Напоминание

""Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС. Метод «Круги Луллия»


Автор: Бязрова Лилия Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 81
Населённый пункт: Республика Северная Осетия-Алания. г.Владикавказ
Наименование материала: Презентация
Тема: ""Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС. Метод «Круги Луллия»
Дата публикации: 06.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.

Технология ТРИЗ. Применение в

развитии речи дошкольников с

учетом ФГОС.

Метод «Круги Луллия»

Ребенок сам добывает себе знания под

руководством воспитателя

ТЕОРИЯ

РЕШЕНИЯ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ

ЗАДАЧ

Альтш ллер

у́

Г нрих Са лович

е

у́

(1926-1998)

автор ТРИЗ

позволяет формировать едину́ю,

гармоничную, научно обоснованную модель

мира в сознании ребенка. Создается

ситуация успеха, идет взаимообмен

результатами решения, решение одного

ребенка активизирует мысль другого,

расширяет диапазон воображения,

стимулирует его развитие

Цель

- Поддержать и обеспечить развитие у́мственных

и речевых способностей дошкольников,

расширять словарный запас, выразительность

речи.

-

Нау́чить детей мыслить системно, развивать

творческое воображение.

- Формировать самостоятельность детей в

познавательной, ху́дожественно-речевой и

театрально- игровой деятельности, развивать их

творческие способности.

Принципы

Принцип

свободы выбора

Принцип

открытости

Принцип

деятельности

Принцип

обратной связи

Принцип идеальности

(ИКР - идеальный конечный результат)

Методы

-

Мозговой штурм.

Свободное выражение мыслей, которое

приводит к появлению множества идей.

-

Метод фокальных обектов

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются»

свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.

Методы

Круги Луллия.

Метод заключается в комбинировании

разных вариантов характеристик

определённого объекта при создании

нового образа этого объекта.

Метод Эмпатии.

Метод заключается в том, чтобы представить самого

себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в

проблемной ситуации.

Методы

Типовые приемы фантазирования.

Придумывание, переделывание необычных сюжетов. Этот метод хорошо использовать при

обучении детей творческому рассказыванию. И многие другие.

НОД в различных

образовательных

областях

Индивиду́альная

работа с детьми

Работа с

педагогами

Праздники

Работа с

родителями

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во

всех разделах воспитания ребенка

Раймонд Луллий в XIV веке изобрел круги, на

которых можно было найти ответ на любой

вопрос путем простого раскручивания

.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они

адаптировали его к образовательной деятельности дошкольников.

Действенным методом формирования информационной компетентности

детей дошкольного возраста является метод «Круги Луллия».

Многофункциональное пособие «Круги Луллия» бывает нескольких

видов.

Основная идея работы с дидактическим пособием – создание

педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций

преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира

и для решения проблемных ситуаций. Кольца Луллия являются

эффективным средством в решении коррекционных задач. На сегодняшний

день они являются универсальным дидактическим средством,

формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово

использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и

ФФН.

Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать

интерес к изучаемому материалу.

Методические рекомендации.

Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные

круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4

секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три

круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями,

в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.

Круги Луллия можно изготовить своими руками.

Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают

поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.

Задачи:

1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное

внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную

деятельность.

2. Формировать интерес к процессу и содержанию игровой

деятельности.

3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности,

самостоятельности.

4. Закреплять произношения поставленных звуков в речи;

5. Развивать фонематические процессы у детей.

6. Уточнять и активизировать словарный запас.

7. Совершенствовать слоговую структуру слова.

8. Формировать структуру предложений.

9. Совершенствовать развитие связной речи.

Использование Кругов

Луллия

Познавательное

развитие

(ознакомление с

окружающим

миром, ФЭМП)

Социально –

коммуникативное

развитие (беседы

с детьми)

Речевое развитие

(словесные игры)

Художественно –

эстетическое

развитие (худож.

деятельность)

Физическое

развитие

(пальчиковая

гимнастика,

артикуляционная

гимнастика,

упражнения)

Нельзя не отметить и универсальность игрового материала.

Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные

варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень

нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно

заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить

цель и правила игры. Рассмотрим некоторые игры с кругами

Луллия.

Дидактическая игра «Времена года»

Игры по темам: «Одежда, обувь», «Игрушки»

по признаку «части»

Игры, совершенствующие навык развития

артикуляционной моторики

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи

и обучение грамоте.

Игра: «Раздели слова на слоги»

Цель: развитие слогового анализа и

синтеза слов.

Игра: «Найди первый и последний звуки»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.

Игра «Сложи слог»

Цель: развитие фонематических процессов.

Игра «Парочки по твердости – мягкости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа

слова.

Игра «Парочки по звонкости – глухости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Игра «Слогопары»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

и обогащение словаря:

Игра «Наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Игра «Чей, чья, чьё?» «Составь слово»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.

Игра «Что с чем дружит?»

Цель: закрепить знания лексических тем.

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: расширение и активизация словаря.

Игра «Один - много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического

Игра «Подбери картинки по форме и цвету»

Цель: Закрепление формы и цвета предметов.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.

Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических

занятий с использованием кругов Луллия помогут ребёнку автоматизировать звуки,

повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический

слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь

Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Ожидаемые результаты:

В результате овладения этим методом ,ребенок учится самостоятельно придумывать

задания как реального , так и фантастического плана.

Составлять рассказы о практической значимости объекта с реальными или

необычными признаками и их значениями.

Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об

окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается

словарный запас. Формируется умение свободно высказываться и решать проблемы

самостоятельно.

Благодарю за внимание!



В раздел образования