Автор: Айткулова Ирина Львовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование интерактивных форм работы в процессе преподавания географии»
Дата публикации: 05.07.2025
Раздел: полное образование
Статья на тему
«Использование интерактивных форм работы в процессе
преподавания географии»
Выполнила:
учитель географии
Айткулова И. Л.
Хабаровск 2023
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Обновление
образования
сегодня
требует
от
педагогов
знания
тенденций инновационных изменений в системе современного образования,
отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем
обучения;
понимания
сущности
педагогической
технологии;
знания
интерактивных форм и методов обучения; умения анализировать и
оценивать
свой
индивидуальный
стиль,
а
также
особенности
и
эффективность применяемых педагогических технологий и собственной
педагогической деятельности в целом.
В
педагогике
различают
несколько
моделей
обучения:
- пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и
смотрит);
- активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие, задания);
- интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели
обучения
предусматривают
моделирование
жизненных
ситуаций,
использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается
доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо
идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия,
он
сам
активно
участвует
в
процессе
обучения,
следуя
своим
индивидуальным маршрутом.
Интерактивные формы и методы обучения
завоевывают сегодня все большее признание в преподавании различных
учебных предметов.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («
inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение - это
специальная форма организации познавательной деятельности, способ
познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников
образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе
которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по
В.С.Дьяченко).
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного
процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие
формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Такого рода методы показывают новые возможности, связанные,
прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем
внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Интерактивное
обучение подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели:
развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности
мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения
учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых
явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению»
проблемы,
оригинальности,
гибкости,
диалектичности,
творческого
воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной
поисковой деятельности; эффективности применения
знаний, умений и
навыков, создании комфортных условий обучения, при которых ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных
методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания
всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности.
Организуются
индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа,
ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными
источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах
взаимодействия,
активности
обучаемых,
опоре
на
групповой
опыт,
обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения,
которая
характеризуется
открытостью,
взаимодействием
участников,
равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность
взаимной
оценки
и
контроля.
Интерактивное
обучение
существенно
отличается от традиционного.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и
усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже
осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет
навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания,
созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят
энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем
информации по различным учебным предметам, который в сознании
учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих
смысловые связи.
В качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает
процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные
формы.
С
одной
стороны,
они
представляют
собой
определенную
информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации
является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от
педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О.
Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в
которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с
другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание
то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой
стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими
учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных)
способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще,
усваивает
различные
механизмы
поиска
знаний.
Поэтому
знания,
полученные
учащимся,
являются
одновременно
и
инструментом
для
самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель активного обучения – это создание педагогом
условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и
конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей
активного обучения от целей традиционной системы образования.
Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии
активного
обучения,
воспользуемся
таксономией
когнитивных
(познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в
педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом
таксономии, то знания – это лишь первый, самый простой уровень этой
иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание,
понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие
три
(анализ,
синтез,
сравнение
–
высшего
порядка.
Систематизатор
когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим
образом:
1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию,
включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические
принципы и теории.
2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.
3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации полученные
знания.
4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая
их отношения и понимая модель их организации.
5.Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое
целое.
6. Оценивание:
процесс
выработки
ценностных
суждений
об
идеях,
решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или
качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев
или стандартов.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении,
позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней
целей. Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение
целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают
методы
традиционной
системы
обучения.
Как
следствие,
педагоги,
работающие
в
традиционной
парадигме,
часто
используют
методы
интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в
обеспечении
достижения
ряда
важнейших
образовательных
целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в
общеобразовательном плане;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия,
коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных
ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками
образовательного процесса.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:
развивают самооценку и уверенность в себе;
делают уроки интересными;
развивают чувство ответственности;
дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;
дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
способствуют инициативе учащихся;
учащиеся имеют право на свое мнение;
учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с
учителем;
учащиеся и учитель договариваются об основных условиях
совместной работы;
учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
помогает создавать положительные эмоции .
Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы
воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только
к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний
для решения важных жизненных проблем.
Существуют различные способы активизации познавательной
деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько
десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое
представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые
игры; уроки-пресс конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН;
театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с
групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки
творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты;
уроки-сомнения;
уроки-творческие
отчеты;
уроки-формулы;
уроки-
конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры;
уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-
концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые
игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»;
уроки-экскурсии; межпредметные уроки и др.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации,
методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные
занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому,
по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем
педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы,
вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени,
отсутствия серьезного познавательного труда.
2.
Использование
нетрадиционных
форм
учебных
занятий.
1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой
или проблемой.
2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические)
занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному
восприятию учебного материала.
3)
Проектные
занятия,
направленные
на
воспитание
культуры
сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного,
учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь
более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.).
Активное применение на уроках метода проектов и других технологий,
основанных на деятельностной основе и обучении в сотрудничестве создаёт
условия для включения каждого ученика в процесс обучения, позволяет
сделать
процесс
обучения
более
увлекательным
и
поэтому
более
эффективным.
Вполне понятно, что от целевых приоритетов зависит и ожидаемый
результат не только всего процесса обучения, но и каждого учебного занятия,
а соответственно и тот путь, который ведет к данному результату, то есть
этапность занятия, последовательность видов работы, выбор и сочетание
способов и приемов общения и содержательная логика. При разных подходах
различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре
циклы, блоки или другие группировки.
3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения
( ролевых, дидактических, имитационных, организационно – деятельностных
и др.). В моей практике часто использую такие игровые формы как «Что
такое? Кто такой?», «Третий лишний», «Географическая цепочка», «Найди
соответствие»,
«Логические
цепочки»,
«Путаный
рассказ»
и
другие.
4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому
(субъект-субъектному).
Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и
самореализации
всех
участников
диалога.
На
уроках
я
использую
технологию проблемно-диалогового обучения, которая позволяет заменить
урок объяснения нового материала уроком «открытия» новых знаний.
Постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а
поиск решения - понимание материала большинством учащихся. Например,
при изучении темы «Ресурсообеспеченность стран» в 10 кл, я использую
технологию проблемного изложения материала. Перед учащимися ставится
несколько проблемных вопросов (оценивания ресурсообеспеченности стран с
помощью карт и статистических материалов, анализируя запасы и добычу
основных видов природных ресурсов, сравнение и на основе анализа
рассчитать на сколько лет хватит ресурсов при современном уровне их
добычи)
на
которые
учащиеся
пытаются
найти
ответ
с
помощью
преподавателя и различных источников информации ( карты, учебник),
основываясь на знания, полученные ранее. На таком уроке учащиеся сами
пытаются найти ответы на вопросы в процессе диалога. Учитель выступает
координатором и помощником.
5. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы
познавательных
и
практических
задач,
проблемных
вопросов,
ситуаций).
Виды ситуаций:
- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и
неправильных,
и
необходимо
выбрать
правильное
(оптимальное);
- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения
ввиду недостатка данных;
- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство
противоположностей,
что,
кстати,
часто
встречается
на
практике;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей
парадоксальностью и необычностью;
- ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о
возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что
вовлекает в активный поиск обучаемых;
- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность
какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
- ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся
опыт и представления, и многие другие.
6. Использование различных форм учебной работы учащихся:
- коллективной;
- групповой;
- индивидуальной;
- фронтальной;
- бригадной;
- парной.
7. Систематическое использование различных дидактических средств,
в том числе и проверки усвоения знаний: тестовые задания; дидактические
карточки;
проблемные
вопросы;
терминологические
кроссворды,
самостоятельная
работа
с
различными
источниками
информации,
взаимоопрос, «тихий опрос», опрос по цепочке, блиц-опросы, «каждому
своё», географические, цифровые и топографические диктанты и др.
8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических
приёмов, таких как:
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища
по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей
удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка
на
объект
изучения,
пожелания
в
адрес
организуемых
занятий).
3) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя,
которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами
в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем,
формулировка единого ответа).
5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе
выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для
меня было ...», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
7) Пантомомическое изображение предмета разговора.
8)
Художественное
изображение
(схема,
рисунок,
символьный
знак,
пиктограмма) и др.
9.
Использование
всех
методов
мотивации
и
стимулирования
обучающихся.
Под
мотивацией
понимают
совокупность
внутренних
и
внешних
движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей
свой
определенный
смысл.
Устойчивая
совокупность
потребностей
и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может
и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии,
приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся
обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы
образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть
стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности
учащихся:
I. Эмоциональные:
поощрение, учебно-познавательные игры, создание
ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий,
удовлетворение
желания
быть
значимой
личностью.
II. Познавательные:
опора на жизненный опыт, учёт познавательных
интересов,
создание
проблемных
ситуаций,
побуждение
к
поиску
альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-
развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование
ответственного
отношения,
выявление
познавательных
затруднений,
самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности,
прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные:
развитие желания быть полезным, создание ситуаций
взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и
сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы,
организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного
обучения,
поэтому для любого педагога важно выявить наличие и
содержание
образовательных
потребностей
учащихся,
имеющихся
затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и
системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования
деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного
подхода.
Интерактивные методы обучения формируют у учителя необходимость
научиться работать в режиме творческого развивающего обучения, внедрять
те приёмы и методы обучения, которые способствуют развитию ребёнка.
Освоение
проблемно-поисковых
методов
-
эвристических,
игровых,
проблемно-побуждающих - все это значимые вехи на пути организации
творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и
интерактивного обучения.
10.
Различные
виды
домашней
работы (групповые,
творческие,
дифференцированные, составление домашней работы для соседа по парте и
др.).
11. Деятельностный подход в обучении.
11.1. Использование приёмов умственной деятельности, способствующих
успешному усвоению изучаемого материала и развитию мыслительной
деятельности.
К таким приёмам относятся:
- системный анализ, используемый в процессе формирования понятий,
закономерностей
и
пр.
Он
позволяет
просмотреть
все
явления
в определённой системе связей, даёт возможность вычленить признаки
географических явлений под определённым углом зрения.
- установление причинно-следственных связей. При установлении
причинно-следственных связей и географических закономерностей большая
роль
принадлежит
приёмам
сравнения,
обобщения,
воображения,
классификации и конкретизации.
Формирование у учащихся
понимания
связей между явлениями требует систематической работы из урока в урок,
опоры на внутрипредметные связи. Например, при изучении климатических
поясов необходимо проследить связь между географическим положением
климатического пояса, углом падения солнечных лучей, температурой
воздуха, атмосферным давлением, количеством осадков и направлением
господствующих ветров. Для формирования навыка выявления таких связей
можно предлагать им самим установить связи.
Примеры:
1. Составить из звеньев причинно-следственную цепь:
а) воздух поднимается вверх, б) высокая температура воздуха, в) образование
облаков, г)выпадение осадков, д) охлаждение воздуха, е) испарение.
2. Составить причинно-следственную цепь,
в которой первым звеном
является «неравномерное нагревание земной поверхности», а последним
«образование морских течений». Промежуточные звенья определите сами.
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены
следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая
атака»,
метод
«круглого
стола»,
метод
«деловой
игры»,
конкурсы
практических
работ
с
их
обсуждением,
ролевые
игры,
тренинги,
коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных
производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные
упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций,
проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа
с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение
специальных
видеозаписей,
включая
запись
собственных
действий;
педагогическая студия, встречи с приглашёнными специалистами, методы
с использованием компьютерной техники и др.
Примеры активных форм ведения уроков.
Проектный урок
На первом этапе подготовки определяется тема проекта.
Затем
ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые
предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах
самостоятельной работы группы учитель выступает в качества консультанта,
помощника
или,
по
просьбе
учащихся,
как
участник
малой
исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований;
структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит
открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как
правило,
это
экспертный
или
научно-методический
совет
школы);
результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших
проектов.
Схема проведения урока-проекта:
1. Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип,
количество участников).
2. Выдвижение и обсуждение с учениками гипотез решения основной
проблемы.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их
решения.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или
индивидуальным исследовательским творческим задачам.
5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
6. Защита проекта.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной
работы), выводы.
Методы: традиционные (словесные, наглядные, практические); поисковые
(«идейные сетки», проблемные вопросы, ролевая игра, опрос-интервью,
дискуссия).
Примеры тем, которые я предлагаю своим ученикам для подготовки
проектов: 9 классам - оценить возможности хозяйственного освоения
Дальнего Востока России, практического использования рекреационных
ресурсов России и Хабаровского края. Разработать и дать экономическое
обоснование прокладки новых железных дорог на Дальнем востоке и Сибири
Дискуссия – как метод активного обучения школьников.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование), публичное
обсуждение
какого-либо
спорного
вопроса,
проблемы
с
целью
их
правильного решения. Дискуссия возникает в том случае, если проблема не
имеет чётко выраженного решения, т.е. имеется предмет обсуждения. Часто
дискуссию определяют как обсуждение, спор, столкновение разных подходов
к решению проблемы, которая зачастую осуществляется в аспекте групповой
работы учащихся, на основе общения учителя и учащихся, а также учащихся
друг с другом в процессе разрешения проблемной ситуации. В обучении
географии дискуссия используется обычно при проведении ролевых,
деловых или интеллектуальных игр, а так же при обсуждении проблемных
вопросов и заданий по содержанию изучаемой темы. Учебные дискуссии
в основном рассчитаны на учащихся старших классов, поскольку требуют
значительного
объёма
усвоенных
знаний,
умения
подбирать
нужные
аргументы в подтверждение своей точки зрения, давать её развёрнутое
обоснование.
Главное при использовании этой формы урока – формирование умения
излагать своё мнение и обосновывать его специально подобранными
фактами, аргументами. Не менее важно и формирование умения слушать
других
и
уважать
их
мнение,
воспринимать
чужую
позицию
в дискуссионном споре, подчиняться общим правилам ведения дискуссии,
адекватно
оценивать
своё
мнение
и
мнение
своих
товарищей.
На уроках географии я провожу форму дискуссии – «Круглый стол»
«Круглый стол» – это беседа, в которой на равных участвуют все
ученики группы или даже класса. Круглый стол – это метод активного
обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности
учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить
недостающую
информацию,
сформировать
умения
решать
проблемы,
укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой
«круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой
консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся
вырабатываются
профессиональные
умения
излагать
мысли,
аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения
и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации
и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление
проблем и вопросов для обсуждения. Важное условие при организации
«круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс
коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого
стола», то есть, расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок,
как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности,
увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого
учащегося
в
обсуждение,
повышает
мотивацию
учащихся,
включает
невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные
проявления. Преподаватель также располагается в общем кругу, как
равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по
сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они
обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии
адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если
преподаватель сидит среди детей, обращения членов группы друг к другу
становятся более частыми и менее скованными, это также способствует
формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития
взаимопонимания между педагогами и учениками. Такую форму дискуссий
я провожу в социально-экономических 10-11 классах.
Предварительно учащиеся готовят сообщения, презентации. Например,
в 10 кл. проводили круглый стол по теме: «Появление на политической карте
мира самопровозглашенных и непризнанных государств.»
1. Создавались рабочие группы (3-5 чел) которые собирали материал
и докладывали о необходимости предоставления независимости одной из
5 выбранных территорий.
2.
Сформирован
«совет
безопасности
ООН»
и
«представители
Международного суда».
3. Рабочая группа (5чел), дают объективную информацию и играют
роль «заинтересованных представителей» этих территорий, доказывающей
право на самоопределение.
4. Оставшиеся учащиеся, не задействованные в совете и суде –
слушатели, делим на два лагеря одни за, другие против,
5. После доклада выступают «представители ООН», а потом все
желающие
6. Потом представители Международного суда. Все обсуждают и ищут
решения вопроса. Находим хорошо, нет- то это тоже пример, как сложно все
устроено в мире.
Интерактивные
формы
обучения
–
это
постоянное
общение,
сотрудничество, это работа мысли. Здесь нет равнодушных и безучастных.
Учебная деятельность осуществляется по формуле «научишься сам, когда
научишь другого», обучение, развитие и воспитание органически сливаются.
Именно такие формы обучения позволяют заинтересовать и побудить
учащихся
к
активному
познанию,
сформировать
у
них
ключевые
компетенции. Включение учащихся в активную беседу, в самостоятельные
поиски ответов на поставленные вопросы путём организации работы
с географическими картами, климатическими диаграммами, справочным
материалом,
иллюстрациями,
учебным
текстом,
дополнительным
материалом,
выполнение
всевозможных
творческих
заданий,
решение
проблемных задач, использование ИКТ значительно меняет отношение
учеников к учебному процессу.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо
иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе,
дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями,
предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой
деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором
знаний и умений. Применение интерактивных, информационных технологий
дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные
особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко
всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении
к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные
и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития –
стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна
закладываться в школе. Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе
слышит от учителей и родителей фразу: «Нужно хорошо учиться, потому что
...». А дальше – очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства.
Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ
расставит все точки над і, потому что ученик будет четко представлять, зачем
ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу
учебы, и готовиться к новому контенту общества третьего тысячелетия.
Использование на уроках географии интерактивных, информационных
технологий позволяет вести, преподавание предмета ориентировано на
личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-
познавательной
деятельности
учащихся,
позволяет
вести
обучение
в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом
уроке,
получать
дополнительные
знания,
обеспечивать
публичные
выступления,
возможность
исправлять
ошибки,
повышать
свой
познавательный уровень.
Заключение
Известно, что индивид становится личностью только в процессе
взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать
о
человеке,
каков
он
–
добрый
или
злой,
целеустремленный
или
безалаберный и так далее – до тех пор, пока не увидим его во
взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения,
взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации
личности. Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно.
Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому
забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь
мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике
знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстаётся
с теми истинами, которые для себя считает доказанными. В настоящее время
цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении
суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта
своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие
десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным
средством
решения
которого
продолжает
оставаться
познавательная
активность.
На уроках географии я выстраиваю обучение так, чтобы процесс
познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся.
Я рассматриваю интерактивное обучение в процессе самообразования
потому, что за интерактивными информационными технологиями в обучении
– будущее нашей школы, я и далее буду развивать и углублять эту тему.
Используемая литература:
1.
Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии
в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
2.
Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно
коммуникационной среды на новые образовательные результаты:
автореф. Дис. доктора пед. наук. М. 2007.
3.
Образовательный информационный портал ХМАО-Югра.
4.
Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред.
проф. В.Н. Врагова. – Новосибирск.1999.
5.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования. – М.: 1999.
6.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.
Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
7.
Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.:
Радио и связь, 1999.
8.
Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005.
9.
Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2004.