Напоминание

Л.Н.ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР". САЛОН А.П.ШЕРЕР


Автор: Королева Ирина Валерьевна
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: МБОУ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ А.И.ЯКОВЛЕВА
Населённый пункт: ГОРОД УРАЙ
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Тема: Л.Н.ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР". САЛОН А.П.ШЕРЕР
Дата публикации: 04.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Л.Н.Толстой

Роман-эпопея

«Война и мир»

Анализ эпизода

«В салоне Анны Павловны

Шерер»

(т.1, ч.1, гл. 1 - 5)

Жанры эпоса:

1. Рассказ – малое эпическое произведение с одним главным

героем и одной сюжетной линией.

2. Повесть – среднее эпическое произведение с двумя или

тремя главными героями и двумя - тремя сюжетной линией.

3. Роман – большое эпическое произведение с несколькими

главными героями и несколькими сюжетными линиями.

4. Роман-эпопея – самое большое эпическое произведение,

изображающий большой период исторического времени или

историческое событие, в котором решаются судьбы нации,

народа, страны .

Элементы сюжета

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация

4. Развязка

Салон -

(«гостиная» по-французски) -некий кружок

вокруг блестящей дамы, который объединял ее

друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда

создавались по интересам: одних увлекала религия,

других политика, третьих – литература, искусство и

музыка. Салоны заводили знатные дамы.

Большей частью салоны были прибежищем

оппозиции: здесь царствовал не король, а

прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная

дама, перед чарами которой были равны все.

Фрейлина - (от устаревш. нем. Fräulein

незамужняя женщина, девушка) —

младшее придворное женское звание в

послепетровской России. Давалось

представительницам знатных дворянских

фамилий. Фрейлины составляли свиту

императриц и великих княгинь.

Цель

Определить роль эпизода в романе,

отношение автора к нормам жизни

высшего света и каким образом он это

выражает.

Эпиграф

Вечер Анны Павловны был пущен.

Веретена с разных сторон равномерно

и не

умолкая шумели.

Л. Н. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Ю. Лермонтов

Салон Анны Павловны Шерер

Элен Курагина

Князь Андрей Болконский

Авторская позиция

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет

великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что

здесь

происходит.

Все

здесь

фальшь,

маска,

скрывающая

эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все

здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый

скрывается

под

маской,

которую

хотят

видеть

на

нём

окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно

делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского

поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во

всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не

изменяются на протяжении всего романа.

Основной художественный прием

- антитеза

Антитеза - противопоставление.

Этот прием составляет

стержень всего романа.

Противопоставление

начинается уже с названия

романа; противопоставлены

две войны (1805 – 1807 и 1812)

и два сражения (Аустерлицкое

и Бородинское);

военачальники (Кутузов и

Наполеон); города (Петербург

и Москва); действующие лица

(любимые и нелюбимые).

Действие начинается в июле 1805 года в

салоне А. Шерер, где мы знакомимся с

представителями придворной

аристократической среды: фрейлина

Шерер, министр князь Василий Курагин, его

дети – бездушная красавица Элен,

«беспокойный» дурак Анатоль,

«спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза

Болконская и андрей Болконский, Пьер

Безухов и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям

проявилось в том, что автор показывает,

насколько в них все фальшиво, идет не от

сердца, а от необходимости соблюдать

приличия. Толстой отрицает нормы жизни

высшего общества и за внешней его

благопристойностью, изяществом, светским

тактом вскрывает пустоту, эгоизм,

корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Толстой не принимает и сурово осуждает

людей, цель которых – карьера, богатство,

корыстное политиканство, власть,

жестокость и способность к убийству. Этих

людей он относит к миру войны. Для их

разоблачения он вырабатывает свой

метод – «срывание всех и всяческих

масок». Так, внешне мы видим в салоне

изящество, ум, такт, высокие политические

интересы. А внутренне это фальшивые

люди, их разговоры и поведение

лицемерны.

Например, князь Василий,

рассуждая на высокие

политические темы, думает лишь

об устройстве сына. Скрывая

корыстные намерения, он говорит,

«как заведённые часы», «как актёр

говорит слова старой пьесы». У

всех гостей «улыбка сливалась с

неулыбкой».

Постоянно звучащая французская

речь подчёркивает оторванность

знати от народа, его интересов,

культуры, языка.

Хозяйку салона Толстой сравнивает с

хозяйкой прядильной мастерской,

подчёркивая автоматизм всего

происходящего, отсутствие

искренности.

Так в нынешний вечер Анна

Павловна сервировала своим

гостям сначала виконта, потом

аббата, как что-то

сверхъестественно утонченное».

Среди гостей Анны Павловны автор

выделяет двух героев. Это Пьер

Безухов и Андрей Болконский. Умный

и робкий, наблюдательный и

естественный взгляд Пьера, гримаса

скуки на красивом лице князя Андрея.

Вроде бы совершенно разные по

характеру и темпераменту, по

положению в светском обществе люди.

О князе Андрее нельзя сказать столь

же решительно, что он во всем чужой.

В этом обществе он не «медведь», он

на

равных

правах,

его

уважают

и

боятся.

Он

может

позволить

себе

«щурясь» оглядеть общество. Он для

всех свой. Они для него - чужие.

Анна Павловна была хозяйкой самого

модного в Петербурге великосветского

салона, посещать который считалось

среди петербургской знати хорошим

тоном. Кроме того, Шерер являлась

фрейлиной и приближенной

императрицы Марии Федоровны.

Наблюдая за поведением этой

сорокалетней женщины, мы

понимаем, что все ее слова и

поступки были неискренни.

Смысл жизни Анны Павловны

заключался в успешном

существовании ее салона.

«Верчение этой машины» было для нее

и работой, и любимым занятием, и

целью существования. Она обладала

всеми необходимыми качествами, чтобы

быть успешной хозяйкой самого модного

светского салона Петербурга. Шерер

была ловка, тактична, мила, обладала

поверхностным, но быстрым умом,

светским чувством юмора

Жизнь салона осуществлялась по

определенным законам, негласно

принятыми всеми ее членами.

Петербургская знать приходила сюда,

чтобы узнать последние новости,

политические и неполитические,

услышать последние сплетни, посмотреть

или поучаствовать в интригах,

послушать новое лицо, поданное им в

качестве «десерта».

Ни о каких искренних чувствах, собственных

мнениях, живых искренних беседах здесь речи

быть не могло.

Отношение к событию или человеку

определялось последними политическими,

придворными или светскими соображениями.

Следить за соблюдениями этих законов,

обеспечивая «полноценный отдых» своих

гостей, и была призвана Анна Павловна).

Расскажите о завсегдатаях

салона Шерер. Обратите

внимание на внешность

героев, их поведение,

манеру общения.

Собравшееся

общество

«разбилось

на

три кружка. В одном, более мужском,

центром был аббат; в другом, молодом,

— красавица княжна Элен, дочь князя

Васи лия,

и

хорошенькая,

румяная,

слишком

полная

по

сво

ей

молодости,

маленькая

княгиня

Болконская.

В

треть

ем

Мортемар

и

Анна

Павловна»).

Почему князь

Василий Курагин

приехал первым?

В погоне за выгодой он готов на все.

Цель

попытаться

пристроить

сыновей:

Ипполита

(«спокойного

дурака»)

в

посольство

в

Вене

и

Анатоля

(«беспокойного

дурака»)

женить на богатой невесте.)

С какой целью автор

так тщательно

описывает одежду

гостей?

Наряды

гостей

поражают роскошью и

великолепием;

одежда

«прикрывает»

безликость и душевную

пустоту аристократов.)

Почему разговоры в

салоне Шерер ведутся

преимущественно на

французском языке?

Язык

«высшего

света»

французский,

это

норма. Выражения и обороты на французском

языке

стали

привычными

штампами,

употребляемыми

в

светской

беседе.

Французский

язык

как

норма

светского

общества.

Толстой

подчеркивает

незнание

героями родного языка, отрыв от народа (это

язык знати, язык «фальши» Как правило, там,

где

описывается

ложь

или

зло,

в

роман

врывается

французский

язык,

позднее,

немецкий язык).

Значение действия в салоне для дальнейшего развития

сюжета.

В первых главах Толстой, казалось бы,

спокойно и неторопливо описывает

светский вечер, не имеющий прямого

отношения ко всему, что будет дальше.

Но здесь, на вечере у Шерер,

завязываются все нити романа.

Разговоры

в

салоне

лиц,

близких

к

царскому двору, позволяют включиться в

политическую атмосферу эпохи; именно в

июле

1805

года

происходит

разрыв

дипломатических отношений с Францией,

когда завязывается основа сюжета романа

конфликт

с

Наполеоном.

Кроме

того,

сцена

в

салоне

Шерер

показывает

неоднородность

общества

и

выявляет

симпатии и антипатии Толстого.

Здесь

Пьер

увидел

Элен,

которая

впоследствии станет его женой.

Анатоля

Курагина

решают

женить

на

Марье Волконской.

Князь Андрей готовится идти на войну.

Чем-то

разрешатся

не

очень

теплые

отношения князя Андрея с женой.

Князь

Василий

решается

пристроить

Бориса Друбецкого.

ИТОГИ УРОКА

В сатирическом освещении даны Толстым

завсегдатаи

салона

и

его

хозяйка

А.

П.

Шерер.

«Сдержанная

улыбка,

игравшая

постоянно на лице Анны Павловны, хотя и

не шла к ее отжившим чертам, выражала,

как

у

избалованных

детей,

постоянное

сознание

своего

милого

недостатка...»

За

этой краткой характеристикой – авторская

ирония.

ИТОГИ УРОКА

Придворные

интриги,

сплетни,

стремление

во

что

бы

то

ни

стало

разбогатеть,

«сделать»

карьеру

вот

интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света»

Н.

Н.

Наумова

называет

«всепроникающую фальшь поведения».

Все

пропитано

в

салоне

фальшью,

бездушием и ложью.

ИТОГИ УРОКА

Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его

искренность

и

прямота

вызывают

удивление

и

страх.

Андрей

Болконский – «свой» в салоне, с ним

считается петербургская знать, хотя

он видит фальшь, ложь и лицемерие

высшего света.

ИТОГИ УРОКА



В раздел образования