Напоминание

Особенности преподавания русского языка в старших классах.


Автор: Жиркова Татьяна Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 5 им.Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности преподавания русского языка в старших классах.
Дата публикации: 06.11.2025
Раздел: полное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ

КЛАССАХ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Введение

Старшие классы общеобразовательной школы (10-11 классы)

представляют собой период интенсивного самоопределения

учащихся, формирования их мировоззрения и профессиональных

интересов. В этот критически важный этап развития, преподавание

русского языка приобретает особое значение. Оно выходит за рамки

традиционного усвоения грамматических правил и орфографических

норм, концентрируясь на развитии глубокой языковой компетенции,

формировании культуры речи, навыков критического мышления и

подготовки к дальнейшему образованию и профессиональной

деятельности. Русский язык в старших классах становится

инструментом не только познания, но и самовыражения, осмысления

сложных социальных и культурных реалий. Преподавание данного

предмета на этом уровне предъявляет специфические требования как

к содержанию, так и к методике, учитывая как возрастные и

психологические особенности старшеклассников, так и возросшие

требования образовательных стандартов, в частности, подготовку к

единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Возрастные и психологические особенности старших

школьников как основа для построения педагогического

процесса

Преподавание русского языка в старших классах невозможно

эффективно выстроить без учета психолого-возрастных характеристик

учащихся. Этот период характеризуется рядом ключевых

особенностей:

1. Развитие абстрактного и логического

мышления: Старшеклассники способны к абстрактному

мышлению, что позволяет им анализировать сложные языковые

явления, понимать закономерности, сравнивать, обобщать,

делать выводы. Они уже не удовлетворяются простым

усвоением правил, им необходимы глубокое осмысление,

аргументация, установление причинно-следственных связей. Это

требует от педагога использования методов, стимулирующих

аналитическую деятельность, формирование понятий, а не

только запоминание фактов.

2. Стремление к самостоятельности и самоопределению: В

этом возрасте активно формируются ценностные ориентации,

мировоззрение, профессиональные интересы. Старшеклассники

ищут свое место в жизни, стремятся к независимости и

автономии. Они готовы к самостоятельной работе, проектной и

исследовательской деятельности, выбору индивидуальных

образовательных траекторий. Преподавание русского языка

должно предоставлять им возможности для проявления этой

самостоятельности, для выбора тем, методов работы, форм

представления результатов.

3. Высокая потребность в общении и социализации: Общение

со сверстниками и авторитетными взрослыми (в данном случае –

педагогами) играют важную роль. Старшеклассники нуждаются в

возможности высказывать свое мнение, участвовать в

дискуссиях, отстаивать свою позицию, вести диалог. Уроки

русского языка могут стать площадкой для развития этих

коммуникативных навыков.

4. Повышенная чувствительность к оценке и

тревожность: Старшие школьники находятся в преддверии

важных экзаменов, что создает высокий уровень стресса и

тревожности. Неудачи или критика могут восприниматься остро.

Педагогу необходимо создавать атмосферу доверия, поддержки,

оказывать психологическую помощь, фокусируясь не только на

оценке, но и на процессе обучения и индивидуальном прогрессе.

5. Различия в уровнях подготовки и интересах: К старшим

классам наблюдается значительный разрыв в уровне владения

языком, а также в интересах учащихся. Кто-то уже определился с

будущей профессией (например, гуманитарной направленности),

кто-то – нет. Это требует применения дифференцированного

подхода, учета индивидуальных потребностей и интересов.

Специфика содержания и методов преподавания русского языка

в старших классах

Учет вышеуказанных особенностей предполагает изменение акцентов

и подходов к преподаванию русского языка:

1. Углубленное изучение теоретических основ языка:

o

Синтаксис и пунктуация: Акцент делается на

сложноподчиненные и бессоюзные предложения,

сложносочиненные предложения с различными видами

связи, распространенные и нераспространенные обороты,

причастные и деепричастные конструкции. Изучаются

функции пунктуации как средства передачи смысла,

интонации, авторской позиции. Анализируются случаи

осложнения простых и сложных предложений.

o

Морфология и орфография: Систематизация и

углубление знаний о частях речи, их грамматических

признаках, особенностях употребления. Особое внимание

уделяется сложным орфографическим явлениям:

правописанию приставок, суффиксов, окончаний, Н и НН в

различных частях речи, разграничению слитного,

раздельного и дефисного написания, употреблению

прописных букв. Рассматриваются случаи, вызывающие

наибольшие трудности у выпускников.

o

Лексикология и фразеология: Изучение лексического

состава языка, многозначности, синонимии, антонимии,

паронимии, омонимии. Анализ происхождения слов

(этимология), усвоение устойчивых выражений

(фразеологизмов), их стилистической окраски и уместного

употребления.

o

Стилистика и культура речи: Подробное изучение

функциональных стилей речи (научный, официально-

деловой, публицистический, разговорный,

художественный), их отличительных признаков, языковых

средств. Формирование умения использовать язык в

соответствии с коммуникативной ситуацией, избегать

речевых ошибок, обогащать свою речь.

2. Развитие речевой компетенции:

o

Работа с текстом как ключевой элемент: Анализ текста

становится центральным компонентом уроков. Изучаются

структура текста, типы речи, средства связи между

предложениями и частями текста, композиция. Особое

внимание уделяется интерпретации текста, определению

авторской позиции, выявлению подтекста, анализу

языковых средств выразительности.

o

Формирование навыков аргументации и

полемики: Старшеклассники учатся строить логичные,

аргументированные высказывания, отстаивать свою точку

зрения, участвовать в дискуссиях и дебатах. Это включает

умение подбирать доказательства, опровергать

контраргументы, использовать риторические приемы.

o

Развитие монологической и диалогической

речи: Обучение построению развернутых монологических

высказываний (доклады, выступления, сочинения), а также

ведению осмысленного диалога, умению задавать вопросы,

отвечать, поддерживать беседу, участвовать в полилоге.

o

Подготовка к публичным выступлениям: Формирование

навыков подготовки и проведения презентаций, устных

выступлений, включая работу с аудиторией, использование

наглядных материалов.

o

Совершенствование письменной речи: Интенсивная

работа над написанием сочинений различных жанров,

требующих аналитических навыков (анализ текста,

рецензия, эссе), а также деловых документов (резюме,

заявление), что актуально для подготовки к дальнейшей

профессиональной деятельности.

3. Целенаправленная подготовка к ЕГЭ:

o

Систематизация и углубление знаний: Повторение всего

теоретического материала, необходимого для успешной

сдачи экзамена, с акцентом на проблемные темы и

разделы.

o

Практическая отработка заданий: Регулярное

выполнение всех типов заданий ЕГЭ, включая тестовую

часть, работу с текстом, написание сочинения. Акцент

делается на понимание структуры экзамена, критериев

оценивания.

o

Формирование стратегий выполнения

заданий: Обучение выпускников эффективным алгоритмам

выполнения каждого типа задания, методам решения

проблемных ситуаций, управлению временем.

o

Развитие навыков самоконтроля и

самопроверки: Обучение учащихся самостоятельно

находить и исправлять ошибки в своих работах, что

критически важно для успешной сдачи экзамена.

4. Использование современных методик и технологий:

o

Интерактивные формы обучения: Дебаты, дискуссии,

деловые игры, кейс-методы, проектная и

исследовательская деятельность.

o

Цифровые образовательные ресурсы: Использование

электронных учебников, образовательных платформ,

онлайн-тренажеров, интерактивных досок для отработки

языковых навыков, углубления знаний.

o

Аутентичные материалы: Привлечение текстов из

современных СМИ, блогов, художественной литературы,

публицистики, которые отражают актуальное состояние

языка и могут быть интересны старшеклассникам.

5. Индивидуализация и дифференциация обучения:

o

Дифференцированные задания: Предоставление

заданий разной сложности, возможность выбора формы

представления результатов.

o

Проектная и исследовательская

деятельность: Позволяет учащимся выбрать тему, исходя

из личных интересов и склонностей, углубленно изучать

интересующий их аспект языка или литературы.

o

Индивидуальные консультации: Работа с учащимися,

испытывающими трудности, или с теми, кто стремится к

более глубокому изучению предмета.

Практические аспекты преподавания русского языка в старших

классах

Успешность преподавания русского языка в старших классах во

многом зависит от умения педагога применять разнообразные

методики и стратегии.

Анализ текста как основа урока: Работа с текстом должна

быть приоритетной. Начинать урок можно с анализа небольшого

фрагмента, который может служить отправной точкой для

введения новой темы, отработки грамматических или

стилистических явлений, развития навыков интерпретации.

o

Пример: Предложить учащимся проанализировать

особенности использования метафор в предложенном

отрывке, определить их роль в создании образа или

передаче авторской мысли.

Формирование аргументации: Старшеклассники должны

учиться не просто высказывать свое мнение, но и

аргументировать его, опираясь на текст, теоретические знания,

собственный опыт.

o

Пример: Задания типа «Приведите не менее двух

аргументов, подтверждающих вашу точку зрения на

проблему, поднятую автором текста».

Дебаты и дискуссии: Организация учебных дебатов по

актуальным вопросам, связанным с языком, литературой,

культурой. Это способствует развитию умения слушать,

понимать позицию оппонента, строить контраргументы.

o

Пример: Дебаты на тему «Необходимо ли ограничение

использования англицизмов в русском языке?»

Проектная деятельность: Учащиеся могут работать над

индивидуальными или групповыми проектами, которые

позволяют им углубиться в интересующую их тему.

o

Пример: Проект «История русского литературного языка»,

«Исследование языковых особенностей современной

молодежной субкультуры», «Создание виртуальной

выставки, посвященной творчеству писателя».

Работа с ошибками: Активный анализ типичных ошибок,

совершаемых учащимися, как в тестовой части ЕГЭ, так и в

сочинении. Обучение саморедактированию и редактированию.

o

Пример: Разбор типовых ошибок в сочинениях по

критериям оценивания, работа с «банком ошибок».

Интеграция с другими предметами: Демонстрация связи

русского языка с литературой, историей, обществознанием,

иностранными языками.

o

Пример: Анализ исторического контекста, повлиявшего на

развитие определенных языковых явлений или

литературных стилей.

Использование цифровых инструментов: Активное

применение онлайн-платформ для отработки грамматики,

лексики, правописания. Создание мультимедийных презентаций,

использование интерактивных упражнений.

o

Пример: Создание учащимися интерактивных тестов по

пройденным темам, использование онлайн-словарей для

анализа лексического значения слов.

Вызовы и пути их преодоления

Преподавание русского языка в старших классах сталкивается с

рядом вызовов:

Различия в уровне подготовки учащихся: Значительный

разрыв в знаниях и навыках между старшеклассниками, что

затрудняет работу с единым классом.

o

Решение: Дифференциация заданий, индивидуальные

образовательные маршруты, проектная деятельность,

работа в малых группах по уровню подготовки,

использование системы консультаций.

Низкая мотивация к изучению предмета: Отсутствие

понимания практической значимости русского языка, ориентация

только на ЕГЭ.

o

Решение: Демонстрация связи языка с будущей

профессией, актуальными социальными явлениями,

использование проблемных тем, интерактивных форм

работы, аутентичных материалов. Подчеркивание важности

владения языком для критического мышления и

личностного развития.

Дефицит времени: Ограниченное количество часов,

отведенных на предмет, при огромном объеме материала,

необходимого для успешной подготовки к ЕГЭ.

o

Решение: Оптимизация учебного времени, использование

внеурочной деятельности, самостоятельная работа

учащихся, интеграция различных видов деятельности,

целевое повторение материала.

Необходимость постоянного самосовершенствования

педагога: Быстро меняющаяся языковая ситуация, новые

тенденции в литературе, появление новых образовательных

технологий.

o

Решение: Непрерывное самообразование, участие в

профессиональных сообществах, чтение

профессиональной литературы, освоение новых методик и

технологий.

Конфликт «школа – жизнь»: Ориентация школьного

образования на стандартизированные результаты может

вступать в противоречие с необходимостью развития гибкости

мышления, креативности, умения адаптироваться к меняющимся

условиям.

o

Решение: Педагогу важно находить баланс между

требованиями программы и развитием творческого

потенциала учащихся, показывать, как языковые навыки

помогают осмысливать реальный мир.

Заключение

Преподавание русского языка в старших классах – это многогранный

процесс, требующий от педагога глубокого понимания как предмета,

так и психолого-возрастных особенностей учащихся. Акцент должен

смещаться с механического запоминания правил на формирование

глубокой языковой и речевой компетенции, развитие критического

мышления, умения анализировать, аргументировать и эффективно

использовать язык в различных сферах жизни. Систематическая

работа над анализом текста, развитие навыков дискуссии и

аргументации, применение разнообразных интерактивных методов и

цифровых ресурсов, а также целенаправленная подготовка к ЕГЭ

позволяют достичь высоких результатов. Преодоление существующих

вызовов, таких как различия в уровне подготовки учащихся, низкая

мотивация и дефицит времени, требует от педагога

профессионализма, гибкости, креативности и постоянного стремления

к самосовершенствованию. В конечном итоге, задача педагога

русского языка в старших классах – помочь учащимся не только

успешно сдать экзамены, но и стать грамотными, мыслящими,

социально активными личностями, способными уверенно выражать

свои мысли и чувства, а также осмысленно воспринимать окружающий

мир.



В раздел образования