Автор: Кизяева Дилара Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Колокольчик"
Населённый пункт: ПЕрмский край г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого творчества детей 5-6 лет посредством сказки
Дата публикации: 05.12.2021
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого творчества детей 5-6 лет посредством сказки.
Определяемая цель - содействие развитию речевого творчества детей старшего
дошкольного возраста посредством сказки.
По данной теме нами ставятся следующие задачи:
- совершенствование понимания детьми особенностей жанра литературных произведений;
- развитие умения соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе
контаминации (соединения) новое сочинение; придумывать сказку на предложенную
тему.
- формирование умения построить диалог по картине, умения составлять рассказ и
включать в сочинение диалог действующих лиц.
Основные положения:
- развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего
развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и
затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка;
- в основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и
художественной формы литературных произведений. Ознакомление с разными жанрами
литературы, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных
образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности;
- умение создавать новые сказки на основе соединения знакомых произведений помогает
ребенку осознавать возможность варьирования сюжетов и овладевать способностью
передачи в образном слове определенного содержания, а также воспитывает умение
использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.
Свою работу мы начинаем с обогащения развивающей предметно-пространственной
образовательной среды в группе, которую организовываем таким образом, чтобы она
способствовала раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе
работы со сказками. Особое внимание уделяем созданию условий для театрализованной
деятельности детей (костюмы, маски, графические заместители персонажей, силуэтные
изображения, схемы сказок, пазлы -сюжеты сказок, дидактические игры на сказочные
темы).
Работу с детьми строим в три этапа:
- знакомство со сказкой;
- пересказ сказки;
- создание собственных сказок.
Знакомство со сказкой начинали с ее прочтения, затем, беседуя, вводили в структуру
сказки, определяя ее зачин, кульминацию, развязку или концовку, знакомили с
жанровыми особенностями сказки, выделяя авторскую, народную, волшебную, о
животных, в стихах, в прозе. Беседуя с детьми, мы обсуждали внешний образ, характер и
поступки героев. Чтобы дети научились словесному перевоплощению, мы предлагали
разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст, действуя за каждого из них. В
заключении этого этапа работы дети зарисовывали наиболее значимый отрывок сказки.
Второй этап нашей работы посвящен развитию умения у детей пересказывать сказку.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их
между собой, а затем, в соответствии с этой схемой, составить рассказ. Использование
схем позволило ребятам научиться последовательно воспроизводить ход событий, не
путать героев в сказке. Так при помощи схем в сказке "Колобок" дети учатся определять
схожие эпизоды, последовательно воспроизводить персонажей "от малого к большому"; в
сказке "Три медведя" -троекратность повторов, последовательность "от большого к
маленькому", "У страха глаза велики" - повтор действия, последовательность "от
большого к малому". В своей работе активно используем метод графического замещения
персонажей. Детям предлагаю заменить персонажей сказок на геометрические фигуры
различных цветов и размеров. Тем самым, глядя на графические замещения, дети успешно
пересказывали сюжеты сказок. Так, например, в сказке "Заюшкина избушка" возьмем
одинакового размер кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету
заместителей, мы добавим другие цвета. Дети выбирают нужный цвет, соответствующий
данному герою, объясняя свои действия, и пересказывали сказку. Много внимания
уделяем формированию навыка рассказывания по сюжетной картине, отмечая, что рассказ
состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение в единый сюжет.
Используя метод рисования сказки, предоставляем детям возможность почувствовать себя
художниками-иллюстраторами. Каждый ребенок зарисовывает героев и ключевые
моменты сюжета, по которым позже воспроизведем всю сказку. Итогом работы в данном
направлении станет создание альбома с рисунками детей к сказкам.
Третий этап работы посвящен придумыванию собственных авторских сказок. Начиная
работу в данном направлении, предлагаем детям поиграть в игры ("Волшебные
звездочки", "Солнечные лучики"). В процессе работы над сказкой дети выполняют
творческие задания, направленные на:
- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного
диалога с новыми (разными) интонациями;
- соединение сюжетов произведений разных жанров;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его
настроение, состояние, действия и поступки;
- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;
- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературных
произведений;
- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое
может усилить понимание литературного произведения.
Дети сочиняют сказки при помощи составления собственных схем. И здесь мы
используем следующие методы:
1. Коллаж из сказок. Предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой
Мальвина встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости в гости к зайцу в
лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок множество.
2. Изменение сюжета знакомой сказки. Это дает возможность показать вариативность и
изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить
привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок,
проводим работу в форме игры "Путаем сказки". После того, как дети справились с
заданным условием, предлагаем придумать сказку-путаницу собственного сочинения.
3. Составление сказочного сюжета с участием известных героев: с за меной героев, но с
сохранением сюжета, то есть детям предлагаем сохранить содержание произведения,
заменив героев. Более сложное второе задание - сохранить героев, заменив содержание
произведения. В этом задании просим детей мысленно нарисовать свою сказку, а потом ее
рассказать.
4. Творческий рассказ с использованием картинок.
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого
высказывания: ребенку предложить придумать ситуацию, которая могла бы произойти с
конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа(сказки).; или
предложить конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели
ребенок придумывает самостоятельно. Дети выбирают картинки, составляя из них
собственные схемы и уже по ним сочиняют авторские сказки, что являеться для них
предметом гордости и радости.
5. Творческая сказка по силуэтным изображениям.
В качестве элементов модели ребенку предоставляются силуэты животных, растений,
людей или природных явлений (снег, дождь и т.д.). Задаем начало сказки и предлагаем ее
продолжить, опираясь на силуэтные изображения. Затем мы рассказываем сказку и
договариваемся что-то в ней изменить. Среди различных картинок дети самостоятельно
выбирают предметы, которые можно было заменить. Постепенно дети сами учатся менять
ситуации в сказках. Также детям предлагается сочинить свой вариант развития сюжета и
финала сказки или рассказа.
Для того, чтобы работа по формированию связной речи посредством сказки велась
систематически, материал "сказочных занятий" включаем во все виды образовательной
деятельности: изобразительной, познавательной, двигательной, музыкальной и т.д.
Работа над данной темой, стараемся заинтересовать родителей и показать значимость
работы над развитием речи детей посредством сказки. Анкетирование их родителей
"Какую роль в Вашей семье играет сказка" показало, что дети любят сказки, но родители
редко читают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о
прочитанном. Чтобы возродить интерес не только детей, но и родителей к сказке,
оформляем памятку "Игры и упражнения для развития речи детей"; подготавливаем
стендовый материал "Книга в жизни Вашего ребенка", проводим беседы и консультации
на темы: "Речевое развитие дошкольников посредством сказки ", "О роли родителей в
развитии речи ребенка.
Закончить свою работу я бы хотела словами Л.С. Выготского : "Творчество- это не удел
только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует
везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое".