Автор: Ракитина Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 445
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Перспективный план
Тема: "рАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ"
Дата публикации: 03.11.2021
Раздел: дошкольное образование
Цель: развитие выразительности речи средствами театрализованной
деятельности у детей 5 – 6 лет с дизартрией.
Задачи:
1. Развивать речевой слух (восприятие изменений силы, высоты
голоса, тембра и темпа речи).
2. Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур,
речевого ритма.
3. Учить координации дыхания, артикуляции.
4. Развивать мимику и выразительность движений.
5. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части
сказок, использовать различные виды театра.
Рекомендации: Дидактические игры, игры на развитие эмоций, жестов,
мимики, а также артикуляционная и дыхательная гимнастика проводится
как на специально организованных занятиях, так и в свободное время с
небольшими
подгруппами
детей
и
индивидуально.
Для
освоения
выразительности
речи
вводятся
упражнения
развивающие
умение
определять смысл логических ударений в тексте.
Непосредственно
занятие
по
театрализованной
деятельности
проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю. В структуру этих
занятий
включены
этюды,
игры-пантомимы,
разыгрывание
сказок-
шумелок. В процессе знакомства детей с новой сказкой организуется показ
сказок воспитателем, используя различные виды театра. На репетициях
дети выбирают наиболее подходящие интонации, жесты, тембр голоса,
помогающие характеризовать героев сказки.
При работе с детьми, соблюдаются важные условия: темп речи
взрослого неторопливый, чёткая артикуляция; многократное повторение
слов и фраз;
предварительное привлечение внимания ребёнка к
слушанию; уменьшение объема нового материала; регулярная смена
деятельности в процессе занятия.
Месяц
Содержание работы
Задачи
ноябрь
1 неделя. Чтение сказки «Лиса, заяц и петух»
-Пальчиковая гимнастика: «Где обедал
воробей?»
- Упражнение на дыхание: «Изобрази
животное»
- Артикуляционная гимнастика
- Скороговорки
- Игра-пантомима: «Мухи»
- Чтение воспитателем р.н.с. «Лиса,
Заяц и Петух» (с показом настольного
театра)
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
пальцев
рук.
Развивать
пантомимические навыки и
творческое
воображение.
Знакомство с р. н. с «Лиса,
Заяц и Петух»
2 неделя. Обсуждение сказки «Лиса, Заяц и Петух»
-
Пальчиковая
гимнастика:
«Где
обедал воробей?»
- Ритмическая гимнастика: «У оленя –
дом большой»
- Упражнение на дыхание: «Изобрази
животное»
- Артикуляционная гимнастика:
- Игра: «Главное слово»
- Обсуждение сказки «Лиса, Заяц и
Петух»
-
Дети
пантомимой
изображают:
плачущего зайчика, смелого петушка,
трусливую собаку, хитрую лису.
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
пальцев
рук.
Развивать
пантомимические
навыки.
Совершенствовать
умение
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
сказки
понятно
и
логично,
охарактеризовать
героев
сказки.
3 неделя. Репетиция эпизода сказки «Лиса, Заяц и Петух»
-
Пальчиковая
гимнастика:
«Я
по
улице гуляла»
- Ритмическая гимнастика: «У оленя –
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
дом большой»
- Упражнение на дыхание: «Комар»
-Артикуляционная гимнастика:
- Репетиция сказки. Проиграть два раза
со сменой ролей.
пальцев рук. Продолжать
работу
над
сценическим
воплощением
сказки.
Поощрять
творчество,
фантазию,
индивидуальность детей в
передаче образов.
4 неделя. Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух»
- Пальчиковая гимнастика: «Веселые
льдинки»
- Упражнение на дыхание: «Комар»
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнение: «Скажи по-разному»
- Скороговорки
-
Инсценировка
сказки
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
пальцев
рук.
Создать
веселую
непринужденную
атмосферу,
развивать
общение,
дружеские
взаимоотношения.
декабрь
1 неделя. «Что такое эмоции?»
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
- упражнение на дыхание: «Изобрази
животное»
- Артикуляционная гимнастика:
- Игра: «Продолжи фразу и покажи»
- Этюды: «Коробка конфет», «Игра в
снежки», «Медвежата в берлоге»
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
пальцев
рук.
Совершенствовать
умение
передавать эмоциональное
состояние героев мимикой,
жестами, телодвижением.
2 неделя. Театральная игра «Король»
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
- Ритмическая гимнастика: «Ты мороз»
Развитие
речевого
дыхания, артикуляционной
моторики, мелкой моторики
- Упражнение на дыхание «Дятел на
дереве»
-
Игра:
«Король»
(действия
с
воображаемыми
предметами.
Исполнителя
«короля»
выбирают
считалкой)
- Этюд: «Спаси птенца»
пальцев рук.
Продолжать
учить
выразительной
мимике
и
движениям
в
играх-этюдах.
3 неделя. «Культура и техника речи»
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
- Ритмическая гимнастика: Раз, два –
острова.
- Упражнение на дыхание: «Насос»
- Артикуляционная гимнастика:
- Упражнение: «Эхо»
- Упражнение: «Громко-тихо»
Совершенствовать четкость
произношения
(дыхание,
артикуляция,
дикция,
интонация)
Продолжать
развивать мелкую моторику
рук.
Развиваем
координацию
движений,
вырабатываем
чувство
ритма, продолжаем учить
пользоваться жестами.
4 неделя. Сказка-шумелка «Зима в лесу»
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
- Упражнение на дыхание: «Изобрази
животное»
- Артикуляционная гимнастика:
- Игра-пантомима «Медвежонок»
- Сказка-шумелка: «Зима в лесу»
- Выразительное чтение стихов о зиме
Развивать
речевое
дыхание, артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику пальцев рук.
Развивать интонационную
выразительность.
Развивать слуховую память
в
сказках-шумелках.
Развивать выдержку.
январь
2 неделя. «Коляда-колядки..»
- Пальчиковая гимнастика:
«Птички
зимой»
- Упражнение на дыхание: «Гудит
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
пылесос»
-
Артикуляционная
гимнастика:
- Беседа о значении речи в жизни
человека
- Упражнение: «Спать хочется»
Игра:
«Угадай,
кто
говорит?»
-
Пропевание
и
проговаривание
рождественских колядок
моторику
пальцев
рук.
Развивать интерес детей к
сценическому
искусству.
Учить детей пользоваться
интонациями,
произнося
фразу
грустно,
радостно,
удивленно, сердито.
3 неделя. Культура и техника речи
- Пальчиковая игра: «Жили-были дед и
баба…»
- Ритмическая гимнастика: «В гостях у
сказки»
- Упражнение на дыхание: «Снегопад»
- Артикуляционная гимнастика:
-
Игра:
«Рифмы
миниатюры»
- Этюд: «Встреча с другом»
- Игра на развитие мимики: Передать
мимикой
образы.
-
Скороговорка:
Воспитатель
предлагает
повторить
вместе,
сначала
медленно,
потом
шепотом, затем прохлопывая каждое
слово
по
коленям.
Далее
шагая
приставным шагом.
- Дефиле сказочных героев
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику
рук,
активизировать словарный
запас,
развивать
умение
выражать
в
этюдах
удовольствие
и
радость.
Развивать
умение
подбирать рифму к словам.
Развивать
произвольную
память.
4 неделя. Показ сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»
- Знакомство с новой сказкой
- Беседа по сказке
- Игра пальчиковая:
- Упражнение на дыхание: «Пастушок
Развивать
умение
подбирать рифму к словам.
Формировать умение детей
логично и полно отвечать
играет»
- Артикуляционная гимнастика;
Этюды:
«Капризный
мышонок»,
«Уставшая мама»,
«Хитрая кошка»
на вопросы по сказке;
Дать понятие, что музыка
– это очень важное средства
выразительности
февраль
1 неделя. «Этак вовсе не уснешь»
- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
- Ритмическая гимнастика «В гостях у
сказки»
- Упражнение на дыхание: «Гудит
пылесос»
- Артикуляционная гимнастика:
- Игра-пантомима: «Изобрази героя»;
Формировать
способность
давать
характеристики
персонажам
сказки,
выразительно
изображать
героев,
распознавать
основные
человеческие
эмоции по определенным
признакам.
2 неделя. Культура и техника речи
- Пальчиковая гимнастика: «Жили-
были дед и баба…»
- Ритмическая гимнастика «В гостях у
сказки»
- Упражнение на дыхание: «Кошка
засыпает»
- Артикуляционная гимнастика:
- Игра: «Рифмы миниатюры»
-
Скороговорка:
-
Этюд:
«Тетя
Клуша»,
«Щука»,
«Лошадь»
- Инсценирование диалогов героев
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Развивать интерес детей к
сценическому
искусству.
Учить детей пользоваться
интонациями,
произнося
фразу
грустно,
радостно,
удивленно, сердито.
3 неделя. Мастерская актера
- Изготовить и подобрать элементы
Развивать
умение
самостоятельно
подбирать
костюмов и декораций к сказке.
-
Инсценирование
диалогов
героев
сказки.
декорации к сказке.
Развиваем
игровое
поведение,
4 неделя. «Драматизация сказки о глупом мышонке»
Показ
сказки
для
детей
младших
групп, затем для родителей
Развивать
творческие
способности, уверенность в
себе,
работа над речью,
интонациями.
Показать
все
свои
способности, выразив их в
образе героев.
март
1 неделя. Сказка-шумелка: «Лягушонок»
- Ритмическая гимнастика: «Гусеница»
-
Пальчиковая
игра:
«Домашние
животные»
- Упражнение на дыхание: «Сердитый
ежик»
- Артикуляционная гимнастика
-
Сказка-шумелка
«Лягушонок»
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Развивать интерес детей к
сценическому
искусству.
Развивать слуховую память
в
сказках-шумелках.
Развивать выдержку.
2 неделя. Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»
- Пальчиковая игра: «Шалашик домик»
- Ритмическая гимнастика: «В гостях у
сказки»
- Упражнение на дыхание: «Кошка
засыпает»
- Артикуляционная гимнастика:
-
Этюд
на
расслабление
мышц
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Познакомить с творчеством
В.Сутеева
«Штанга»;
- Слушание сказки
- Беседа по сказке
3 неделя. Культура и техника речи
- Пальчиковая игра: «Жили-были дед
да баба…»
-
Упражнение
с
движениями:
«Домашние птицы»
- Упражнение на дыхание: «Кораблик»
- Артикуляционная гимнастика
- Этюд: «Гордый Петух», «Испуганная
мышка», «Злой пес»
- Инсценирование диалогов героев
Развивать речевое дыхание,
артикуляционную
моторику,
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Учить детей пользоваться
интонациями,
произнося
фразу грустно, горделиво,
испуганно, сердито.
4 неделя. Мастерская актера
- Пальчиковая игра: «Рыбка»
- Изготовить и подобрать элементы
костюмов и декораций к сказке.
- Инсценирование диалогов героев
Развивать
умение
самостоятельно
подбирать
декорации к сказке.
Развиваем
игровое
поведение, интонационное
проговаривание
ролевых
диалогов
апрель
1 неделя. Драматизация сказки «Кто сказал Мяу?»
Показ
сказки
для
детей
младших
групп, затем для родителей
Развивать
творческие
способности, уверенность в
себе,
работа над речью,
интонациями.
Развивать воспроизведение
тембра голоса.