Автор: Хисамов Раис Габдуллович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Каргалинская гимназия"
Населённый пункт: Татарстан,Чистопольский район,село Каргали
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование ценностных ориентаций школьников на спорт на занятиях дополнительного образования
Дата публикации: 03.09.2025
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы постановки ценностных ориентаций школьников на
физическую культуру и спорт
Forms and methods of setting students' value orientations towards physical culture
and sports
Хисамов Раис Габдуллович,
учитель физической культуры
МБОУ «Каргалинская гимназия»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Khisamov Rais Gabdullovich,
physical education teacher
MBOU "Kargalinsky gymnasium"
Chistopolsky municipal district
of the Republic of Tatarstan
Аннотация. В статье расскрыта актуальность проблема формирования
ценностных ориентаций школьников на физическую культуру и спорт в
современном мире. Осознание личной значимости физической культуры как
ценностей получения конечного продукта (повышение уровня физических
качеств, здоровья), получения положительного результата, самовоспитания
(самосознания, самоорганизации), саморазвития формирует устойчивые
интересы и мотивы личности школьника к физическому
самосовершенствованию.
Abstract. The article reveals the relevance of the problem of the formation of
students' value orientations towards physical education and sports in the modern
world. Awareness of the personal importance of physical culture as the values of
obtaining the final product (improving the level of physical qualities, health),
obtaining a positive result, self-education (self-awareness, self-organization), and
self-development forms the stable interests and motives of the student's personality
for physical self-improvement.
Ключевые слова: Физическое воспитание, физкультурно-спортивная
деятельность, физическое совершенствование и самовоспитание
Keywords: Physical education, physical culture and sports activities, physical
development and self-education
Физическое воспитание как направление комплексного воспитания
обеспечивает всестороннее развитие личности, решает задачи
непосредственного включения учащихся в физкультурно-спортивную
деятельность, содействует развитию их творческой индивидуальности.
Физическая культура для большинства учащихся ещё не стала личной
ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие
из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими
упражнениями, спортом. А ключевым звеном в образовательно-
воспитательной работе по физической культуре является формирование
потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании у
школьников, воспитание мотивационно-ценностного отношения к
физической культуре.
Структура физической культуры включает три взаимосвязанных компонента:
мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное
отношение к физической культуре, сформированную жизненную
потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и
направляющих познавательную и практическую активность личности;
физическое совершенство личности, определяющее состояние её здоровья,
психофизиологические и физические возможности как фундамент активно
преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки,
необходимые и достаточные для этого;
деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне
физкультурно-спортивной активности (познавательной, пропагандистской,
организаторской, судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию,
самовоспитанию).
Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов
мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию различают
как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя
мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации.
Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют
возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не
слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает
субъективную ответственность за их реализацию.
Успешная реализации мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение
успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть
внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также
тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и
условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами
коллектива во время этих занятий.
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот,
интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и
разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным
катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает
выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает
проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует
целеустремлённости. Для поддержания активного интереса к физической
культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую
информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании.
Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного
упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному
прыжку, необходимо объяснить, что прыжок через коня или козла – это не
самоцель, но что овладеть им очень важно, потому что многократные
прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений,
вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
На уроках физической культуры необходимо, чтобы школьник брал
ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не
отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью
собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя
мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать
индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие
показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, то есть
оптимальные режимы мотивации.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и
подходящий для него результат, достижение которого должно
восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,
родителями как успех, как победа школьника над собой.
Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом
зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической
культуры и формируется ли у них удовлетворённость занятиями
физическими упражнениями. Помимо удовлетворённости уроком, у
школьников имеется ещё и отношение к физической культуре как к учебному
предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием
значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках
данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в
двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние
удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного
отношения к физической культуре.
Формирование интереса к занятиям физической культурой должно
основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени
способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их
привлекательности. Только осознание личной значимости физической
культуры как ценностей получения конечного продукта (повышение уровня
физических качеств, здоровья), получения положительного результата,
самоизменения (самосознания, самоорганизации), саморазвития формирует
устойчивые интересы и мотивы личности школьника к физическому
самосовершенствованию.