Напоминание

«Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле»


Автор: Гергель Оксана Аркадьевна
Должность: педагог дополнительного образования первой категории
Учебное заведение: МАУДО "ЦРТДЮ "Радость" г.Орска"
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов - хореографов
Тема: «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле»
Дата публикации: 06.03.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации г. Орска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»

Методические рекомендации

для педагогов - хореографов

Тема: «Классический танец как средство формирования

исполнительской культуры в ансамбле»

Автор – составитель:

Гергель Оксана Аркадьевна

педагог дополнительного

образования

первой категории

Орск,2022

Данная

работа

содержит

методические

рекомендации

по

структуре,

содержанию,

принципам построения и ведения занятия классического танца в условиях учреждения

дополнительного образования и адресована она начинающим педагогам хореографам.

Введение

Классическая хореография – основа всех сценических танцев. Классический танец

развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые технические навыки,

является источником высокой исполнительской культуры.

Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти

годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и

создана терминология, которая с внесением небольших изменений используется и по

сегодняшний день в других стилях танца.

Даже

очень

опытные

и

зрелые

исполнители

различных

направлений

не

прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы

классического танца универсальны.

Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется

в процессе обучения и развития своих воспитанников использовать учебные часы под

классический танец для формирования у них

профессионального инструментария

средствами классической хореографии.

Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым

трудом

хореографа.

Чтобы

добиться

успеха

в

этом

направлении,

необходима

фантастическая работоспособность и дисциплинированность.

Педагог, преподающий классический танец

обязан знать теорию, историю и

репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии,

психологии, анатомии.

Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует постоянного

обучения и повышение квалификации. Классическая хореография - это настолько широкая и

обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь.

Данные

методические

рекомендации

адресованы

начинающим

педагогам

хореографам и студентам хореографических колледжей и училищ.

Данная работа несёт в себе личный опыт работы педагогом хореографом более 25 лет

в системе дополнительного образования г. Орска и обобщённый опыт работы ведущих

педагогов по классическому танцу нашей страны.

Данная работа содержит

методические рекомендации по структуре занятия

классического танца, по принципам его построения

и методические рекомендации по

ведению занятия классического танца.

Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и

трудоёмкая работа, но, хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут

молодым педагогам в этом нелегком процессе. Поэтому остаётся только пожелать им

удачи в этом начинании!

Принципы построения и ведения занятия классического танца

Каждый занятие по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу

и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание,

концентрирует учащихся на предстоящее занятие.

В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное

построение (планирование) занятия. Занятие в любительском хореографическом коллективе

строится по аналогии с академическим занятием по классическому танцу и состоит из

экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и

различных форм portdebras.

Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из

которых

в

дальнейшем

складывается

техника

исполнительского

мастерства.

Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения

академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:

Plie– развивает мышцы и связки ног;

Battementstendus,

battementstendusjetes

– тренирует выворотность, силу ног, активно

участвуют все группы малых и больших мышц;

Ronddejambeparterre

направлено

на

развитие

выразительной

подвижности

тазобедренного сустава;

Battementsfoundus

или

battementssoutenus

развивает

мягкость

приседания

и

эластичность, необходимую при прыжках;

Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу

ноги;

Ronddejambeenl

,

air – разрабатывает подвижность коленного сустава;

Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги

Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развивает шаг, силу бедра.

В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и

приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

В

результате

систематических

занятий

фигура

приобретает

подтянутость,

вырабатывается

устойчивость,

будущий

исполнитель

приучается

к

правильному

распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.

Основная задача экзерсисов заключается в следующем:

у

палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-

мышечного аппарата;

на середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без

дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).

Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если

движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок.

Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и

падение интереса к занятию.

Следующей частью занятия является adajio.

Adajio

– это большая и плавная

танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов в

позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursна coudepiolsи туров в

больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для

исполнения большой и плавной танцевальной фразы.

В

последующей

части

занятия

allegro-

осваиваются

различные

прыжки

классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся

работа

над позами

и танцевальной фразой

в медленном темпе, то здесь всё это

суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного,

мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно

усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах.

Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.

В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная

нагрузка в этих частях занятия требует максимального напряжения всех сил и это деление

даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.

В группе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует

профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного

сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не

рекомендуются.

Завершающая часть занятия предназначена для того, чтобы организм учащихся после

напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения

различных форм portdebras.

Каждая часть занятия должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и

некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей

части занятия со свежими силами.

Подобное построение занятия обуславливается психофизическими особенностями

организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного

аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.

Количество

времени,

которое

планирует

педагог-хореограф

на

изучение

классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.

Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю. Любительский

хореографический коллектив – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.

На экзерсис у палки в младших группах тратят не менее 50 минут, в средних классах

экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки

уделяется 20 минут. Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio,в

allegro. Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.

Насыщенность, интенсивность занятия зависит от готовности к нему педагога. Чёткое

представление о структуре занятия позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на

длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками.

Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе.

Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.

Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются

системность, последовательность, осознанность и наглядность.

Наглядность

является основополагающим методом преподавания классического

танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает

его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное

оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ,

соответствующий заданию.

Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым

требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая

нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на

определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-

двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет

быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.

Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими

нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать

замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога,

поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на занятиях монотонности голоса. Монотонность речи утомляет

нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует

усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.

Музыкальное

оформление

занятия

должно

быть

богатым,

разнообразным,

с

использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-

хореографа – научить учащихся,

движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь

максимального эмоционального слияния с ней.

Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого

возраста – личность. Задача педагога - уважительно относиться к этой личности и создать

все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с

доброжелательностью. Знание возможностей ученика и их соответствие его физическим

данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.

Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху

сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.

Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы

ученик спокойно разобрался в технологии.

Педагогу необходимо проявить терпение и не

«травмировать» замечаниями

отстающих учеников. Веру в личность

ученика, в его способности и желание

к

самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой

успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к

прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие

качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества –

залог успешного обучения хореографии.

Педагог заканчивает занятие классического танца подведением итогов качества

занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому обучающемуся. Педагог

благодарит за работу. Поклон учеников завершает занятие, они

благодарят педагога,

концертмейстера и прощаются с ними.

Затем педагог сам анализирует проведённый занятие: выполнен ли план. Если нет –

то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные

фиксируются для сопоставления

анализа следующих занятий с общим планом и

программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического

танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться

эффективности в обучении и в воспитании обучающихся.

Список используемой литературы:

1.

Базарова, Н.П. Азбука классического танца. – СПб.: Издательство Лань, 2006.- 289 с.

2.

Тарасов, Н. И., Классический танец. - СПб. : Издательство Лань,2005.- 496 с.

3.

Ярмолович, Л., Принципы музыкального оформления занятия классического танца. - М.:

Искусство, 1986.

4.

Нарская, Т.Б. Классический танец. – Челябинск : Южный Урал, 2004. – 156 с.

5.

Звёздочкин, В.А. Классический танец. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 416 с.

6.

Пасютинская, Ю В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство Просвещение, 1985.- 184 с.

7.

Меднис, Н.В., Ткаченко, С.Г. Классический танец. – СПб.: Издательство Лань, 2011.-348 с.

8.

Ваганова, А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство Искусство, 1963.- 179с.

9.

Прибылов,

Г.Н.

Методическое

пособие

по

классическому

танцу

для

педагогов

хореографов . - СПб.: Издательство Галерея, 1999. - 387с.



В раздел образования