Напоминание

"Задания вызывающие затруднения у обучающихся при подготовке к участию во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре,практический тур, раздел: "Гимнастика"


Автор: Дейкало Ирина Валентиновна
Должность: Учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Населённый пункт: г. ИНТА, РЕСПУБЛИКА КОМИ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Задания вызывающие затруднения у обучающихся при подготовке к участию во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре,практический тур, раздел: "Гимнастика"
Дата публикации: 06.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

Тема: «Задания, вызывающие затруднения у обучающихся разного

возраста при подготовке к участию во всероссийской олимпиаде

школьников по физической культуре. Раздел гимнастика»

Автор: И.В.Дейкало

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Аннотация

Развитию физической культуры в школе наше государство уделяет особое

внимание. Раздел «Физическая культура» является неотъемлемой частью

всех видов и уровней федеральных государственных образовательных

стандартов.

Ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в

настоящее время в стране является крупномасштабным событием, в котором

принимают участие наиболее разносторонне развитые как физически, так и

интеллектуально

учащиеся

школы,

подающие

определенные

государственные

надежды

в

эффективной

собственной

реализации

в

будущем, в различных областях знаний.

Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников по

физической культуре является выявление и развитие у обучающихся

творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской)

деятельности, пропаганда научных знаний, совершенствование физических

возможностей обучающихся, системы физических упражнений и форм

занятий физическими упражнениями. Овладение предметным содержанием

этой области предполагает активное вовлечение школьников в процесс

совершенствования

собственной

физической

природы,

использование

соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими

упражнениями как средств и методов организации свободного времени и

культурного досуга.

Каждый этап Олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится в

2 тура. Первый тур Олимпиады заключается в выполнении теоретико-

методического задания. Второй тур заключается в выполнении практических

испытаний основанных на содержании образовательных программ основного

общего и среднего общего образования, углубленного уровня по предмету

«Физическая

культура»

по

разделам:

гимнастика,

легкая

атлетика,

спортивные игры. Конкурсные испытания проходят раздельно среди юношей

и девушек 5-6-х классов, 7-8-х классов и 9-11-х классов.

Теоретико-методические испытания - тестирование уровня знаний в

области физической культуры и спорта является обязательным испытанием

на всех этапах олимпиады и проводится во всех возрастных группах по

тестовым вопросам. В зависимости от этапа олимпиады повышается уровень

сложности заданий. Если на школьном и муниципальном этапах количество

вопросов составляет 20-25, то на региональном и заключительном этапах

олимпиады участникам необходимо ответить на предлагаемый блок тестовых

вопросов из 7 групп, в общей сложности не менее 40 вопросов.

В

практические

испытания входят:

акробатическая

комбинация,

комбинация комбинированных спортивных игр, лёгкая атлетика (бег на

выносливость), комбинации по прикладной физической культуре.

Как показывает практика, для успешного участия детей в олимпиаде важны

не только знания и умения детей, но и правильная организация работы

педагога.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть талант ребёнка,

активизировать

познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких

результатов в олимпиаде. Ребёнка можно научить побеждать, если у него

есть определённые природные данные хорошо развита логика, цепкая

память, он имеет более интеллектуальные и физические способности.

Отбор учащихся. Во - первых, проводится отбор среди учащихся, которые

посещают спортивные секции и участвуют в различных соревнованиях. К

участию в олимпиадах привлекаются уже с 5 и 6 класса. И уже к 9-му классу

выделяется группа опытных и подготовленных учащихся, которые способны

конкурировать и защищать честь школы на муниципальном и региональном

этапе олимпиады. Несмотря на то, что основной формой подготовки

школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой

группы имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь,

передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых

участников.

Основная часть

Практические испытания заключались преимущественно в выполнении

упражнений базовой части школьной примерной программы по курсу

«Физическая

культура».

Олимпиадные

задания

состоят

из

набора

технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится

испытание.

В

гимнастической

дисциплине

участники

выполняли

акробатическую

комбинацию,

которая

оценивалась

по

двум

параметрам:

трудность

исполнения и качество исполнения.

Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженное начало и

окончание и должно быть исполнено слитно, без неоправданных пауз с

фиксацией статических элементов не менее двух секунд (не касается

упражнений, где указано время фиксации положения). Оценка качества

выполнения практического задания по гимнастике (акробатика) складывается

из оценок за технику исполнения элементов и сложности самих элементов

при условии выполнения всех требований к конкурсному испытанию.

Участники имеют право выполнять упражнение полностью или частично.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент - оценка снижается.

Руководство осуществляется главным судьёй по гимнастике. Судьи не

должны совещаться при выставлении оценки. Судьи оценивают качество

выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом

исполнения. Для выполнения упражнения участникам предоставляется одна

попытка. Итоговой оценкой за выполнение предписанной связки является

среднее арифметическое трёх оценок.

Изучение акробатических элементов требует повышенного внимания от

детей, а учитель, в свою очередь, должен контролировать все движения

обучающегося – исправлять ошибки и обеспечивать качественную страховку

во избежание возможных травм.

Прежде чем приступать к занятиям, необходимо учесть несколько важных

моментов:

Физическое здоровье. Для участия в олимпиаде допускаются дети

прошедшие медицинский осмотр и получившие допуск врача.

Место занятий. Идеальным же местом является спортивный зал,

оснащенный

матами,

дорожками

и

прочими

снарядами

и

акробатическим реквизитом.

Одежда должна быть свободной, эластичной, не сковывать движения.

Для девочек подойдут топы и лосины, для мальчиков гимнастическое

трико.

Описание элементов иногда вызывает трудность в понимании. Если

помощник на занятиях отсутствует, то следует найти визуальные

средства, чтобы корректно и безопасно выполнить акробатические

элементы.

Проблемы, возникающие при подготовке детей к участию в олимпиаде

по физической культуре:

один спортивный зал, перегружен, объединение двух классов учащихся

разных возрастных групп на уроке, из-за высокой наполняемости ОУ

обучающимися;

недостаточная

материально-техническая

база

ОУ.

Отсутствие

необходимого оборудования и инвентаря для подготовке к олимпиаде;

ухудшение санитарного состояния спортивного зала, раздевалок в

течении дня, т.к. школы работают в две смены;

многим учащимся, принимающим участие в олимпиаде, не хватает

времени для качественной подготовке к олимпиаде, так как они

занимаются

дополнительно

во

внеурочное

время

спортом,

с

репетиторами и т.д.;

западает подготовка теоретико-методической части, т.к. программа не

предусматривает время на теоретическую подготовку;

программный материал по олимпиаде доступен за два три дня до

начала соревнований;

учителя ФК не владеют информацией о том, какие упражнения войдут

в

программу

олимпиады.

Это

необходимо

для

качественной

подготовки практической части олимпиады.

Типичные ошибки вызывающие затруднения у обучающихся при

выполнении элементов акробатики и методика их исправления

Любое исполнение гимнастических упражнений не застраховано от ошибок,

даже если движение доступно, а методика обучения совершенна. Поэтому

преподаватель

и

ученик

должны

быть

готовы

(методически

и

психологически) к возможности появления ошибок и должны уметь их

исправлять.

Естественные затруднения возможны при полном соответствии сложности

упражнения и готовности ученика (его возможностей) к обучению. Они

связаны с наиболее типичными ошибками, которые часто встречаются у

большинства учеников и, как правило, ожидаемы. При исправлении таких

ошибок появляется представление о «границах» изменчивости движения при

условии его выполнения и невыполнения, приобретается оперативный

двигательный опыт для дальнейшего формирования двигательного навыка,

уточняется понятие о верном и неверном исполнении разучиваемого

движения.

Затруднения, связанные с недостаточной подготовленностью ученика к

обучению, оказываются разнохарактерными. Они менее предсказуемы и

индивидуальны.

К грубым ошибкам относится выполнение комбинаций без четкого начала

или окончания. К средним ошибкам относится невыполнение общей детали

техники упражнения, значительное разведение ног и др. К мелким ошибкам

относятся ошибки, связанные с деталями техники.

Выделяются следующие типичные ошибки при выполнении группировки.:

колени вместе, неправильный захват руками голеней (слишком высоко или

низко, в «замок»), не плотная группировка.

Типичные

ошибки

при

выполнении

кувырка

вперед:

кувырок

без

группировки, не до конца выпрямляются ноги в коленных суставах,

неправильная постановка головы, не оттянутые носки, не правильная

постановка рук.

Выделяет такие типичные ошибки при выполнении кувырка назад, как:

выполнение переката без группировки, неправильная постановка рук,

несимметричный

кувырок

через

плечо,

касание

пола

коленями

при

завершении кувырка.

Для коррекции перечисленных ошибок следует вернуться к выполнению

переката назад в положении плотной группировки до касания носками пола с

правильной

постановкой

рук.

Также

в

тренировочный

процесс

рекомендуется включать отжимания, что позволит создать силовую базу для

выполнения кувырка вперед или назад.

Выделяем типичные ошибки при выполнении стойки на голове и методику

их исправления: постановка рук головы близко друг к другу (это приводит к

уменьшению площади опоры, долго удержать равновесие невозможно). Для

коррекции вернуться к упражнениям по обучению правильной постановке

рук и головы; сгиб в спине( усложняет удержание равновесия, переносит вес

тела на голову, что может быть травмоопасно), необходимо вернуться к

упражнениям с поддержкой партнера или учителя, следить за правильным

положением спины; угол в тазобедренном суставе при разгибании ног вверх

(усложняет удержание равновесия, переносит вес тела на руки), следует

выполнять стойку у стены с целью понимания правильного положения

корпуса.

При обучении стойке на руках возникают следующие типичные ошибки:

слишком сильный или слишком слабый мах ногой на стойку, что не

позволяет зафиксировать правильное положение. Следует вернуться к

начальным упражнениям по освоению правильного выхода в стойку, прогиб

или сгиб в пояснице и тазобедренных суставах (рекомендуется вернуться к

упражнениям у опоры, для коррекции положения корпуса).

Рассмотрим методику обучения технике «колеса» (переворота боком). В

первую очередь необходимо определить толчковую и маховую ногу. Для

определения толчковой ноги и стороны, наиболее удобной для выполнения

колеса, поворотов в прыжке предлагает проделать несколько раз следующие

упражнения: стойка махом толчком то левой, то правой ногой; шпагат на

правую и левую ногу; поворот прыжком на 360° и более градусов то направо,

то налево. Удобство и легкость выполнения этих упражнений с левой ноги и

в левую сторону говорят о том, что колесо и подобные элементы следует

разучивать влево. Если совпадают не все три показателя, то лучше

ориентироваться на легкость и удобство выполнения поворота, так как

разучить толчок или шпагат значительно легче, чем повороты.

При возникновении ошибок необходимо добиваться: прямолинейности

движения (выполнять по одной линии, можно начертить мелом, также колесо

на скамейке); широкой амплитуды движения (начинать выполнение от

стартовой линии и в каждой попытке стараться закончить 2-3 колеса как

можно дальше); скорости продвижения (быстрее).

При обучении длинного кувырка вперед чаще всего возникают следующие

ошибки: короткий низкий прыжок, приземление на расслабленные руки,

прямая спина, отсутствие группировки. Для их коррекции эффективно

использовать проведение по элементу.

Первый элемент с фазой полета который обычно осваивают дети - это

длинный кувырок вперед. При обучении нужно обязательно отработать

правильное приземление на руки после полета. Для этого необходимо в

первую очередь изучить положение, в которое акробат должен прийти после

полета. Руки на полу, стопы положить на опору, высотой 1-1,2 метра (это

может быть спинка стула, хореографический станок, партнер), спину

округлить, вытянуться в плечах, подбородок прижать к груди. Затем, освоив

положение

правильного

приземления,

элемент

изучается

целостно

с

последующим прибавлением длинны и высоты, эффективно использование

возвышения. Для повышения эмоционального фона эффективно применять

кувырки через обруч или в парах друг через друга.

В процессе занятий акробатикой постепенно разучивают новые все более и

более сложные элементы. Старые повторяют, из них образуют соединения и

комбинации. При этом движения вступают друг с другом в определенное

взаимодействие.

В

акробатике

имеет

место

положительный

перенос

отдельных элементов техники (положения, действия, фазы движения).

Обычно повторение освоенного движения, структурно сходного с новым

разучиваемым движением, облегчает обучение второму. Здесь происходит

определенное

подкрепление

новых

координационных

связей

за

счет

использования двигательного опыта.

Таким образом, процесс обучения акробатическим элементам строится на

основе правил и принципов спортивной тренировки. Упражнения изучаются

от простого к сложному. По мере освоения техники отдельных элементов

изучаются акробатические комбинации. Возникающие ошибки исправляются

на первых этапах.

В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения

гимнастических упражнений можно сформулировать следующие правила

действий:

прежде чем приступить к исправлению ошибки, следует понять ее

происхождение, т. е. выявить истинную причину (первопричину), а

затем соответствующую цепочку нарушений в исполнении движения;

в случае обнаружения нескольких ошибок исправление следует

начинать с главной ошибки;

следует

избегать

одновременного

исправления

нескольких

разнохарактерных ошибок, а избирать путь их последовательного

устранения;

более эффективно срочное исправление ошибки по ходу выполнения

движения — без отсрочки на следующий подход, занятие.

Для исправления ошибок следует использовать различные приемы и

средства:

начинать с уточнения двигательных представлений, предупреждая

появление ошибок и переходя к совместному анализу результатов

действия;

дозировать задания, акцентировать воспроизведение движения;

различными способами облегчать выполнение движения;

психологическое воздействие на ученика (подъем настроения, создание

уверенности и т. п.).

При выборе упражнений нужно учитывать следующие моменты:

Начинайте

всегда

с

самых

простых

и

заканчивайте

более

сложными

упражнениями: Такой

метод

позволяет

вам

плавно

разогреться, очень постепенно повышать нагрузку и понять свою

верхнюю границу.

Делайте большое ко-во повторении базовых упражнений: Этот

метод позволит вам выучить базовые движения и дать телу хорошо их

запомнить. Так же вы наработаете выносливость и поймете технику.

Ведь как известно на простых упражнениях намного легче исправлять

ошибки, чем на сложных.

Повышайте уровень нагрузки: это обязательное условие, без которого

невозможен прогресс. Делать это нужно очень аккуратно и если вы

будете придерживаться двух предыдущих пунктов, то вы сами

поймете, когда нужно делать либо более сложное упражнение, либо

увеличить количество повторений.

Вывод:

Создание

предпосылок

к

успешному

обучению

гимнастическим

упражнениям предусматривает обеспечение определенных условий. Под

этим понимается и подготовительная работа преподавателя, и использование

различных методических и технических средств непосредственно в процессе

обучения.

Преподаватель должен достаточно глубоко знать технику того упражнения,

которому он будет учить (основные и вспомогательные технические

действия,

возможные

варианты

исполнения).

Прежде чем приступить к обучению двигательным действиям, преподаватель

должен иметь план предстоящей деятельности. Он включает порядок

двигательных

заданий,

круг

методов

и

приемов

обучения,

формы

организации

учеников.

Создание

такой

программы

обучения

может

потребовать предварительного анализа структуры нового движения, условий

его выполнения и состояния отдельных качеств ученика. В большинстве

случаев при изучении известных упражнений преподаватель использует

готовые, уже проверенные пути обучения (профессиональный опыт). При

этом ему достаточно уточнить типичную модель хода обучения в связи с

особенностями подготовленности ученика.

Во время непосредственного разучивания упражнения особое значение

приобретает эффективность действий преподавателя. Внимательно следя за

действиями учеников, он должен постоянно оценивать исполнение заданий,

своевременно помогать ученику, облегчать выполнение заданий, если

возникают затруднения, исправлять ошибки, давать точные указания для

последующих

действий.

Такое

управление

обучением

со

стороны

преподавателя является творческим процессом и во многом определяется

уровнем педагогического мастерства.

Использование

разнообразных

средств

обучения

гимнастическим

упражнениям является одним из условий успешного освоения движений.

Список литературы

1.

Лагутин А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Б.

Лагутин, Г.М. Михалина. – М.: Физическая культура, 2010.

2.

Милюкова, И.В., Евдокимова Т.А. Гимнастика для детей. [– М.: Эксмо,

2004.

3.

Родиченко В.С. и др. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для

учреждений образования России. – 13-е изд., перераб. и доп. /– М.:

Физкультура и спорт, 2004.

4.

Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по физической

культуре в 2006 году – М.: АПКиППРО, 2006.

5.

Чесноков Н.Н. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников

по физической культуре: методическое пособие – М.: Физическая

культура, 2010.

6.

Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» – М.:

Физическая культура, 2005.

7.

Чесноков Н.Н., Володькин Д.А. Теоретико-методические задания на

Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая

культура» – М.: Физическая культура, 2014.

8.

Чесноков Н.Н., Володькин Д.А. Практические испытания на

Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая

культура» – М.: Физическая культура, 2016.



В раздел образования