Автор: Пономарева Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя школа № 93 с дошкольным образованием городского округа Макеевка" Донецкой Народной Республики
Населённый пункт: город Макеевка, ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: «Мотивационные ресурсы современного урока истории»
Дата публикации: 03.06.2025
Раздел: полное образование
«Мотивационные ресурсы современного урока истории»
Пономарева Татьяна Викторовна –учитель истории
ГБОУ «СШ № 93» Г.О.МАКЕЕВКА
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем
современной
школы.
Её
актуальность
обусловлена
самой
спецификой
учебной
деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов
самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно,
ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету
необходимо постоянно поддерживать. В мотивации учения важную роль играет
содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую
очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной
литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет
для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не
вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его
потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате
ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого
урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью
создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности,
которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию
глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей
жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших
классов),
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации
у учащихся к изучаемому материалу по истории.
1.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения -
проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения
проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю,
рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой
рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение
применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
2.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению
выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы
вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми
знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
3.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь
учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он —
консультант,
помощник,
наблюдатель,
источник
информации,
координатор.
Учитель
становится
организатором
самостоятельного
учебного
познания
учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в
тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые
знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации
урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что
сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать
собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
4.
Решение логических задач. Задачи такого характера воспринимаются учениками
гораздо лучше, чем обыденные, и предлагаются учащимся либо в качестве
разминки в начале урока, либо для отвлечения и смены вида работы в течение
урока, а порой и для дополнительного решения дома. Метод особенно актуален в
рамках подготовки к олимпиадам, и важен наряду с высокой ролью развитого
логического мышления при изучении истории.
5.
Нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются
учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в
качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение
урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением
интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой».
Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках.
«От первого лица».
Учащимся дается задание при прочтении материала
домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого
человека, о котором упоминается в материале.
«Интервью». Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых
один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста - продумать не
менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что
нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение
конкретно на них отвечать.
6.
Игровые приёмы при актуализации опорных знаний учащихся: игра «Снежный
ком», которая состоит в том, что первый ученик называет понятие, термин, дату из
изучаемого раздела, каждый следующий повторяет предыдущую и добавляет сво
ю.