Напоминание

Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса


Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14
Населённый пункт: станица Стародеревянковская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса
Дата публикации: 04.02.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Продуктивное чтение как способ формирования читательского

интереса

Сказки о животных играют важную роль в воспитании дошкольников.

Они не только занимательны, но и поучительны, поэтому их часто читают

детям. Корни этих сказок уходят в глубокую древность, и на начальном этапе

они имели магический характер. Однако с течением времени магия утратила

своё значение, и сказки превратились в небольшие поучительные рассказы в

аллегорической форме. В них поднимаются моральные вопросы и вопросы

нравственности. Такие сказки учат справедливости, воспитывают чувство

коллективизма и побуждают помогать слабым.

Уникальность сказок о животных определяет и особенности их чтения.

Интуитивно

само

название

«сказка»

подразумевает

особый

способ

повествования. Читаются они обычно из книги или наизусть в простой,

разговорной манере. Воспитатель обращается к детям с привычными

сказочными фразами: «Я там был…», «Жили-были». Естественный, тёплый

тон — одно из ключевых условий успешного чтения.

Сказки о животных обычно короткие, их содержание просто и понятно

детям. В основе лежит реальная действительность, а элемент фантастики

минимален. Он проявляется в том, что животные говорят человеческим

языком и ведут себя как люди. Эта черта требует, чтобы сказки читались с

обычными интонациями, характерными для повседневного общения.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро

противостоит злу («Лиса, заяц и петух»), ум — глупости («Лиса и козёл») и т.

д.

Важно

учитывать

это

при

чтении.

Места,

где

происходит

противопоставление, следует выделять более сильным голосом, замедлять

темп и делать паузы, чтобы усилить впечатление и сделать содержание более

понятным для детей. Герои сказок о животных хорошо знакомы юным

слушателям.

Сказки о животных привлекательны для маленьких детей не только

своим содержанием, но и тем, что в этих историях строго соблюдается

принцип иерархии. Наиболее сильные животные, такие как лев или медведь,

всегда занимают верхние строчки социальной лестницы и признаются

главенствующими. Хотя сила безусловно вызывает восхищение у детей, их

врожденное чувство справедливости и стремление к добру, еще не

омраченное жизненным опытом, заставляет их сопереживать страдающим.

Дети легко усваивают важный урок: сила волка вовсе не гарантирует его

справедливость, что прекрасно иллюстрируется сказкой о семерых козлятах.

Их сочувствие всегда на стороне тех, кто стоит за справедливость, а не за

силу.

Особенность изображений сказочных героев также влияет на то, как их

стоит передавать в процессе чтения. Воспитатель должен читать так, чтобы

детям сразу стало ясно, о ком идёт речь. Места, касающиеся положительных

героев, следует читать с ласковыми, одобрительными интонациями, чтобы

вызвать у слушателей тёплые чувства. Образы отрицательных героев

требуют сухих и неприязненных тонов.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…»

и развивается динамично — один эпизод сменяет другой. Например, в сказке

«Лиса, заяц и петух» лишь стоит лисе выгнать зайца из избушки, как тот

встречает собаку, затем медведя, затем петуха, и так далее.

Сюжет в таких сказках развивается быстро, а композиция остаётся

простой. Существенную роль играют многократные повторы. Например,

заяц, выгнанный лисой, встречается с разными героями, описывая свою беду

с одними и теми же словами: «Как мне не плакать, была у меня избушка

лубяная, а у лисы ледяная…». Эти повторы придают глубокий смысл,

показывая нарастание напряжения, которое достигает своего пика и

становится кульминационным моментом, за которым следует решающий

поворот в действии. Повторы увлекают детей, помогают им осознать и

запомнить сказку.

Таким образом, повторения при чтении необходимо выделять: слова,

передающие нарастающее напряжение, лучше читать с паузами, а последний

повтор следует произносить медленно, поскольку он подготавливает детей к

восприятию того, что произойдёт дальше.



В раздел образования