Напоминание

Современные подходы к обучению устной речи


Автор: Слепцова Туйара Валериевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Эбяхская СОШ им. Д.С. Слепцова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Среднеколымский район с. Эбях
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к обучению устной речи
Дата публикации: 05.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Эбяхская СОШ им. Д.С. Слепцова»

Учитель русского языка и литературы Слепцова Туйара Валериевна

Направление№1 «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Тема: Современные подходы к обучению устной речи.

«Если тебе не нравится то, что ты получаешь,

измени то, что ты даёшь»

Карлос Кастанеда.

В современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к

обучению языку. И это, бесспорно, правильный подход, так как независимо от того, какую

специальность мы выбираем, должны уметь выражать свои мысли. Только если хорошо

говорить и писать, можно свободно общаться, делиться своими знаниями и отстаивать свои

убеждения.

Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей обучения русскому языку в школе является

развитие

связной

речи

учащихся,

что

обусловлено,

как

мы

отметили,

принципом

коммуникативной

направленности

обучения,

необходимостью

практического

овладения языком как средством общения. По этой причине основное внимание в работе

уделяю формированию коммуникативной компетенции учащихся. Именно умение создавать

текст является конечной целью развития речи в школе. Но многие аспекты развития устной и

письменной речи учащихся требуют изучения. Особенно в условиях национальных школ, где

русский язык является неродным. К числу наиболее актуальных

методических проблем

относятся такие: изучение закономерностей речевого развития на втором языке; исследование

методов и приемов мотивации речевой деятельности нерусских учащихся; отбор по классам

речевого материала, на котором формируется коммуникативная компетенция учащихся;

создание наиболее эффективных средств обучения русскому языку в национальной школе.

Русский язык в условиях якутской

национальной школы был и остается не только

важным учебным предметом, но и языком обучения всем школьным дисциплинам с 5

класса, средством межнационального общения, языком приобщения к русской и мировой науке

и культуре. Конечно, у современных детей к моменту прихода к школу определенная

коммуникативная компетенция уже сформирнована. Но отмечаются следующие проблемы:

недостаточно богатый активный словарный запас;нарушения норм литературного языка:

неправильно произносят звуки и звукосочетания; невыразительное чтение; слабое владение

ритмико-мелодическим строем русского языка (интонацией, паузами, ударением).Много

затруднений вызывает использование грамматических форм слов разных частей речи,

синтаксический строй русской речи учащихся характеризуется однообразием структур. А также

психологический барьер.

Вследствие всего этого наблюдается речевая беспомощность и

неспособность точно и чётко сформулировать свои мысли, особенно в устной форме.

Большинство учителей отмечают, что уроки развития речи, проводимые в соответствии с

учебным планом, не решают в полной мере проблемы речевого развития учащихся. С этим

трудно не согласиться. Ведь мы изучаем язык, как таковой. Знание законов и правил языковых

форм изучается в отрыве от речевой деятельности, для которой усвоенный язык должен

служить средством. Выполнение разных упражнений на готовых текстах, пусть даже самых

талантливых русских писателей, не является речевой деятельностью, так как эти тексты не

созданы самими учащимися. Речевая деятельность будет деятельностью только тогда, когда

она вызвана реальной потребностью говорящего (пишущего),

мотивирована

желанием

передать мысль, мнение, информацию, идею с целью к чему-то подвигнуть собеседника

(читателя), когда средством ее является свой собственный язык самого говорящего

(пишущего).Речевая деятельность - это

не переписывание или пересказ чужих мыслей.

Получается, что в школе мы изучаем язык, а не речь. Вот почему мы испытываем трудности не

только в устной,но и письменной речи.

Остановимся на некоторых причинах низкого уровня развития речи учащихся национальной

школы:

- работа по формированию коммуникативных умений (умений, направленных на восприятие

чужого и создание собственного текста) учащихся проводится в основном на аналитических

упражнениях и заданиях (определить тему, основную мысль, тип речи и т.д.)

- отсутствуют заданий, основанных на синтезе умений, в то время как для более успешного

речевого развития необходимы условия для самостоятельного творческого подхода к созданию

связного высказывания;

-основной причиной проблем в развитии речи считаю: отсутствие языковой среды. Именно

поэтому у учащихся снижена мотивация говорить на русском языке.

Какие возможные пути решения можно выделить?

1) Как отмечает Т.С. Курдрявцева в своей статье “Современные подходы к обучениюречи”,

необходимо применять текстоцентрический подход в обучении,так как он неразрывно связан с

коммуникативно-деятельностным подходом в обучении.

2) Основываясь на опыте работы, могу сказать, что решению проблемы также способствуют

использование продуктивных методов и средств, внедрение инновационных технологий,

стимулирующих развитие связной русской речи учащихся.

3) Бесспорно, должна быть работа по обогащению словаря учащихся в разных ее формах

(устной и письменной, монологической и диалогической); работа над орфографией и

пунктуацией.

Обратим внимание на главную проблему сельских школ, как было сказано выше, в отсутствии

языковой среды. С целью решения проблемы при организации работы над развитием речи

интересфокусирую

на

создании искусственной языковой среды.

Психологами доказана прямая зависимость активизации мотивационной сферы личности

учащихся от эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность

в словесном оформлении своих мыслей, чувств. Ведь при обучении коммуникативным умениям

необходим яркий эмоциональный стимул, который служил бы источником возникновения

мотива речевой деятельности.Как

правило, учащиеся не любят (не умеют) выступать

публично, отстаивать собственное мнение, стесняются говорить открыто, свободно, без

предварительной подготовки.

Я задавала себе вопросы, почему учащиеся, занимающиеся иностранными языками, быстрее

начинают говорить, нежели на русском, который изучают с самых малых лет? Когда мы

учились в университете, нам предложили для работы учебное пособие для иностранных

студентов, авторами которого являются наши преподаватели К. С. Евсеева, Е. Н. Дмитриева,

Е.П. Никифорова, Л. Н. Самсонова. Особенностью этой книги является, что она предназначена

иностранцам, изучающим русский язык.Именно она стала настольной книгой, ориентиром

при подготовке к урокам развития устной речи.

Оказывается,

особенность обучения

иностранным языкам заключается в том, что там

учат не законы и правила языка, а

непосредственно сам процесс говорения и письма на изучаемом языке. Идёт естественный

процесс овладения языком (большое количество заданий, основанных на воссоздание,

сочинение диалогов на социально важные темы, перед изучающим язык ставятся

такие

реальные ситуации, при решении которых возникает потребность быть понятым): язык

усваивается в процессе речевой деятельности, выступает в ней средством, а не целью. Перед

изучающим язык ставится цель: построить собственную авторскую речь.А лингвистические

правила, теория отходят на второй план. Чтобы создать своё высказывание, обучаемый

использует язык в качестве средства осуществления действия, при этом он старается не

допускать ошибки.Мы же основное время, наоборот, уделяем как раз теоретическим понятиям.

И получается тот самый пресловутый “чемодан знаний без ручек”.

Таким образом, условием грамотного письма и грамотной речи в целом является не

заучивание и запоминание правил грамматики, а, наоборот, условием усвоения грамматики

оказывается грамотная письменная речевая деятельность учащихся, выполняемая при опоре на

наглядно представленные правила. Вывод: если хочешь писать грамотно – сразу пиши

грамотно, подглядывая в правила.

В соответствии с таким подходом начала строить уроки по развитию речи, постоянно создавая

при этом искусственную языковую среду. Рассмотрим на конкретных примерах. На урок

развития речи (текст-описание) в 5 классе на тему “Моя любимая игрушка” учащиеся приносят

на урок любимую игрушкиу, рассказываю о ней, ставят перед собой и начинают писать

сочинения. В учебнике 8 класса приводится текст о моде, предлагаю детям на урок прийдти в

одежде того или иного стиля, при этом ученики рассказывают, чем близок выбранный стиль

одежды. Урок-обощение по теме “В гостях у стилей речи” в 9 классепроходит в форме деловой

игры, где воссоздаётся реальная языковая среда такая как: выпуск телевизионных новостей, в

котором учащиеся в роли диктора, посиделки у самовара (разговорный стиль), в офисе у

директора (деловой стиль), инсценировка литературного произведения (художественный

стиль). Такие уроки помогают наиболее эффективно достичь поставленные цели и очень

нравятся ученикам. Считаю, как можно больше времени необходимо уделять творческим

работам учащихся (сочинения, изложения, рассказы, стихи, переводы с родного языка на

русский, устные сообщения, диалоги и т.д.). В последние годы активно внедряю современные

образовательные технологии такие как: дебаты, 6 шляп, проектная технология, технология

интеграции, так как они дают эффективный результат, повышают познавательный интерес к

предмету, улучшают качество.

№ Мероприятие

Тема

1

Урок литературы

Урок-дебаты

«Раскольников:

жертва

или

безжалостный убийца?»

2

Урок русского языка

Урок-дебаты «Нужно ли запретить употребление

сквернословия в щколе?»

3

Урок русского языка

Урок по технологии РКМЧП (прием 6 шляп)

«Наречие – необходимая часть речи»

4

Интегрированный урок по русскому

языку и математике

«Миром правят числа»

5

Урок русского языка

Деловая игра «В гостях у стилей речи»

6

Урок русского языка

ТРИЗ «Словари- наши друзья ипомощники»

7

Проект по литературе

«Ожившие строки»

8

Нестандартные уроки

Устный

журнал

«Словари

–наши

друзья

и

помощники»

Современный учитель не дает готовые знания, он учит их добывать самому. А чтобы этому

научить, мы должены уметь заинтересовать нашего ученика. продумывать до мельчайших

деталей структуру урока, владеть всеми технологическими приемами и контрольно–

оценочными умениями. Задача состоит в том, чтобы самый сложный, трудный материал

сделать для учащихся доступным, посильным, создать на уроке благоприятную обучающую,

воспитывающую, развивающую обстановку, среду. Добиться того, чтобы учиться было

интересно и легко. А это требует от учителя большого педагогического мастерства, которое

обязательно придёт с опытом, если он любит свою работу. На каждом уроке любого предмета

ребенок

должен

говорить,

объяснять,

задавать

вопросы,

комментировать,

сравнивать,

придумывать, творить.

Учить правильно говорить и литературно изъясняться вслух, уметь выражать свое мнение

нужно учить каждого школьника, причем на всех школьных уроках, а не только на уроках

русского языка и литературы. Если каждый учитель – предметник будет ставить перед собой

эту цель, он поможет решить общую проблему.Призываю всех своих коллег активно внедрять

современные технологии в обучении, так как у всех, как мы убедились, одна проблема и одна

цель – воспитать свободную, конкурентоспособную личность, умеющую адаптироваться в

любых жизненных ситуациях.

Использованная литература:

1.

Аммосова В.В. Компетентностный подход к обучению русскому языку и литературе в

условиях ФГОС: Учебно-методический комплект материалов – Я.: ГОУ ИПКРО, 2011.

2.

Аллимкметс К.П., Метса А.А. Поговорим…Поспорим… Л.: 1991

3.

Гоголева С.В. Современные педагогические технологии в системе филологического

образования: Учебно-методический комплект материалов – Я.: ГОУ ИПКРО, 2011.

4.

Кудрявцева Т.С. Современные подходы к бучению речи. Русский язык в школе 2008

5.

Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии 1998 г.

6.

Русский язык. Учебное пособиедля иностранных студентов.К. С. Евсеева, Е. Н.

Дмитриева, Е.П. Никифорова, Л. Н. Самсонова. Якутск 1996.



В раздел образования