Автор: Бязрова Лилия Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 81
Населённый пункт: Республика Северная Осетия-Алания. г.Владикавказ
Наименование материала: Презентация
Тема: ""Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС.Метод «Круги Луллия»
Дата публикации: 06.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Автор: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Технология ТРИЗ. Применение в
развитии речи дошкольников с
учетом ФГОС.
Метод «Круги Луллия»
Ребенок сам добывает себе знания под
руководством воспитателя
ТЕОРИЯ
РЕШЕНИЯ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
Альтш ллер
у́
Г нрих Са лович
е
у́
(1926-1998)
автор ТРИЗ
позволяет формировать едину́ю,
гармоничную, научно обоснованную модель
мира в сознании ребенка. Создается
ситуация успеха, идет взаимообмен
результатами решения, решение одного
ребенка активизирует мысль другого,
расширяет диапазон воображения,
стимулирует его развитие
Цель
- Поддержать и обеспечить развитие у́мственных
и речевых способностей дошкольников,
расширять словарный запас, выразительность
речи.
-
Нау́чить детей мыслить системно, развивать
творческое воображение.
- Формировать самостоятельность детей в
познавательной, ху́дожественно-речевой и
театрально- игровой деятельности, развивать их
творческие способности.
Принципы
Принцип
свободы выбора
Принцип
открытости
Принцип
деятельности
Принцип
обратной связи
Принцип идеальности
(ИКР - идеальный конечный результат)
Методы
-
Мозговой штурм.
Свободное выражение мыслей, которое
приводит к появлению множества идей.
-
Метод фокальных обектов
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются»
свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Методы
Круги Луллия.
Метод заключается в комбинировании
разных вариантов характеристик
определённого объекта при создании
нового образа этого объекта.
Метод Эмпатии.
Метод заключается в том, чтобы представить самого
себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в
проблемной ситуации.
Методы
Типовые приемы фантазирования.
Придумывание, переделывание необычных сюжетов. Этот метод хорошо использовать при
обучении детей творческому рассказыванию. И многие другие.
НОД в различных
образовательных
областях
Индивиду́альная
работа с детьми
Работа с
педагогами
Праздники
Работа с
родителями
Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во
всех разделах воспитания ребенка
Раймонд Луллий в XIV веке изобрел круги, на
которых можно было найти ответ на любой
вопрос путем простого раскручивания
.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они
адаптировали его к образовательной деятельности дошкольников.
Действенным методом формирования информационной компетентности
детей дошкольного возраста является метод «Круги Луллия».
Многофункциональное пособие «Круги Луллия» бывает нескольких
видов.
Основная идея работы с дидактическим пособием – создание
педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций
преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира
и для решения проблемных ситуаций. Кольца Луллия являются
эффективным средством в решении коррекционных задач. На сегодняшний
день они являются универсальным дидактическим средством,
формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово
использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и
ФФН.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать
интерес к изучаемому материалу.
Методические рекомендации.
Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные
круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4
секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три
круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями,
в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.
Круги Луллия можно изготовить своими руками.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают
поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.
Задачи:
1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное
внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную
деятельность.
2. Формировать интерес к процессу и содержанию игровой
деятельности.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности,
самостоятельности.
4. Закреплять произношения поставленных звуков в речи;
5. Развивать фонематические процессы у детей.
6. Уточнять и активизировать словарный запас.
7. Совершенствовать слоговую структуру слова.
8. Формировать структуру предложений.
9. Совершенствовать развитие связной речи.
Использование Кругов
Луллия
Познавательное
развитие
(ознакомление с
окружающим
миром, ФЭМП)
Социально –
коммуникативное
развитие (беседы
с детьми)
Речевое развитие
(словесные игры)
Художественно –
эстетическое
развитие (худож.
деятельность)
Физическое
развитие
(пальчиковая
гимнастика,
артикуляционная
гимнастика,
упражнения)
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала.
Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные
варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень
нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно
заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить
цель и правила игры. Рассмотрим некоторые игры с кругами
Луллия.
Дидактическая игра «Времена года»
Игры по темам: «Одежда, обувь», «Игрушки»
по признаку «части»
Игры, совершенствующие навык развития
артикуляционной моторики
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи
и обучение грамоте.
Игра: «Раздели слова на слоги»
Цель: развитие слогового анализа и
синтеза слов.
Игра: «Найди первый и последний звуки»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.
Игра «Сложи слог»
Цель: развитие фонематических процессов.
Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа
слова.
Игра «Парочки по звонкости – глухости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Слогопары»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий
и обогащение словаря:
Игра «Наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Игра «Чей, чья, чьё?» «Составь слово»
Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.
Игра «Что с чем дружит?»
Цель: закрепить знания лексических тем.
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Игра «Кто где живёт?»
Цель: расширение и активизация словаря.
Игра «Один - много»
Цель: совершенствование лексико-грамматического
Игра «Подбери картинки по форме и цвету»
Цель: Закрепление формы и цвета предметов.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.
Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических
занятий с использованием кругов Луллия помогут ребёнку автоматизировать звуки,
повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический
слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь
Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Ожидаемые результаты:
В результате овладения этим методом ,ребенок учится самостоятельно придумывать
задания как реального , так и фантастического плана.
Составлять рассказы о практической значимости объекта с реальными или
необычными признаками и их значениями.
Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об
окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается
словарный запас. Формируется умение свободно высказываться и решать проблемы
самостоятельно.
Благодарю за внимание!