Напоминание

"Растворы, смесь, сплав"


Автор: Гараева Марьям Фуатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ЛЕНИНСКАЯ СОШ"
Населённый пункт: село Ленино Новошешминский район РТ
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Растворы, смесь, сплав"
Дата публикации: 04.04.2025
Раздел: полное образование





Назад




Тема занятия: «Решение текстовых задач алгебраическим способом». подготовка к огэ

Тип занятия: комбинированный

Цели и задачи занятия: обобщить и систематизировать знания по теме «Решения текстовых задач», знание теории, умение решать задачи

арифметическим способом.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться решать текстовые задачи на растворы, смеси, сплавы.

Метапредметные:

Познавательные: учиться извлекать информацию из условия задач, уметь показать алгоритм решения, используя математическую модель,

уметь вычислять.

Регулятивные: учатся контролировать свою деятельность определяя способ действия и его результат с заданным эталоном;

определять и

формулировать цель;

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения;

работать коллективно;

слушать и понимать речь других;

формировать умение задавать вопросы по существу.

Личностные: содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к данному виду

занятий, интереса к изучаемому материалу;

работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной

деятельности;

развивать самостоятельность в разных видах деятельности.

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающегося

Формируемые

способы

деятельности

1.Организационн

ый момент.

Учитель приветствует учащихся, контролирует

подготовленность к занятию.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Здравствуйте уважаемые

гости! Дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке

присутствуют гости. Мы, как радушные хозяева, рады

гостям, и постараемся, чтобы им было интересно у нас.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте

хорошей работы.

Посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошей работы.

Девиз урока: «Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг

другу».

Проверяют готовность к

занятию.

1) Регулятивные:

- волевая

саморегуляция;

2) Личностные:

-

смыслообразова

ние (Я должен

посмотреть…)

3)

Коммуникативн

ые:

- планирование

учебного

сотрудничества

с

преподавателем

и со

сверстниками.

Проверка

домашнего

задания

Проверим домашнее задание. Нужно было решить 2 задачи

на движение из сборника. Все справились?

Тетради ваши проверю по критериям и выставлю оценки в

журнал за дом. работу. Ошибки разберем на конс.

А сейчас вспомним алгоритм решения текстовых задач.

Отвечают на вопросы

учителя.

2.Актуализация

знаний.

Целеполагание.

Проводит фронтальный опрос. Задает вопросы:

Хорошо, ребята ответьте мне, пожалуйста, на вопрос.

1.

Что такое процент?

2.

Как перевести процент в дробь?

3.

Как перевести дробь в проценты?

4.

Как найти дробь от числа?

5.

А число по значению его дроби?

Исходя из всего вышесказанного определите тему урока?

Какую цель поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

учителя.

1.Процент— это сотая часть

числа или какой-либо величины.

2. Чтобы перевести проценты в

дробь, нужно убрать знак «%» и

разделить число на 100.

3. чтобы перевести десятичную

дробь в проценты, нужно дробь

умножить на 100 и добавить знак

«%».Чтобы перевести

обыкновенную дробь в

проценты, нужно сначала

превратить её в десятичную

дробь

4.

Чтобы найти дробь от числа,

нужно это число умножить на

дробь.

5.

чтобы найти

число по

значению его дроби , нужно

данное значение разделить на

эту дробь.

Определяют цель и тему

1)

Познавательные:

- обще учебные

умения

структурировать

знания,

2) Регулятивные:

- контроль и

оценка

прогнозирования

урока

Выдвигают гипотезу по

решению данного вида задач.

научиться решать

текстовые задачи на

растворы, смеси.

3.Моделирующая

деятельность

учащихся.

Организуется презентация с алгоритмом решения задач такого

вида, и последующим обсуждением. (готовая таблица)

Сейчас поработаем в группе, вы обсудите подходит ли наш

алгоритм решение задач для этого задания.

Следующее наше действие какое?

(обсуждают, выбирают карточки, заполняют)

Что нам нужно найти?

(В каком отношении были взяты первый и второй растворы? )

1 раствор, второй раствор, как получим третий раствор, что для

этого нужно сделать?

Значит здесь знак +, =

Дальше по алгоритму? составить уравнение

Решают уравнение ( в парах)

(Взаимопроверка )

1.

Прочитали задачу

2.

Что нужно найти?

Взяли за х,у

3.

записали данные в

таблицу.

4.

Составили уравнение

5.

Решили уравнение

6.

Прочитали вопрос,

ответили на вопрос

Обсуждают алгоритм.

Задают вопросы. Записывают

решение задачи в тетрадь.

Заполнить таблицу

Концентрацию

получившегося раствора.

Сложить, знак плюс.

1)

Познавательные:

- умение

структурировать

знания,

постановка и

формулировка

проблемы.

2) Обще

учебные:

Моделирование,

выбор

эффективных

способов

решения задачи

4. Первичное

закрепление

приобретенных

знаний

Организует работу в группах по 4 ученика. Раздает карточки.

Приложение №1.

Взаимопроверка по презентации по группам

Решают задачи.

1)

Коммуникативн

ые:

Планирование

учебного

сотрудничества

2)

Познавательные:

- поиск и

выделение

необходимой

информации

- построение

логической цепи

рассуждения

5.Физминутка.

Упражнения для

глаз.

презентация

Круговые движения глазами

налево – вверх – направо –

вниз – вправо – вверх – влево

— вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом

поморгать 10 раз. (повторить

2 раза).

6. Первичная

корректировка

знаний

Предлагает решить задачи, используя алгоритм составления

математической модели.

(

Из ОГЭ сборник вариант 27, 28)

Верно заполнил таблицу и составил уравнение – оценка «3»;

Верно заполнил таблицу, составил уравнение, решил

уравнение, записал ответ, но есть вычислительная ошибка –

Выбирают задачи по уровню

сложности.

После решения работы сдают

учителю.

1)

Коммуникативн

ые:

Планирование

учебного

сотрудничества

2)

Познавательные:

- поиск и

оценка «4»;

Верно заполнил таблицу, составил уравнение, решил

уравнение, записал ответ (без ошибок) – оценка «5»;

выделение

необходимой

информации

- построение

логической цепи

рассуждения

Оценивание

По самостоятельной работе, взаимопроверка

Выставление оценок за урок

8. Рефлексия

учебной

деятельности.

Послушайте притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые

несли под горячим солнцем тяжелые камни для строительства храма. Мудрец

остановился и задал каждому вопрос: «Что ты делал весь день?»

Первый устало ответил: «Я целый день таскал тяжелые, ненавистные камни».

Второй спокойно ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся и ответил: «А я принимал участие в строительстве

прекрасного храма».

Я хочу, чтобы вы, решая задачи с помощью уравнений, не считали для себя

это тяжелой ношей, а развивали свои способности в этой трудной, но

интересной теме алгебры.

А что вы можете сказать о нашем этом уроке сегодня?

1)

Достигли ли мы поставленной цели?

2)

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в

будущем?

3)

Где ты применишь полученные знания?

4)

С кем тебе было интересно работать в паре, группе?

5)

За что бы ты себя похвалил на уроке?

6)

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

7)

Кого бы хотели поблагодарить за урок? Кому сделать

"комплимент"?

8)

Что бы вы хотели пожелать себе и своим товарищам на

следующий урок?

Дают оценку своей

деятельности.

1)

Коммуникативн

ые:

- умение

выражать свои

мысли

- оценивание

качества своей и

общей учебной

деятельности

9. Домашнее

задание.

«Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все

Проводят устный анализ

заданий.

Познавательные:

- поиск и

требуемые от нее задачи, но она

никогда не придумает ни одной». (А. Эйнштейн)

Домашнее задание: 1. № 493 из учебника (всем)

2. Из сборника вариант 5 №21

3. составить и решить задачи на нахождение массы сплава;

Урок окончен, благодарю за активную работу.

выделение

необходимой

информации

- построение

логической цепи

рассуждения

Приложение №1. Какое из уравнений соответствует условию задачи?

1.

Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 22-процентного раствора этого

же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Масса, объем

1

+

1

=

2

Раствор

первый

второй

третий

Концентрация

0,15

0,22

х

А) 0,15 + 0,22 = 2х;

Б) 15 + 22 = 2х;

В) 0,22 – 0,15 = х;

Г) 15 + 22 = х.

2. Смешали 5 литров 25-процентного водного раствора некоторого вещества с 10 литрами 20-процентного водного раствора этого же

вещества. Какова концентрация получившегося раствора?

Масса, объем

5

+

10

=

15

Раствор

первый

второй

третий

Концентрация

0,25

0,2

х

А) 5 * 0,25 + 10 *2 = 2х;

Б) 5 * 0,25 + 10 *0,2 = 2х;

В) 5 * 0,25 + 10 *0,2 = 15х;

Г) 5 * 25 + 10 *2 = 15х;

По условию задачи составить уравнение.

3.

Имеется два сплава. Первый сплав содержит 15% никеля, второй — 45% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой

200 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Масса, объем

х

+

200 - х

=

200

Раствор

первый

второй

третий

Концентрация

0,15

0,45

0,3

(0,15х + 0,45 * (200 – х) = 60).

4.

Первый сплав содержит 7% меди, второй — 18% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов по-

лучили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.

Масса, объем

х

+

х + 3

=

2х + 3

Раствор

первый

второй

третий

Концентрация

0,07

0,18

0,1

(0,07х + 0,18 * (х + 3) = 0,1 * (2х + 3)).

Приложение №2. Самостоятельная работа.

Уровень 1 на «4»

Вариант №1

Вариант №2.

Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого

вещества с 15 литрами 35-процентного водного раствора этого же

вещества. Какова концентрация получившегося раствора?

Смешали 6 литров 12-процентного водного раствора некоторого

вещества с 9 литрами 30-процентного водного раствора этого же

вещества. Какова концентрация получившегося раствора?

Уровень 2 на «5»

Вариант №1

Вариант №2.

Смешав 60−процентный и 30−процентный растворы кислоты и

добавив 10 кг чистой воды, получили 40-процентный раствор кис-

лоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 70-процентного

раствора той же кислоты, то получили бы 50-процентный раствор

кислоты. Сколько килограммов 60 процентного раствора исполь-

зовали для получения смеси?

Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 15 кг

раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы

смешать, то получится раствор, содержащий 34 процента кислоты.

Если же смешать равные массы этих растворов, то получится рас-

твор, содержащий 46 процентов кислоты. Сколько килограммов

кислоты содержится в первом сосуде?



В раздел образования