Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: село Месягутово
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей)
Тема: Кризис подросткового возраста или Что происходит с ребенком???
Дата публикации: 03.11.2024
Раздел: среднее образование
Кризис подросткового возраста или Что происходит с ребенком???
«Переходный», «трудный», «критический» – так
зачастую называют подростковый возраст.
Подростковый возраст - это тот период в жизни
вашего ребенка, когда детство уже почти
закончилось, а взрослая жизнь еще не началась.
В настоящее время к подросткам принято относить
детей 11-15 лет. Одни дети вступают в подростковый
возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет.
Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких
ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших
возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на
подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю
необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и
проявлений подросткового кризиса.
Физиологические основы кризиса подросткового возраста
Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две
«фабрики по производству гормонов» - гипофиз и щитовидная железа - начинают гонку
по выполнению «пятилетки за 3 года». В кровь начинает поступать огромное количество
гормонов
роста
и
половых
гормонов.
Благодаря
их
сложным
и
запутанным
«взаимоотношениям», возникает:
резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у
мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года раньше.
Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова,
кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в
последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности
тела, подростковой угловатости.
начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков
ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется
грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы,
состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется
унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и
вызвать приступ агрессии.
В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает
раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что
требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно
жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.
Наряду
с
психическими
изменениями,
обусловленными
исключительно
гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические,
личностные изменения. В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление
быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно,
то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к
нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.
Основные психологические проявления подросткового кризиса:
Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко
всему окружающему. Очень часто за негативизмом скрываются тоска, угнетенное
состояние. По этой причине подростки зачастую начинают вести личные дневники, т.к.
не могут никому доверять.
Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих
(родителей, учителей) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью.
Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами
краситься, как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а
неизгладимое впечатление на других.
Подростковая депрессия, которая может проявляться в безразличии, чувстве
пустоты, ощущении, что детство уже кончилось, а взрослым еще себя не чувствует.
Суицидальное поведение. Следует знать, что в 90% случаев суицидальное
поведение в виде угроз, высказываний, намерений – это «крик о помощи», адресованный
прежде всего своим близким. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто
демонстративный характер. Однако не надо принимать это так, будто все происходит
«ни с чего» или «нарочно».
Психологические основы кризиса подросткового возраста
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости». Основные проявления:
-Негативизм
-Упрямство
-Грубость
-Бунтарство
-Стремление во всем поступать по-своему
-Противостояние авторитетам и иконоборчество
-Ревностное отношение к личному пространству
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
-Чрезмерное послушание
-Возврат к детским интересам и формам поведения
-Зависимость от взрослых
-Несамостоятельность
-Инфантильность в суждениях и поступках
-Подчинение мнению большинства
-Стремление быть «как все»
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, куда больше
устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить
«правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу
«взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста
является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е.
формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни.
Поэтому,
как
бы
нам,
взрослым,
ни
хотелось
обратного,
путь
«кризиса
независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся
личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в
себе
подростковый
возраст.
Такими
новообразованиями,
помимо
обретения
самостоятельности, являются:
Появление интереса к своему внутреннему миру.
До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он
познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию,
переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает
заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему
положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
Бурное развитие критического мышления.
Рассудочная, формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на
любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда
берется, не особенно жалуемая взрослыми, особенность подросткового сознания -
максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями, порой заставляет
подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями. Впадать в глубочайшее
уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и
жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки
формальной логики.
Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для
подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры
первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара
личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие
отношения.
И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное
значение.
Как сберечь нервы и сохранить любовь?
Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого
нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время
после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом
месте.
Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о
произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью
отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум
теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и
как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и
готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой
для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность
на себя.
Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или
раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и
растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому,
ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось
удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и
извиниться».
Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных
всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый
кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в
вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их
выражать:
воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не
ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить
автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее:
необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью.
Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни
кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции
воспитываемого ребенка.
Ни в коем случае
не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!
Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик
мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно
обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе
уродливым и недостойным любви.
Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые
расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое
количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.
Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что
дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг
общения.
Доверяйте
своему
ребенку
и
давайте
ему
право
получать
необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими
друзьями.
Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут
принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком
случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они
способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции.
Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его
друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы
попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему
конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей
спиной, например, вместо хождения в школу.
Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят о том, что их
общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну,
как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в
мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и
интересе со стороны взрослых.
Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. И
ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не
значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря
«перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в
поддержке, мудром совете и понимании.
Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные
разговоры
помогают
ему
сформировать
адекватное
отношение
к
той
части
действительности, которой он рано или поздно коснется.
Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается
в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и
переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто
насладиться одиночеством.
Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте
его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом
возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет.
Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью.
И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и
мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним
происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный
момент.
Но вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и
поддержать. Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить,
я на кухне».
Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения. Просто
поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это
изменить.
Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит
мягко показывать другие возможные точки зрения.
И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с
вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую
руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях
признается в этом.
Часто от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, можно
услышать такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей
абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое
отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой -
подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и
наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В
такой ситуации советами ограничиться не получится.
Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет
подростку
и
его
семье
преодолеть
это
критическое время.