Автор: Мартынова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Детский сад" г. Кингисеппа
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Дата публикации: 04.03.2025
Раздел: дошкольное образование
Использование информационных компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда
Модернизация российского образования нацелена на подготовку
подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном
обществе, в мире. Для удовлетворения потребности в новых профессиях,
непрерывном повышении квалификации ключевую роль играет владение
современным человеком информационными компьютерными технологиями.
Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение
его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать
информационно-коммуникационные технологии обучения для повышения
мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.
Новые
информационные
технологии
обучения
–
это
процессы
подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Эффективная реализация ИКТ на логопедических занятиях с детьми дает
преимущества перед стандартной системой обучения:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ребенок становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени увеличивается объем
выполненной работы;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
-
развиваются
привычки
учебной
деятельности
(планирование,
рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Для развития связной речи детей на логопедических занятиях
необходимо учитывать следующие их особенности: плохое владение устной
речью,
неумение
формировать
и
выражать
свои
мысли,
бедность
использования языковых средств и т.д.
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность
реализовать выбор форм занятий и систем речевых упражнений с опорой на
компьютерную
технологию
(применение
компьютерного
обучения
по
отдельным темам и разделам для решения отдельных тематических задач).
Обучение детей связной речи включает такие показатели, как
понимание текста, установление причинно-следственных связей, развитие
лексического и грамматического строя речи. Проведение коррекционно-
развивающей работы с использованием ИКТ позволяет увеличить количество
детей с высоким уровнем связной речи. ИКТ – эффективное средство
обучения,
помогающее
формировать
и
совершенствовать
речевую
активность
ребенка,
повышать
необходимый
уровень
качества,
вариативности,
дифференциации
и
индивидуализации
обучения
и
воспитания.
В логопедической практике среди технических новинок особое место
занимает
интерактивная
доска
–
комплекс
оборудования,
дающий
возможность
педагогу
сделать
процесс
обучения
ярким,
наглядным,
динамичным,
создавать
свои
проекты,
а
также
более
эффективно
осуществлять обратную связь с детьми. Это устройство используется с
проектором и компьютером. Изображение с компьютера с помощью
проектора выводится на интерактивную доску как на обычный экран.
Используя маркер или палец, можно, не отходя от доски, управлять
компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.
Основные
преимущества
использования
интерактивной
доски
на
логопедических занятиях:
- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и
мышления за счет повышения уровня наглядности;
-
совершенствование
навыков
пространственной
ориентировки,
развитие точности движений руки;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.
Программное обеспечение позволяет сделать занятия интересными и
насыщенными. При необходимости можно выделить цветом нужный объект,
сделать записи на экране, использовать аудио и видеозаписи. Инструмент
drag and drop (тащи и отпусти) дает возможность передвигать объекты,
классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Такие
задания очень нравятся дошкольникам, они становятся внимательными и
сосредоточенными на протяжении всего занятия.
Также можно использовать в работе мультфильмы. Вырезав отрывок
(при помощи программы) из любого популярного мультфильма, его можно
озвучить соответственно целям и задачам занятия. Дети с довольствием
выполняют задания героев мультфильмов или «помогают» им.
Интерактивная доска очень удобна с точки зрения функциональности.
Такие
задания,
как
посмотреть
видео,
послушать
музыку,
продемонстрировать картинки, изменять их содержание, выполняются одним
нажатием. Кроме того, можно подготовить небольшой тест или организовать
конкурс.
Таким
образом,
современные
образовательные
технологии
позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, но и
отвечают интересам современного дошкольного образования и влияют на
коррекцию и развитие речи с более высокой эффективностью.
При
использовании
данного
оборудования
каждый
ребенок
вовлекается в коррекционную работу в качестве активного участника. На
занятиях по развитию реи дети узнают тему занятия, основную информацию
и блок задании, глядя на широкий экран. Лексические темы можно оформить
в виде слайд-шоу, от простого к сложному. От традиционных занятий,
конечно,
отходить
тоже
не
следует.
Но
данная
форма
работы
с
мультимедийным оборудованием позволяет разнообразить коррекционную
работу
с
детьми.
У
детей
формируется
более
высокий
уровень
самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке
информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Учеными
физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с
помощью зрительного анализатора. А если речь идет о ярких, движущихся
картинках, сопровождающихся звуковыми эффектами, для детей это,
несомненно,
интересно
и
занимательно.
С
помощью
компьютерного
оборудования изучаемый материал можно предоставить наиболее наглядно.
Например, при изучении лексической темы «Домашние животные», дети
видят изображении, слышат, «кто как кричит», могут воспроизвести данные
звуки и получить одобрение на экране в виде аплодисментов и красивых
воздушных шариков. На экране можно играть в игру «Четвертый лишний»,
используя различные лексические темы. Можно создавать мультимедийные
презентации. Здесь предоставляется не только текстовая информация, но и
вставка и оперирование объектами. Примерами таких объектов являются
аудиофрагменты,
которые
могут
использоваться
для
звукового
сопровождения, и графические объекты, что позволяет наиболее наглядно
представить изучаемый материал.