Напоминание

"рАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ"


Автор: Ракитина Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 445
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Перспективный план
Тема: "рАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ"
Дата публикации: 03.11.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель: развитие выразительности речи средствами театрализованной

деятельности у детей 5 – 6 лет с дизартрией.

Задачи:

1. Развивать речевой слух (восприятие изменений силы, высоты

голоса, тембра и темпа речи).

2. Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур,

речевого ритма.

3. Учить координации дыхания, артикуляции.

4. Развивать мимику и выразительность движений.

5. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части

сказок, использовать различные виды театра.

Рекомендации: Дидактические игры, игры на развитие эмоций, жестов,

мимики, а также артикуляционная и дыхательная гимнастика проводится

как на специально организованных занятиях, так и в свободное время с

небольшими

подгруппами

детей

и

индивидуально.

Для

освоения

выразительности

речи

вводятся

упражнения

развивающие

умение

определять смысл логических ударений в тексте.

Непосредственно

занятие

по

театрализованной

деятельности

проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю. В структуру этих

занятий

включены

этюды,

игры-пантомимы,

разыгрывание

сказок-

шумелок. В процессе знакомства детей с новой сказкой организуется показ

сказок воспитателем, используя различные виды театра. На репетициях

дети выбирают наиболее подходящие интонации, жесты, тембр голоса,

помогающие характеризовать героев сказки.

При работе с детьми, соблюдаются важные условия: темп речи

взрослого неторопливый, чёткая артикуляция; многократное повторение

слов и фраз;

предварительное привлечение внимания ребёнка к

слушанию; уменьшение объема нового материала; регулярная смена

деятельности в процессе занятия.

Месяц

Содержание работы

Задачи

ноябрь

1 неделя. Чтение сказки «Лиса, заяц и петух»

-Пальчиковая гимнастика: «Где обедал

воробей?»

- Упражнение на дыхание: «Изобрази

животное»

- Артикуляционная гимнастика

- Скороговорки

- Игра-пантомима: «Мухи»

- Чтение воспитателем р.н.с. «Лиса,

Заяц и Петух» (с показом настольного

театра)

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

пальцев

рук.

Развивать

пантомимические навыки и

творческое

воображение.

Знакомство с р. н. с «Лиса,

Заяц и Петух»

2 неделя. Обсуждение сказки «Лиса, Заяц и Петух»

-

Пальчиковая

гимнастика:

«Где

обедал воробей?»

- Ритмическая гимнастика: «У оленя –

дом большой»

- Упражнение на дыхание: «Изобрази

животное»

- Артикуляционная гимнастика:

- Игра: «Главное слово»

- Обсуждение сказки «Лиса, Заяц и

Петух»

-

Дети

пантомимой

изображают:

плачущего зайчика, смелого петушка,

трусливую собаку, хитрую лису.

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

пальцев

рук.

Развивать

пантомимические

навыки.

Совершенствовать

умение

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

сказки

понятно

и

логично,

охарактеризовать

героев

сказки.

3 неделя. Репетиция эпизода сказки «Лиса, Заяц и Петух»

-

Пальчиковая

гимнастика:

«Я

по

улице гуляла»

- Ритмическая гимнастика: «У оленя –

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

дом большой»

- Упражнение на дыхание: «Комар»

-Артикуляционная гимнастика:

- Репетиция сказки. Проиграть два раза

со сменой ролей.

пальцев рук. Продолжать

работу

над

сценическим

воплощением

сказки.

Поощрять

творчество,

фантазию,

индивидуальность детей в

передаче образов.

4 неделя. Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух»

- Пальчиковая гимнастика: «Веселые

льдинки»

- Упражнение на дыхание: «Комар»

- Артикуляционная гимнастика

- Упражнение: «Скажи по-разному»

- Скороговорки

-

Инсценировка

сказки

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

пальцев

рук.

Создать

веселую

непринужденную

атмосферу,

развивать

общение,

дружеские

взаимоотношения.

декабрь

1 неделя. «Что такое эмоции?»

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

- упражнение на дыхание: «Изобрази

животное»

- Артикуляционная гимнастика:

- Игра: «Продолжи фразу и покажи»

- Этюды: «Коробка конфет», «Игра в

снежки», «Медвежата в берлоге»

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

пальцев

рук.

Совершенствовать

умение

передавать эмоциональное

состояние героев мимикой,

жестами, телодвижением.

2 неделя. Театральная игра «Король»

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

- Ритмическая гимнастика: «Ты мороз»

Развитие

речевого

дыхания, артикуляционной

моторики, мелкой моторики

- Упражнение на дыхание «Дятел на

дереве»

-

Игра:

«Король»

(действия

с

воображаемыми

предметами.

Исполнителя

«короля»

выбирают

считалкой)

- Этюд: «Спаси птенца»

пальцев рук.

Продолжать

учить

выразительной

мимике

и

движениям

в

играх-этюдах.

3 неделя. «Культура и техника речи»

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

- Ритмическая гимнастика: Раз, два –

острова.

- Упражнение на дыхание: «Насос»

- Артикуляционная гимнастика:

- Упражнение: «Эхо»

- Упражнение: «Громко-тихо»

Совершенствовать четкость

произношения

(дыхание,

артикуляция,

дикция,

интонация)

Продолжать

развивать мелкую моторику

рук.

Развиваем

координацию

движений,

вырабатываем

чувство

ритма, продолжаем учить

пользоваться жестами.

4 неделя. Сказка-шумелка «Зима в лесу»

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

- Упражнение на дыхание: «Изобрази

животное»

- Артикуляционная гимнастика:

- Игра-пантомима «Медвежонок»

- Сказка-шумелка: «Зима в лесу»

- Выразительное чтение стихов о зиме

Развивать

речевое

дыхание, артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику пальцев рук.

Развивать интонационную

выразительность.

Развивать слуховую память

в

сказках-шумелках.

Развивать выдержку.

январь

2 неделя. «Коляда-колядки..»

- Пальчиковая гимнастика:

«Птички

зимой»

- Упражнение на дыхание: «Гудит

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

пылесос»

-

Артикуляционная

гимнастика:

- Беседа о значении речи в жизни

человека

- Упражнение: «Спать хочется»

Игра:

«Угадай,

кто

говорит?»

-

Пропевание

и

проговаривание

рождественских колядок

моторику

пальцев

рук.

Развивать интерес детей к

сценическому

искусству.

Учить детей пользоваться

интонациями,

произнося

фразу

грустно,

радостно,

удивленно, сердито.

3 неделя. Культура и техника речи

- Пальчиковая игра: «Жили-были дед и

баба…»

- Ритмическая гимнастика: «В гостях у

сказки»

- Упражнение на дыхание: «Снегопад»

- Артикуляционная гимнастика:

-

Игра:

«Рифмы

миниатюры»

- Этюд: «Встреча с другом»

- Игра на развитие мимики: Передать

мимикой

образы.

-

Скороговорка:

Воспитатель

предлагает

повторить

вместе,

сначала

медленно,

потом

шепотом, затем прохлопывая каждое

слово

по

коленям.

Далее

шагая

приставным шагом.

- Дефиле сказочных героев

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику

рук,

активизировать словарный

запас,

развивать

умение

выражать

в

этюдах

удовольствие

и

радость.

Развивать

умение

подбирать рифму к словам.

Развивать

произвольную

память.

4 неделя. Показ сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

- Знакомство с новой сказкой

- Беседа по сказке

- Игра пальчиковая:

- Упражнение на дыхание: «Пастушок

Развивать

умение

подбирать рифму к словам.

Формировать умение детей

логично и полно отвечать

играет»

- Артикуляционная гимнастика;

Этюды:

«Капризный

мышонок»,

«Уставшая мама»,

«Хитрая кошка»

на вопросы по сказке;

Дать понятие, что музыка

– это очень важное средства

выразительности

февраль

1 неделя. «Этак вовсе не уснешь»

- Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

- Ритмическая гимнастика «В гостях у

сказки»

- Упражнение на дыхание: «Гудит

пылесос»

- Артикуляционная гимнастика:

- Игра-пантомима: «Изобрази героя»;

Формировать

способность

давать

характеристики

персонажам

сказки,

выразительно

изображать

героев,

распознавать

основные

человеческие

эмоции по определенным

признакам.

2 неделя. Культура и техника речи

- Пальчиковая гимнастика: «Жили-

были дед и баба…»

- Ритмическая гимнастика «В гостях у

сказки»

- Упражнение на дыхание: «Кошка

засыпает»

- Артикуляционная гимнастика:

- Игра: «Рифмы миниатюры»

-

Скороговорка:

-

Этюд:

«Тетя

Клуша»,

«Щука»,

«Лошадь»

- Инсценирование диалогов героев

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику

пальцев

рук.

Развивать интерес детей к

сценическому

искусству.

Учить детей пользоваться

интонациями,

произнося

фразу

грустно,

радостно,

удивленно, сердито.

3 неделя. Мастерская актера

- Изготовить и подобрать элементы

Развивать

умение

самостоятельно

подбирать

костюмов и декораций к сказке.

-

Инсценирование

диалогов

героев

сказки.

декорации к сказке.

Развиваем

игровое

поведение,

4 неделя. «Драматизация сказки о глупом мышонке»

Показ

сказки

для

детей

младших

групп, затем для родителей

Развивать

творческие

способности, уверенность в

себе,

работа над речью,

интонациями.

Показать

все

свои

способности, выразив их в

образе героев.

март

1 неделя. Сказка-шумелка: «Лягушонок»

- Ритмическая гимнастика: «Гусеница»

-

Пальчиковая

игра:

«Домашние

животные»

- Упражнение на дыхание: «Сердитый

ежик»

- Артикуляционная гимнастика

-

Сказка-шумелка

«Лягушонок»

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику

пальцев

рук.

Развивать интерес детей к

сценическому

искусству.

Развивать слуховую память

в

сказках-шумелках.

Развивать выдержку.

2 неделя. Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»

- Пальчиковая игра: «Шалашик домик»

- Ритмическая гимнастика: «В гостях у

сказки»

- Упражнение на дыхание: «Кошка

засыпает»

- Артикуляционная гимнастика:

-

Этюд

на

расслабление

мышц

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику

пальцев

рук.

Познакомить с творчеством

В.Сутеева

«Штанга»;

- Слушание сказки

- Беседа по сказке

3 неделя. Культура и техника речи

- Пальчиковая игра: «Жили-были дед

да баба…»

-

Упражнение

с

движениями:

«Домашние птицы»

- Упражнение на дыхание: «Кораблик»

- Артикуляционная гимнастика

- Этюд: «Гордый Петух», «Испуганная

мышка», «Злой пес»

- Инсценирование диалогов героев

Развивать речевое дыхание,

артикуляционную

моторику,

мелкую

моторику

пальцев

рук.

Учить детей пользоваться

интонациями,

произнося

фразу грустно, горделиво,

испуганно, сердито.

4 неделя. Мастерская актера

- Пальчиковая игра: «Рыбка»

- Изготовить и подобрать элементы

костюмов и декораций к сказке.

- Инсценирование диалогов героев

Развивать

умение

самостоятельно

подбирать

декорации к сказке.

Развиваем

игровое

поведение, интонационное

проговаривание

ролевых

диалогов

апрель

1 неделя. Драматизация сказки «Кто сказал Мяу?»

Показ

сказки

для

детей

младших

групп, затем для родителей

Развивать

творческие

способности, уверенность в

себе,

работа над речью,

интонациями.

Развивать воспроизведение

тембра голоса.



В раздел образования