Автор: Гергель Оксана Аркадьевна
Должность: педагог дополнительного образования первой категории
Учебное заведение: МАУДО "ЦРТДЮ "Радость" г.Орска"
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов - хореографов
Тема: «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле»
Дата публикации: 06.03.2025
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации г. Орска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»
Методические рекомендации
для педагогов - хореографов
Тема: «Классический танец как средство формирования
исполнительской культуры в ансамбле»
Автор – составитель:
Гергель Оксана Аркадьевна
педагог дополнительного
образования
первой категории
Орск,2022
Данная
работа
содержит
методические
рекомендации
по
структуре,
содержанию,
принципам построения и ведения занятия классического танца в условиях учреждения
дополнительного образования и адресована она начинающим педагогам хореографам.
Введение
Классическая хореография – основа всех сценических танцев. Классический танец
развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые технические навыки,
является источником высокой исполнительской культуры.
Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти
годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и
создана терминология, которая с внесением небольших изменений используется и по
сегодняшний день в других стилях танца.
Даже
очень
опытные
и
зрелые
исполнители
различных
направлений
не
прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы
классического танца универсальны.
Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется
в процессе обучения и развития своих воспитанников использовать учебные часы под
классический танец для формирования у них
профессионального инструментария
средствами классической хореографии.
Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым
трудом
хореографа.
Чтобы
добиться
успеха
в
этом
направлении,
необходима
фантастическая работоспособность и дисциплинированность.
Педагог, преподающий классический танец
обязан знать теорию, историю и
репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии,
психологии, анатомии.
Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует постоянного
обучения и повышение квалификации. Классическая хореография - это настолько широкая и
обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь.
Данные
методические
рекомендации
адресованы
начинающим
педагогам
хореографам и студентам хореографических колледжей и училищ.
Данная работа несёт в себе личный опыт работы педагогом хореографом более 25 лет
в системе дополнительного образования г. Орска и обобщённый опыт работы ведущих
педагогов по классическому танцу нашей страны.
Данная работа содержит
методические рекомендации по структуре занятия
классического танца, по принципам его построения
и методические рекомендации по
ведению занятия классического танца.
Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и
трудоёмкая работа, но, хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут
молодым педагогам в этом нелегком процессе. Поэтому остаётся только пожелать им
удачи в этом начинании!
Принципы построения и ведения занятия классического танца
Каждый занятие по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу
и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание,
концентрирует учащихся на предстоящее занятие.
В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное
построение (планирование) занятия. Занятие в любительском хореографическом коллективе
строится по аналогии с академическим занятием по классическому танцу и состоит из
экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и
различных форм portdebras.
Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из
которых
в
дальнейшем
складывается
техника
исполнительского
мастерства.
Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения
академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:
Plie– развивает мышцы и связки ног;
Battementstendus,
battementstendusjetes
– тренирует выворотность, силу ног, активно
участвуют все группы малых и больших мышц;
Ronddejambeparterre
–
направлено
на
развитие
выразительной
подвижности
тазобедренного сустава;
Battementsfoundus
или
battementssoutenus
–
развивает
мягкость
приседания
и
эластичность, необходимую при прыжках;
Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу
ноги;
Ronddejambeenl
,
air – разрабатывает подвижность коленного сустава;
Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги
Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развивает шаг, силу бедра.
В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и
приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
В
результате
систематических
занятий
фигура
приобретает
подтянутость,
вырабатывается
устойчивость,
будущий
исполнитель
приучается
к
правильному
распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.
Основная задача экзерсисов заключается в следующем:
у
палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-
мышечного аппарата;
на середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без
дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).
Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если
движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок.
Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и
падение интереса к занятию.
Следующей частью занятия является adajio.
Adajio
– это большая и плавная
танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов в
позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursна coudepiolsи туров в
больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для
исполнения большой и плавной танцевальной фразы.
В
последующей
части
занятия
–
allegro-
осваиваются
различные
прыжки
классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся
работа
над позами
и танцевальной фразой
в медленном темпе, то здесь всё это
суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного,
мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.
Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно
усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах.
Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.
В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная
нагрузка в этих частях занятия требует максимального напряжения всех сил и это деление
даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.
В группе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует
профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного
сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не
рекомендуются.
Завершающая часть занятия предназначена для того, чтобы организм учащихся после
напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения
различных форм portdebras.
Каждая часть занятия должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и
некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей
части занятия со свежими силами.
Подобное построение занятия обуславливается психофизическими особенностями
организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного
аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.
Количество
времени,
которое
планирует
педагог-хореограф
на
изучение
классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.
Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю. Любительский
хореографический коллектив – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.
На экзерсис у палки в младших группах тратят не менее 50 минут, в средних классах
экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки
уделяется 20 минут. Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio,в
allegro. Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.
Насыщенность, интенсивность занятия зависит от готовности к нему педагога. Чёткое
представление о структуре занятия позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на
длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками.
Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе.
Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.
Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются
системность, последовательность, осознанность и наглядность.
Наглядность
является основополагающим методом преподавания классического
танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает
его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное
оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ,
соответствующий заданию.
Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым
требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая
нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на
определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-
двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет
быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.
Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими
нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать
замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога,
поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.
Следует избегать на занятиях монотонности голоса. Монотонность речи утомляет
нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует
усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.
Музыкальное
оформление
занятия
должно
быть
богатым,
разнообразным,
с
использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-
хореографа – научить учащихся,
движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь
максимального эмоционального слияния с ней.
Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого
возраста – личность. Задача педагога - уважительно относиться к этой личности и создать
все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с
доброжелательностью. Знание возможностей ученика и их соответствие его физическим
данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.
Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху
сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.
Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы
ученик спокойно разобрался в технологии.
Педагогу необходимо проявить терпение и не
«травмировать» замечаниями
отстающих учеников. Веру в личность
ученика, в его способности и желание
к
самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой
успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к
прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие
качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества –
залог успешного обучения хореографии.
Педагог заканчивает занятие классического танца подведением итогов качества
занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому обучающемуся. Педагог
благодарит за работу. Поклон учеников завершает занятие, они
благодарят педагога,
концертмейстера и прощаются с ними.
Затем педагог сам анализирует проведённый занятие: выполнен ли план. Если нет –
то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные
фиксируются для сопоставления
анализа следующих занятий с общим планом и
программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического
танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться
эффективности в обучении и в воспитании обучающихся.
Список используемой литературы:
1.
Базарова, Н.П. Азбука классического танца. – СПб.: Издательство Лань, 2006.- 289 с.
2.
Тарасов, Н. И., Классический танец. - СПб. : Издательство Лань,2005.- 496 с.
3.
Ярмолович, Л., Принципы музыкального оформления занятия классического танца. - М.:
Искусство, 1986.
4.
Нарская, Т.Б. Классический танец. – Челябинск : Южный Урал, 2004. – 156 с.
5.
Звёздочкин, В.А. Классический танец. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 416 с.
6.
Пасютинская, Ю В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство Просвещение, 1985.- 184 с.
7.
Меднис, Н.В., Ткаченко, С.Г. Классический танец. – СПб.: Издательство Лань, 2011.-348 с.
8.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство Искусство, 1963.- 179с.
9.
Прибылов,
Г.Н.
Методическое
пособие
по
классическому
танцу
для
педагогов
хореографов . - СПб.: Издательство Галерея, 1999. - 387с.