Автор: Писова Татьяна Яковлевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская хореографическая школа "Театр Балета"
Населённый пункт: Пермский край, город Березники
Наименование материала: Статья, 2024 год
Тема: "Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе"
Дата публикации: 03.10.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Театр Балета»
Статья на тему:
«Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе»
Подготовила:
Преподаватель
классического танца МБУДО «ДХШ «ТБ»
Писова Татьяна Яковлевна
г. Березники, 2024 год
«В основе всей нашей системы образования должен лежать
фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен
преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни.
Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России»
президент РФ В.В. Путин.
Социально – экономическое, политическое развитие современной России
требует всё большего участия талантливой молодёжи в построении общества.
Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе
является работа с одарёнными детьми.
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека,
связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только
возможность
достижения
этого
успеха.
Кроме
наличия
комплекса
способностей,
для
успешного
выполнения
деятельности
человеку
необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то
есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть
одарённостью к разным видам деятельности.
Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарён
каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой
одарённости и создать условия для ее развития и реализации. Это
обеспечивается специальными образовательными услугами, богатой
развивающей средой, включающей увлекающую ребенка деятельность,
мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих
способностей. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к
проблеме одаренности, выявления, обучения, развития одаренных детей, к
вопросу подготовки педагогов для работы с ними.
Одним
из
видов
деятельности,
где
одаренность
ребенка
видна
невооруженным глазом, является хореография. Здесь существуют критерии,
по которым проходит выявление одаренных детей: наличие музыкального
слуха,
гибкость
корпуса,
эластичность
стопы,
танцевальный
шаг,
артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и
психологическая.
Задача педагога – не столько измерить одаренность, сколько создать среду,
способствующую раскрытию природных возможностей обучающихся. В
этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутьё, а также
ответственность и профессиональная удовлетворённость.
Существует такое понятие, что в танце, на самом деле танцует душа.
Поэтому очень важно развивать гармонично ученика, также постоянно
развиваться и самому педагогу. В нашем стремительно меняющемся мире, с
новыми тенденциями и модой, можно идти в ногу со временем, но
обязательно прививать и то, что нельзя забывать свои традиции. В
хореографии, особенно в классическом танце, при всей одарённости ребёнка,
огромное значение имеет начальное образование. Правильная постановка
корпуса, выворотность и дотянутость ног, красивые и правильные руки,
чувство позы, устойчивость и координация, музыкальность - это основа
дальнейшего развития техники и виртуозности в танце. Ребёнок должен быть
сценичным – это значит обладать не только хорошими физическими
данными,
но
и
обладать
хорошей
внешностью,
пропорциональным
телосложением, определённым обаянием, привлекательностью. Одарённый
ребёнок обладает своей неповторимой особенностью, эмоциональностью,
харизмой, которая присуща только ему.
При всём этом очень важна самодисциплина и организованность, умение
слушать педагога и выполнять его требования для правильного исполнения
упражнений и совершенствовании в танце.
Педагогу - хореографу очень важно увидеть, выявить «направленность»
одарённости ученика, его индивидуальность, для лучшего проявления его
способностей. Один лучше покажет себя в классическом танце, другой в
народном, или современном и т. д. Это важно для того чтобы ребёнок
раскрыл себя в танце и исполнял его эмоционально, с удовольствием – с
душой. Не всегда дети, проявившие себя в младшем возрасте, подрастая,
становятся сольными исполнителями с ярко выраженной индивидуальностью
и апломбом. Задача педагога при работе с одарёнными детьми – воспитать в
них чувство ответственности, самоорганизации, стремление к творческому
самовыражению,
к
грамотному
овладению
эмоциями,
пониманию
прекрасного.
Система
развития
одаренности
ребенка
в
образцовом
хореографическом коллективе «Детская хореографическая школа «Театр
Балета» выстроена через реализацию дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы хореографии».
В программу включены такие разделы как классический танец, народный и
современный танец, импровизация и постановка концертных номеров. В
свою очередь, разделы состоят из теоретической и практической частей. С
каждым учебным годом материал в данных разделах усложняется.
Для создания благоприятных условий раскрытия и развития творческого
потенциала
одаренных
детей,
формирования
у
них
устойчивой
положительной мотивации к занятиям хореографией в содержании занятий
по дополнительной общеразвивающей программе «Основы хореографии»
предусмотрен и используется комплекс традиционных и инновационных
методов работы.
Метод индивидуального подхода к каждому ребенку помогает рассмотреть
и поддержать самобытность, проявление индивидуальности, свободу его
самовыражения, выделить одаренных детей.
Работа с детьми направлена не только на разучивание хореографических
композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства,
для чего в программу включены занятия по развитию способности к
импровизации,
сочинению
танцевальных
движений,
комбинаций,
используемых в танце, элементы актерского тренинга.
Оптимальное
сочетание
методов
дает
возможность
работать
индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности
и давать стимул к новым достижениям, способствовать поддержанию и
дальнейшему раскрытию его одаренности. Большое значение имеет участие в
фестивалях и конкурсах, на которых дети могли бы проявить свои
способности и раскрыть себя.
Организованная
конкурсная
деятельность
стимулирует
учащихся
продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие
в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую к их пониманию:
померяться
силами
с
другими
детьми
в
соревновательной
форме.
Конкурсные мероприятия – это форма соревнования, которое имеет большое
воспитательное, обучающее и развивающее значение. Подготовка к участию
в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время
участие в конкурсах позволяет учащимся повысить степень самооценки;
способствует развитию индивидуальных творческих возможностей.
Выступление перед зрителями является главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребёнку моральное удовлетворение, создаёт
условия для реализации творческого потенциала, воспитывает чувство
ответственности, дружбы, товарищества. Именно поэтому конкурсная
деятельность является значимым результатом образовательного процесса и
важной частью творческого развития каждого одарённого ребёнка.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для
дальнейшей упорной совместной работы для учащихся, родителей и
педагогов.
В заключение можно выделить основные идеи в обучении и воспитании
одарённых детей: успешность, творчество, самоопределение, уверенность и
самосовершенствование.
2024 год.