Напоминание

"В гостях у русской народной сказки"


Автор: Носик Ольга Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад комбинированного вида 1
Населённый пункт: п.г.т. Погар Брянская область
Наименование материала: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: "В гостях у русской народной сказки"
Дата публикации: 06.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 1

Краткосрочный проект

во второй младшей группе

на тему:

"В гостях у русской народной

сказки"

Выполнил: воспитатель 1кв.категории

Носик Ольга Федоровна

Тема:

«В гостях у русской народной сказки»

Тип проекта: Художественно- эстетический.

Участники проекта: дети второй младшей группы , воспитатель группы, родители.

Возраст детей: 3-4 лет.

Сроки реализации: с 14 октября по 25 октября 2024 уч. г.

Продукт проектной деятельности:

консультация для родителей «Сказка как средство

духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель проекта: Сформировать у детей представления о русской народной сказке

через различные виды деятельности.

Актуальность темы. : Дети современного мира предрасположены больше к

информационным технологиям. В этом сложном процессе становления человека не

мало зависит от того как ребёнок адаптируется в окружающем мире, сможет ли он

найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал. Один из эфективных

механизмов, обеспечивающий социальное развитие детей является сказка. Русская

народная сказка

это

почва,

имеющая

неограниченные

развивающие

и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных

событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению у

людям, сказки позволяют ребёнку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать

неизведанное и пережить эмоционально. В сказке есть чёткие границы : добро –

этот персонаж хороший, зло – этот персонаж плохой. Это позволяет детям поверить в

то, что в будущем, и он сделает что – то хорошее. В наше время дети совсем не

интересуются сказками, детям читают совершенно другие книги и показывают

современные мультфильмы и очень мало уделяют старым, добрым сказкам. При

чтении сказок мы сделали вывод, что дети не знают русских народных сказок.

Поэтому, мы решили создать этот проект и привлечь родителей в помощь, чтобы

расширить кругозор детей и привить интерес к русским народным сказкам.

Проблема: Родители недостаточно читают детям художественную литературу, в

частности русские народные сказки.

Цель:

Ознакомление

детей

младшего дошкольного возраста

с

русскими

народными сказками.

Задачи:

Обучающая:

1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое

воображение, память, фантазию.

3. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

4. Формировать умение пересказывать сказки.

Развивающая:

1. Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь,

воображение и мышление.

3. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к

совместной деятельности.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2.Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

3.Пробуждать интерес к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Для детей

1.

Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их

содержание.

2.

Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных

театрах передавать своего героя.

3.

Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы

(конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

4.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,

коммуникативных навыков.

5.

Организация выставки рисунков. «В гостях у сказки» (с привлечением

родителей).

6.

Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Для педагогов:

1.Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.

2. Распространение педагогического опыта на личном сайте.

Для родителей:

1.

Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в

образовательный процесс ДОУ.

2.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного

воспитания дошкольников».

Методы и приёмы:

Создание игровой ситуации.

Вопрос.

Указание.

Художественное слово.

Показ.

Объяснение.

Индивидуальная помощь.

Работа детей (практическая деятельность).

Поощрение.

Анализ.

Игровые методы.

Напоминание

Используемые виды деятельности:

1.

чтение художественной литературы

2.

рассматривание иллюстраций

3.

просмотр м\ф

4.

беседы

5.

рисование

6.

аппликация

7.

дидактические игры

8.

подвижные игры

9.

Наблюдение

10. театрализация

11. труд

12. безопасность

13. лепка

Ресурсное обеспечение проекта:

Книжный уголок, уголок театрализации

Картинки (иллюстрации из сказок, портреты писателей, изображение героев

сказок).

ИКТ, флэшка, колонка, телевизор.

Канцелярские принадлежности (альбомные листы, цветные карандаши, краски,

клей, ножницы, кисти и т.д.)

Влажные салфетки

Наглядный материал:

а) иллюстрации;

в) дидактические игры;

Работа с родителями.

1.

Беседа с родителями о реализации проекта, о необходимости участии их в

проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу

в ДОУ.

2.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного

воспитания дошкольников».

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный:

- Подбор методической и художественной литературы.

-Разработка плана реализации проекта;

-Подборка дидактических игр, пособий;

-Подборка иллюстративного материала;

-Подборка сказок по теме;

-Подборка подвижных, дидактических игр, вопросов, упражнений по теме;

-Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;

- Изучение интереса детей для определения целей проекта.

- Определение уровня умений и знаний детей по теме.

- Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

-Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок,

подвижных игр.

-Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях

сказки», «Подвижные игры по сказкам».

2 этап- основной:

- В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, вопрос,

художественное слово, показ технических приёмов, объяснение, указание,

напоминание, поощрение, анализ, индивидуальная помощь, игровые методы.

-На занятиях используются иллюстративный материал, музыка.

-Чтение художественной, познавательной литературы;

-Театрализация, сюжетно-ролевые игры.

3 этап- работа с родителя:

1. Беседы с родителями.

2. Консультации для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного

воспитания дошкольников».

3. выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

4. Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»

4 этап- завершающий:

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе проделанной работы

детей.

План мероприятий по реализации проекта

Дата

проведения

Тема

Содержание деятельности детей

14 октября

«Пословицы к

сказкам»

Беседа «Что случилось с колобком, который ушел

гулять без спросу?».

Пословицы к сказкам

Физкультминутка «Выглянуло солнышко, светит

высоко»

15ноябрь

«Любимые

сказки»

Считалочки по теме сказки.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Просмотр мультфильма «Бычок-черный бочок,

белые копытца»

16 ноябрь

«Горошек для

петушка»

Сюжетно–ролевая игра «Теремок»

Дыхательная гимнастика «Курочки»

Лепка «Горошек для петушка»

17 октября

«Гуси-лебеди»

Рассматривание сюжетных картинок к сказкам

Просмотр сказки «Гуси- лебеди»

Подвижная игра «Гуси- лебеди»

18 октября

«В мире сказок» Викторина «В мире сказок»

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»

Конструирование «Домик для зайчика»

21 октября

«Наши сказки»

Физкультминутка «Посадили репку в огороде»

Раскрашивание раскрасок «Наши сказки»

Слушание песен из сказок (отгадываем сказки)

22 октября

«Собери

сказку»

«Мы строим теремок» - собираем ЛЕГО

Слушание аудио сказок

Дидактическая игра «Собери сказку»

23 октября

«Теремок»

Рисование «Мой теремок»

Пальчиковая гимнастика «Теремок», «Колобок»

Чтение русских народных сказок

24 октября

«Красная

шапочка»

Пальчиковый театр «Красная шапочка»

Загадывание загадок «Любимые сказки»

Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

25 октября

«Мой любимый

сказочный

герой»

Беседа о труде по сказке «Морозко»

Показ сказки на фланелеграфе «Заюшкина

избушка»

В

ыставка работ

«Мой любимый сказочный герой»

Результат проекта:

1. Дети познакомились со сказками.

2. Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети познакомились с театральными постановками.

5. У детей создано радостное, настроение; сформирован интерес к совместному

народному творчеству, благодаря совместной деятельности. Дети научатся

понимать смысл сказок

6. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

7. С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.

, в

ыставка

рисунков «Мой любимый сказочный

герой».

Продукт проекта :

Настольные театры по сказкам, книга сказок для самостоятельного

рассматривания и пересказывания сказок, в

ыставка

рисунков «Мой любимый

сказочный

герой», дидактическая игра «собери картинку»

ВЫВОД: Проект показал, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться,

саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У

детей повысился уровень знаний о русских народных сказках; умение узнавать

сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки;

способность понимать связь между событиями и строить умозаключения;

повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать

стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало

совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и

выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости;

расширению

словарного

запаса.

Создание

на

занятии

благоприятной

психологической

атмосферы

способствовало

обогащению

эмоционально-

чувственной сферы ребенка.

Литература:

1.

Большакова Т.В. «Учимся по сказке». – Спб, 2006г.

2.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей

дет. сада.- М. 1999г.

3.

Ведерникова А.М. Русская народная сказка.- М. Наука 2013г.

4.

Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников –М. Дрофа 2005г.

5.

Егорова Т.А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 3-5 лет» - М.2003г.

6.

Короткова Э.П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»- М,

«Просвящение»

7.

Колодина Д.Н. Лепка с детьми 3-5 лет.- М. 2012г.

8.

Колодина Д.Н. Рисование с детьми 3-5 лет.- М. 2012г.

9.

Ушакова О.С. программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском саду.- М. изд.РАО, 1997г.

10.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей.- М. Скрипторий, 2003г.

11.«Развитие творческих способностей детей с использованием элементов

ТРИЗ»- Челябинск 2000г.

12.Широких Т.Т. Ребенок в детском саду.- «2004г. №2

13.Энциклопедия сказок народов мира- М.2015г.

Приложение:

Загадки про русских сказочных героев.

В поле домишко. Нашли в нём приют.

Жители леса, и дружно живут.

Заяц, норушка,лисица и волк.

Только медведь развалил….(теремок)

Он румяный и душистый,

Круглый, мягкий, золотистый.

Но попался, дурачок,

Он лисе на язычок. (колобок)

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом. (теремок)

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)

Трудно бабушке и деду

Репу вытащить к обеду.

Внучка, Жучка, даже кошка

Помогали им немножко

Кто еще пришел на грядку?

Отгадай-ка ты загадку. (Мышка из сказки Репка)

Вырастил однажды дед

Этот овощ на обед,

А потом его тащил

Вместе с бабкой что есть сил…

Не нужна подсказка,

Дети знают сказку. (Репка)

Приложение.

Пальчиковая гимнастика на основе русских народных сказок.

Будем пальчики считать (загибаем пальчики)

Будем сказки называть (хлопки в ладошки)

Рукавичка, теремок

Колобок – румяный бок

Есть Снегурочка – краса

Три медведя, волк, лиса

Не забудем Сивку – бурку

Нашу вещую каурку,

Про жар – птицу, сказку знаем

Репку мы не забываем

знаем волка и козлят

этим сказкам каждый рад.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ на основе русских народных сказок.

Курочка Ряба.

Мышка быстро побежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация)

Ой, яичко уронила (наклон, поднимаем яичко)

Посмотрите – ка, разбила (вытянутые руки вперед).

Репка

Вот ее мы посадили (наклон вперед)

И водой ее полили (имитация)

И из репы кашу варим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровы и крепки (показать силу).

Волк и семеро козлят.

Мы славная семья козлят

Мы любим прыгать и скакать (прыжки)

Мы любим бегать и играться

Мы любим рожками бодаться (имитация).

Буратино.

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь

Нам советует Мальвина

-Станет талия осиной,

если будем наклоняться

Влево – вправо 10 раз

Вот Дюймовочки слова Раз, два,три, четыре, пять

Чтоб была спина пряма Красной шапочки совет

Поднимайтесь на носочки если будешь прыгать. бегать

Словно тянитесь к цветочкам проживешь ты много лет

раз, два, три, четыре пять

повторите – ка опять.



В раздел образования