Напоминание

Развитие речевого творчества детей 5-6 лет посредством сказки


Автор: Кизяева Дилара Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Колокольчик"
Населённый пункт: ПЕрмский край г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого творчества детей 5-6 лет посредством сказки
Дата публикации: 05.12.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого творчества детей 5-6 лет посредством сказки.

Определяемая цель - содействие развитию речевого творчества детей старшего

дошкольного возраста посредством сказки.

По данной теме нами ставятся следующие задачи:

- совершенствование понимания детьми особенностей жанра литературных произведений;

- развитие умения соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе

контаминации (соединения) новое сочинение; придумывать сказку на предложенную

тему.

- формирование умения построить диалог по картине, умения составлять рассказ и

включать в сочинение диалог действующих лиц.

Основные положения:

- развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего

развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и

затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка;

- в основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и

художественной формы литературных произведений. Ознакомление с разными жанрами

литературы, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных

образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности;

- умение создавать новые сказки на основе соединения знакомых произведений помогает

ребенку осознавать возможность варьирования сюжетов и овладевать способностью

передачи в образном слове определенного содержания, а также воспитывает умение

использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.

Свою работу мы начинаем с обогащения развивающей предметно-пространственной

образовательной среды в группе, которую организовываем таким образом, чтобы она

способствовала раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе

работы со сказками. Особое внимание уделяем созданию условий для театрализованной

деятельности детей (костюмы, маски, графические заместители персонажей, силуэтные

изображения, схемы сказок, пазлы -сюжеты сказок, дидактические игры на сказочные

темы).

Работу с детьми строим в три этапа:

- знакомство со сказкой;

- пересказ сказки;

- создание собственных сказок.

Знакомство со сказкой начинали с ее прочтения, затем, беседуя, вводили в структуру

сказки, определяя ее зачин, кульминацию, развязку или концовку, знакомили с

жанровыми особенностями сказки, выделяя авторскую, народную, волшебную, о

животных, в стихах, в прозе. Беседуя с детьми, мы обсуждали внешний образ, характер и

поступки героев. Чтобы дети научились словесному перевоплощению, мы предлагали

разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст, действуя за каждого из них. В

заключении этого этапа работы дети зарисовывали наиболее значимый отрывок сказки.

Второй этап нашей работы посвящен развитию умения у детей пересказывать сказку.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их

между собой, а затем, в соответствии с этой схемой, составить рассказ. Использование

схем позволило ребятам научиться последовательно воспроизводить ход событий, не

путать героев в сказке. Так при помощи схем в сказке "Колобок" дети учатся определять

схожие эпизоды, последовательно воспроизводить персонажей "от малого к большому"; в

сказке "Три медведя" -троекратность повторов, последовательность "от большого к

маленькому", "У страха глаза велики" - повтор действия, последовательность "от

большого к малому". В своей работе активно используем метод графического замещения

персонажей. Детям предлагаю заменить персонажей сказок на геометрические фигуры

различных цветов и размеров. Тем самым, глядя на графические замещения, дети успешно

пересказывали сюжеты сказок. Так, например, в сказке "Заюшкина избушка" возьмем

одинакового размер кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету

заместителей, мы добавим другие цвета. Дети выбирают нужный цвет, соответствующий

данному герою, объясняя свои действия, и пересказывали сказку. Много внимания

уделяем формированию навыка рассказывания по сюжетной картине, отмечая, что рассказ

состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение в единый сюжет.

Используя метод рисования сказки, предоставляем детям возможность почувствовать себя

художниками-иллюстраторами. Каждый ребенок зарисовывает героев и ключевые

моменты сюжета, по которым позже воспроизведем всю сказку. Итогом работы в данном

направлении станет создание альбома с рисунками детей к сказкам.

Третий этап работы посвящен придумыванию собственных авторских сказок. Начиная

работу в данном направлении, предлагаем детям поиграть в игры ("Волшебные

звездочки", "Солнечные лучики"). В процессе работы над сказкой дети выполняют

творческие задания, направленные на:

- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного

диалога с новыми (разными) интонациями;

- соединение сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его

настроение, состояние, действия и поступки;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературных

произведений;

- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое

может усилить понимание литературного произведения.

Дети сочиняют сказки при помощи составления собственных схем. И здесь мы

используем следующие методы:

1. Коллаж из сказок. Предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой

Мальвина встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости в гости к зайцу в

лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок множество.

2. Изменение сюжета знакомой сказки. Это дает возможность показать вариативность и

изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить

привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок,

проводим работу в форме игры "Путаем сказки". После того, как дети справились с

заданным условием, предлагаем придумать сказку-путаницу собственного сочинения.

3. Составление сказочного сюжета с участием известных героев: с за меной героев, но с

сохранением сюжета, то есть детям предлагаем сохранить содержание произведения,

заменив героев. Более сложное второе задание - сохранить героев, заменив содержание

произведения. В этом задании просим детей мысленно нарисовать свою сказку, а потом ее

рассказать.

4. Творческий рассказ с использованием картинок.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого

высказывания: ребенку предложить придумать ситуацию, которая могла бы произойти с

конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа(сказки).; или

предложить конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели

ребенок придумывает самостоятельно. Дети выбирают картинки, составляя из них

собственные схемы и уже по ним сочиняют авторские сказки, что являеться для них

предметом гордости и радости.

5. Творческая сказка по силуэтным изображениям.

В качестве элементов модели ребенку предоставляются силуэты животных, растений,

людей или природных явлений (снег, дождь и т.д.). Задаем начало сказки и предлагаем ее

продолжить, опираясь на силуэтные изображения. Затем мы рассказываем сказку и

договариваемся что-то в ней изменить. Среди различных картинок дети самостоятельно

выбирают предметы, которые можно было заменить. Постепенно дети сами учатся менять

ситуации в сказках. Также детям предлагается сочинить свой вариант развития сюжета и

финала сказки или рассказа.

Для того, чтобы работа по формированию связной речи посредством сказки велась

систематически, материал "сказочных занятий" включаем во все виды образовательной

деятельности: изобразительной, познавательной, двигательной, музыкальной и т.д.

Работа над данной темой, стараемся заинтересовать родителей и показать значимость

работы над развитием речи детей посредством сказки. Анкетирование их родителей

"Какую роль в Вашей семье играет сказка" показало, что дети любят сказки, но родители

редко читают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о

прочитанном. Чтобы возродить интерес не только детей, но и родителей к сказке,

оформляем памятку "Игры и упражнения для развития речи детей"; подготавливаем

стендовый материал "Книга в жизни Вашего ребенка", проводим беседы и консультации

на темы: "Речевое развитие дошкольников посредством сказки ", "О роли родителей в

развитии речи ребенка.

Закончить свою работу я бы хотела словами Л.С. Выготского : "Творчество- это не удел

только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует

везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое".



В раздел образования