Напоминание

"Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе"


Автор: Писова Татьяна Яковлевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская хореографическая школа "Театр Балета"
Населённый пункт: Пермский край, город Березники
Наименование материала: Статья, 2024 год
Тема: "Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе"
Дата публикации: 03.10.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская хореографическая школа «Театр Балета»

Статья на тему:

«Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе»

Подготовила:

Преподаватель

классического танца МБУДО «ДХШ «ТБ»

Писова Татьяна Яковлевна

г. Березники, 2024 год

«В основе всей нашей системы образования должен лежать

фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен

преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни.

Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России»

президент РФ В.В. Путин.

Социально – экономическое, политическое развитие современной России

требует всё большего участия талантливой молодёжи в построении общества.

Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе

является работа с одарёнными детьми.

Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека,

связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только

возможность

достижения

этого

успеха.

Кроме

наличия

комплекса

способностей,

для

успешного

выполнения

деятельности

человеку

необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то

есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть

одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарён

каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой

одарённости и создать условия для ее развития и реализации. Это

обеспечивается специальными образовательными услугами, богатой

развивающей средой, включающей увлекающую ребенка деятельность,

мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих

способностей. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к

проблеме одаренности, выявления, обучения, развития одаренных детей, к

вопросу подготовки педагогов для работы с ними.

Одним

из

видов

деятельности,

где

одаренность

ребенка

видна

невооруженным глазом, является хореография. Здесь существуют критерии,

по которым проходит выявление одаренных детей: наличие музыкального

слуха,

гибкость

корпуса,

эластичность

стопы,

танцевальный

шаг,

артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и

психологическая.

Задача педагога – не столько измерить одаренность, сколько создать среду,

способствующую раскрытию природных возможностей обучающихся. В

этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутьё, а также

ответственность и профессиональная удовлетворённость.

Существует такое понятие, что в танце, на самом деле танцует душа.

Поэтому очень важно развивать гармонично ученика, также постоянно

развиваться и самому педагогу. В нашем стремительно меняющемся мире, с

новыми тенденциями и модой, можно идти в ногу со временем, но

обязательно прививать и то, что нельзя забывать свои традиции. В

хореографии, особенно в классическом танце, при всей одарённости ребёнка,

огромное значение имеет начальное образование. Правильная постановка

корпуса, выворотность и дотянутость ног, красивые и правильные руки,

чувство позы, устойчивость и координация, музыкальность - это основа

дальнейшего развития техники и виртуозности в танце. Ребёнок должен быть

сценичным – это значит обладать не только хорошими физическими

данными,

но

и

обладать

хорошей

внешностью,

пропорциональным

телосложением, определённым обаянием, привлекательностью. Одарённый

ребёнок обладает своей неповторимой особенностью, эмоциональностью,

харизмой, которая присуща только ему.

При всём этом очень важна самодисциплина и организованность, умение

слушать педагога и выполнять его требования для правильного исполнения

упражнений и совершенствовании в танце.

Педагогу - хореографу очень важно увидеть, выявить «направленность»

одарённости ученика, его индивидуальность, для лучшего проявления его

способностей. Один лучше покажет себя в классическом танце, другой в

народном, или современном и т. д. Это важно для того чтобы ребёнок

раскрыл себя в танце и исполнял его эмоционально, с удовольствием – с

душой. Не всегда дети, проявившие себя в младшем возрасте, подрастая,

становятся сольными исполнителями с ярко выраженной индивидуальностью

и апломбом. Задача педагога при работе с одарёнными детьми – воспитать в

них чувство ответственности, самоорганизации, стремление к творческому

самовыражению,

к

грамотному

овладению

эмоциями,

пониманию

прекрасного.

Система

развития

одаренности

ребенка

в

образцовом

хореографическом коллективе «Детская хореографическая школа «Театр

Балета» выстроена через реализацию дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Основы хореографии».

В программу включены такие разделы как классический танец, народный и

современный танец, импровизация и постановка концертных номеров. В

свою очередь, разделы состоят из теоретической и практической частей. С

каждым учебным годом материал в данных разделах усложняется.

Для создания благоприятных условий раскрытия и развития творческого

потенциала

одаренных

детей,

формирования

у

них

устойчивой

положительной мотивации к занятиям хореографией в содержании занятий

по дополнительной общеразвивающей программе «Основы хореографии»

предусмотрен и используется комплекс традиционных и инновационных

методов работы.

Метод индивидуального подхода к каждому ребенку помогает рассмотреть

и поддержать самобытность, проявление индивидуальности, свободу его

самовыражения, выделить одаренных детей.

Работа с детьми направлена не только на разучивание хореографических

композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства,

для чего в программу включены занятия по развитию способности к

импровизации,

сочинению

танцевальных

движений,

комбинаций,

используемых в танце, элементы актерского тренинга.

Оптимальное

сочетание

методов

дает

возможность

работать

индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности

и давать стимул к новым достижениям, способствовать поддержанию и

дальнейшему раскрытию его одаренности. Большое значение имеет участие в

фестивалях и конкурсах, на которых дети могли бы проявить свои

способности и раскрыть себя.

Организованная

конкурсная

деятельность

стимулирует

учащихся

продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие

в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую к их пониманию:

померяться

силами

с

другими

детьми

в

соревновательной

форме.

Конкурсные мероприятия – это форма соревнования, которое имеет большое

воспитательное, обучающее и развивающее значение. Подготовка к участию

в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время

участие в конкурсах позволяет учащимся повысить степень самооценки;

способствует развитию индивидуальных творческих возможностей.

Выступление перед зрителями является главным воспитательным средством:

переживание успеха приносит ребёнку моральное удовлетворение, создаёт

условия для реализации творческого потенциала, воспитывает чувство

ответственности, дружбы, товарищества. Именно поэтому конкурсная

деятельность является значимым результатом образовательного процесса и

важной частью творческого развития каждого одарённого ребёнка.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для

дальнейшей упорной совместной работы для учащихся, родителей и

педагогов.

В заключение можно выделить основные идеи в обучении и воспитании

одарённых детей: успешность, творчество, самоопределение, уверенность и

самосовершенствование.

2024 год.



В раздел образования