Автор: Черникова Анастасия Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, город Советский
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: Проект "Семейные традиции"
Дата публикации: 05.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Проект «Семейные традиции»
Социальный педагог: Черникова А.М.
г. Советский, 2024 г.
Содержание
№
Стр.
1
Информационная карта
3
2
Актуальность проекта
5
3
Цель и задачи проекта
5
4
Предполагаемый результат
5
5
Этапы проекта
5
6
Кадровое обеспечение и управление проектом
9
7
Материально-техническое оснащение
9
8
Социальная эффективность проекта
10
9
Литература
11
10
Приложение
12
Информационная карта
2
Наименование проекта
Проект «Семейные традиции»
Автор проекта
Черникова Анастасия Михайловна,
социальный педагог
Тип проекта
Информационно-практико-ориентированный
Продолжительность
проекта
Краткосрочный
Участники проекта
Родители, обучающиеся подготовительной к школе
группы, воспитатели, специалисты
Юридический адрес
учреждения-исполнителя
/телефон, факс
ул. Трассовиков, 10 «б», г. Советский, Ханты-
Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская
область), 628240, телефон: (34675) 3-44-07
Цель, задачи проекта
Цель:
укрепление
института
семьи,
осознание
значимости семейных традиций как части семейных
ценностей
Задачи:
1.Расширять у детей представление о семье, как о
людях, которые живут вместе, любят друг друга,
заботятся друг о друге;
2. Формировать представления детей о семейных
традициях;
3. Воспитывать осознание доли собственного
участия в создании тёплых семейных отношений,
воспитывать желание заботиться о близких людях.
4. Создание условий для совместной творческой
деятельности родителей и детей, с целью
формирования семейных традиций.
5. Создание условий для развития толерантных
отношений у детей дошкольного возраста
Этапы проекта
I
этап – подготовительный
(с 01.04.2024 г. по 07.04.2024 г.)
Опрос детей по проблеме
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации
проекта
II
этап – основной (практический)
(08.04.2024 г. по 01.05.2024 г.)
Внедрение
в
воспитательно-образовательный
процесс
эффективных
методов
и
приёмов
по
расширению знаний дошкольников о семье, её
происхождении, традициях в семье;
Разработка консультаций «Каждой семье – свои
традиции», «Как знакомить дошкольников с
родословной»
3
«Как составить генеалогическое древо семьи»,
«Зачем ребёнку необходимо знать родословную
своей семьи?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Совместное
изготовление
детей
с
родителями
атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Семья»,
«Праздник в семье»;
Разработка и накопление методических материалов,
разработка рекомендаций по проблеме
III
этап – заключительный
(02.05.2024 г.)
Презентация
проекта
«Фестиваль
семейных
традиций»
Сроки реализации проекта
С 01.04.2024 г. по 02.05.2024 г
Ожидаемый результат
1. Дети будут иметь представление о семье,
осознают значимость семейных традиций, как части
семейных
ценностей,
расширят
знания
о
ближайшем окружении, научатся разбираться в
родственных связях.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания
толерантных отношений между семьей и детским
садом.
Место реализации проекта
МАДОУ д/с Ромашка»
Актуальность проекта
4
В современных российских условиях задача формирования семейных
традиций приобретает особое значение. Конфликт между объективными
потребностями общества и социальными условиями, в которых живёт семья,
осмысление проблем семьи на уровне государства и общества; необходимость
решения демографических проблем и воспитания достойных граждан своего
Отечества требует формирование чёткой системы семейных ценностей, в
которых семейным традициям отводится главная роль. Семейные ценности
посредствам традиций передаются новым поколениям как модель поведения в
семье и в обществе. Так как дошкольное учреждение посещают обучающиеся
разных национальностей, культур, вероисповеданий, с детьми проводится
работа по воспитанию основ толерантной культуры. Ведь именно дошкольный
возраст
является
сензитивным
для
формирования
и
развития
многих
нравственных качеств, в первую очередь толерантности. В этом возрасте
происходит
формирование
у
детей
навыков
уважительного
и
доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями
разных
культур,
умение
воспринимать
окружающее
как
результат
сотрудничества
людей
разных
национальностей,
разного
этнического
происхождения.
Цель проекта:
укрепление института семьи, осознание значимости
семейных традиций как части семейных ценностей.
Задачи проекта:
1.Расширять у детей представление о семье, как о людях, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Формировать представления детей о семейных традициях;
3. Воспитывать осознание доли собственного участия в создании тёплых
семейных отношений, воспитывать желание заботиться о близких людях.
4. Создание условий для совместной творческой деятельности родителей
и детей, с целью формирования семейных традиций.
5.
Создание условий для развития толерантных отношений у детей
дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. Дети будут иметь представление о семье, осознают значимость
семейных традиций, как части семейных ценностей, расширят знания о
ближайшем окружении, научатся разбираться в родственных связях.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений
между семьей и детским садом.
Этапы проекта:
1.
Этап подготовительный (с 01.04.2024 г. по 07.04.2024 г.)
Мероприятия
Цели
Результат
1.1 Изучение и
сбор
теоретического и
Повышение собственной
профессиональной компетентности
через изучение технологии
Изучена
методическая
литература, подобран
5
методического
материала по
использованию
проектного метода
проектирования
методический
материал
1.2 Составление
плана над
проектом
Реализация мероприятий по
проектной деятельности
Составлен план
реализации проекта
1.3 Анкетирование
родителей
«Семейные
традиции»
Сформировать интерес у родителей по
созданию условий для реализации
проекта
С родителями
(законными
представителями
проведено
анкетирование)
1.4 Поисковая
работа по подбору
иллюстративного
материала,
художественных
произведений,
дидактических
пособий
Создать условия для реализации
проекта
Подобран
иллюстративный
материал,
художественные
произведения,
дидактические
пособия
1.5 Создание
условий для
организации
работы:
обогащение
развивающей
предметно-
пространственной
среды
Воспитывать трудолюбие, развивать
творчество детей
Оформлена
предметно-
пространственная
среда
Консультации для
родителей
«Зачем ребёнку
необходимо знать
родословную своей
семьи?»
«Как знакомить
дошкольников с
родословной»
Просвещать родителей по данной
теме
Для родителей
оформлены папки-
передвижки, памятки
II этап: Практический (с 08.04.2024 г. по 01.05.2024 г.)
План – график мероприятий
Совместная деятельность
педагогов и детей
Совместная
деятельность детей с
родителями
Работа с
родителями
I
1. Беседа на тему: «Мои близкие»
Изготовление
Консультации
6
неделя2. Рассматривание картин: Т.
Сорокина «Семья»
3. Чтение сказки «Крошечка-
Хаврошечка
4. Лепка
1. Обсуждение ситуаций: «На кого
я похож?»
2. Дидактическая игра «Семья»
3. Чтение произведения Я.Акима
«Моя родня»
Пальчиковая гимнастика
«Дружная семейка»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Беседа «Самые дорогие люди»
Игровая ситуация «Мои братья
и сёстры»
атрибутов к сюжетно-
ролевой игре «Семья»
«Зачем ребёнку
необходимо
знать
родословную
своей семьи?»
«Как знакомить
дошкольников
с родословной»
Предложить
родителям
принести
семейные
фотографии
размер
35x45мм
для
составления
генеалогическо
го древа семьи.
II
неделя
Беседа: «Мой дом – моя
крепость»
Дидактическая игра
«Генеалогическое древо»
Рисование: «Портрет моей
мамы»
Беседа «Выходной день в моей
семье»
Составление рассказов «Дом
моей семьи»
Дидактическая игра
«Помощники»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-
матери»
Изготовление
коллажа «Дом моей
семьи»
Консультация
«Как составить
генеалогическо
е древо семьи»
III
неделя
Беседа «Быт и традиции
русского народа»
Рассматривание иллюстраций на
тему «Традиции и семейный
уклад наших предков»
Аппликация «Моя семья»
Беседа на тему: «Традиции
нашей семьи»
Рассматривание фотовыставки
Изготовление
стенгазеты
«Традиции в моей
семье»
Консультация
«Маршрут
выходного
дня»
Предложить
родителям
принести
семейные
7
«Я и моя семья»
Сюжетно-ролевая игра
«Праздник в семье»
Аппликация «Салфетка для
праздничного стола»
фотографии
для
оформления
фотовыставки
«Я и моя
семья»
IV
неделя
Чтение пословиц и поговорок о
семье
Дидактическая игра «Кто кем
приходится?»
Творческая речевая
деятельность: «Мой выходной
день дома»
Пальчиковый театр «Семья»
Рассматривание стенгазет
«Традиции в моей семье»
Просмотр
мультипликационног
о фильма: «Морозко»
(обсуждение)
Подготовка к
фестивалю
Предложить
подобрать
стихи на тему
«Семья»
III этап: Заключительный (02.05.2024 г.)
Мероприятие
Цели
Результат
«Фестиваль семейных
традиций»
Укрепление института семьи,
осознание значимости семейных
традиций как части семейных
ценностей.
Презентация
проекта
Кадровое обеспечение и управление проектом
8
Материально-техническое оснащение:
Для реализации проекта необходимо:
Настольная игра «Наша семья»;
Дидактические
игры:
«Моя
семья»,
«Генеалогическое
древо»,
«Помощники», «Кто кем приходится?»;
Набор кукол «Семья»;
Пальчиковый театр. Набор человечков «Семья»;
Разрезные картинки, пазлы;
Настенные плакаты, сюжетные картинки на тему «Семья»;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья»,
«Праздник в семье»
и др.
Материалы и инструменты для продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация);
Технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный экран,
магнитофон, диски и кассеты с аудиозаписями);
Художественная литература для чтения по теме проекта;
Игрушки и пособия должны соответствовать возрасту детей в
группе и гигиеническим требованиям.
Итогом реализации проекта стало проведение фестиваля семейных
традиций, цель которого обобщить полученные детьми знания, популяризация
семейных ценностей, воспитание ответственного отношения к семье, как к
базовой ценности общества. В мероприятии приняли участие родители
(законные представители), обучающиеся подготовительной к школе группы,
специалисты (охват: 50 человек).
Социальная эффективность проекта:
Данный проект проводился в преддверии праздника «Международного
Дня семьи» (в мае).
9
Проект
Музыкальный
руководитель
Родители
Воспитатели
Социальный
педагог
Дети
В проект вовлекались дети и их родители, что делает эффект данного
проекта максимально эффективным.
Данный проект получил положительный эмоциональный отклик
не
только от родителей (законных представителей), но и от педагогов детского
сада. Благодаря данному проекту происходит сплочение всех членов семьи. У
детей формируются более глубокие и полные представления о семье, семейных
традициях, об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в
ней,
укрепляются детско-родительские отношения. У родителей повысился
уровень педагогической компетенции в вопросах воспитания и развития своих
детей.
Целенаправленная и систематизированная работа с детьми дошкольного
возраста позволит развить духовно-нравственные качества у детей, укрепит
партнерские отношения.
Литература
10
1.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
2.
Евдокимова Е.С., Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева «Детский сад и семья:
Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.:
Мозаика-Синтез, 2007
3.
Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьёй»: - М.: Т.У. Сфера, 2018 г.
4.
Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. «Семейные традиции воспитания детей в
культуре и быту народов России»: - М.: 2013
5.
Чуйко Н., Деркунская В.А., Алексеева И.Г. «Современные формы
вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО»: - Детство-
Пресс, 2019
Приложение
11
Дидактическая игра «Генеалогическое древо»
Дидактическая игра «Семья»
Составление рассказов на тему «Дом моей семьи»
12
Изготовление стенгазеты «Традиции в моей семье»
13
Презентация проекта
Фестиваль семейных традиций
14
15