных. Они группируют информацию. Данный
метод способствует развитию навыков анализа проблемы, умения структури-
ровать материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать
выводы, работать с разными видами информации. При создании интеллект-
карт необходимо следовать определённому алгоритму, тогда метод интел-
лект-карт будет являться эффективным средством формирования предмет-
ных универсальных учебных действий.
Интеллект-карты используют на разных видах уроков истории: для фикса-
ции нового теоретического материала, при чтении текстов, составлении уст-
ных и письменных высказываний. Это удобная и эффективная техника визуа-
лизации мышления и альтернативной записи. Она помогает собрать все мате-
риалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их
одним взглядом, увидеть общее, дает возможность сфокусироваться на дета-
лях. Карты памяти активизируют ассоциативное мышление, которое позволя-
ет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
Составление интеллект-карт ведется как индивидуально, так и в парах,
группах.
При формировании навыков работы с текстом обучающиеся учатся
прогнозировать содержание текста, выстраивать логическую последователь-
ность, выделять основную мысль и главные факты.
В ходе формирования и развития навыков монологической и диалогиче-
ской речи, обучающиеся учатся планировать свое речевое поведение, об-
щаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и
оценку других участников коммуникации.
В процессе развития навыков письменной речи, обучающиеся использу-
ют интеллект-карты в качестве плана будущего речевого произведения, учат-
ся логически рассуждать и делать выводы.
Данная техника помогает логически выстраивать последовательность
своих мыслей, учит выделять главное и второстепенное. В процессе работы с
интеллект-картой обучающиеся учатся осуществлять самонаблюдение, само-
контроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний.
В результате проводимой работы происходит повышение мотивации обу-
чающихся к углубленному изучению исторического материала. Большинство
обучающихся с удовольствием разрабатывают и выполняют тематические
творческие задания, которые затем применяются на уроках обобщения. Чет-
кая работа на уроке по представленным алгоритмам может стать одним из
условий успешной сдачи ЕГЭ.
Планируя каждый урок, согласно автору, необходимо всегда тщательно
продумывать начало урока, удачное начало урока - это залог успеха основной
его части и положительный результат всего урока. Так предъявляя новую те-
му или новый текст, можно предложить обучающимся ответить на вопрос,
что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web
(словесную паутину). Заготовки таких словесных паутин могут быть разного
вида. Например, цветок, пирамида, рука и др.
Например, тема урока «Перестройка» в 10-м классе. Десятиклассникам
необходимо прочитать текст учебника, извлечь из него информацию и соста-
вить интеллект-карту, опираясь на полученные из текста знания. В работе
могут появиться фразы, словосочетания, а не только отдельные слова. Вот
пример интеллект-карты, составленной детьми самостоятельно во время уро-
ка в ходе работы в паре (Рис 1).
Рис 1. Интеллект- карта по теме «Перестройка в СССР»
На последующих уроках составленные интеллект-карты можно использо-
вать как план для монологического высказывания или написания письма, эс-
се, резюме или исторического сочинения. Отметим, что именно 25 задание
вызывает определённые трудности у обучающихся при работе с ним. При со-
ставлении ментальных карт обучающийся проделывает большую мыслитель-
ную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, вы-
деляет главное, существенное. В результате формируются навыки визуально-
го мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, разви-
ваются умения работы с различными источниками информации. В целом, это
необходимые навыки для успешной сдачи ЕГЭ по истории.
Составление интеллект-карты часто бывает домашним заданием по исто-
рии для обучающихся. В таком случае, для старшеклассников открывается
возможность создать интеллект-карту, используя электронные ресурсы.
Сегодня существует большое количество электронных менеджеров по со-
ставлению интеллект-карт в электронном виде. Обучающемуся требуется
внести данные, а программа сама расставит их.
Вот перечень программ:
XMind;
MindJet Mindmanager;
iMindMap;
Mindmeister;
MindNode;
FreeMind.
В России чаще всего используют программу Mindjet Mindmanager (Рис 2.)
Рис 2. Пример создания интеллект-карты в программе Mindjet
Mindmanager
Самый творческий вариант программы – это iMindMap. Главная
особенность этой программы - возможность писать текст вдоль ветвей. Ветви
могут быть представлены в любой форме (Рис 3).
Рис 3. Пример создания интеллект-карты в программе iMindMap.
Существуют как платные, так и бесплатные варианты программ.
Платные: MindManager, ConceptDraw, MindMap, бесплатные — FreeMind,
MindMaster, NodeMind, ComappingMapul.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что технологию интеллект-
карт можно использовать на разных видах уроков. Интеллект-карту можно
составлять с помощью специально существующих электронных программ
или вручную, индивидуально или работая в паре или группе. Интеллект-
карта – это удобная и эффективная техника визуализации большого
исторического материала. Следовательно, применение данной технологии
способствует развитию предметных универсальных учебных действий на
уроках истории.