Напоминание

«Мотивационные ресурсы современного урока истории»


Автор: Пономарева Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя школа № 93 с дошкольным образованием городского округа Макеевка" Донецкой Народной Республики
Населённый пункт: город Макеевка, ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: «Мотивационные ресурсы современного урока истории»
Дата публикации: 03.06.2025
Раздел: полное образование





Назад




«Мотивационные ресурсы современного урока истории»

Пономарева Татьяна Викторовна –учитель истории

ГБОУ «СШ № 93» Г.О.МАКЕЕВКА

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем

современной

школы.

Её

актуальность

обусловлена

самой

спецификой

учебной

деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов

самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно,

ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету

необходимо постоянно поддерживать. В мотивации учения важную роль играет

содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую

очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной

литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет

для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не

вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его

потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате

ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого

урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью

создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности,

которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию

глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей

жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших

классов),

Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации

у учащихся к изучаемому материалу по истории.

1.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения -

проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения

проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю,

рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой

рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение

применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

2.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению

выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы

вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми

знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

3.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь

учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он —

консультант,

помощник,

наблюдатель,

источник

информации,

координатор.

Учитель

становится

организатором

самостоятельного

учебного

познания

учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в

тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые

знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации

урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что

сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать

собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

4.

Решение логических задач. Задачи такого характера воспринимаются учениками

гораздо лучше, чем обыденные, и предлагаются учащимся либо в качестве

разминки в начале урока, либо для отвлечения и смены вида работы в течение

урока, а порой и для дополнительного решения дома. Метод особенно актуален в

рамках подготовки к олимпиадам, и важен наряду с высокой ролью развитого

логического мышления при изучении истории.

5.

Нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются

учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в

качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение

урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением

интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой».

Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках.

«От первого лица».

Учащимся дается задание при прочтении материала

домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого

человека, о котором упоминается в материале.

«Интервью». Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых

один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста - продумать не

менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что

нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение

конкретно на них отвечать.

6.

Игровые приёмы при актуализации опорных знаний учащихся: игра «Снежный

ком», которая состоит в том, что первый ученик называет понятие, термин, дату из

изучаемого раздела, каждый следующий повторяет предыдущую и добавляет сво

ю.



В раздел образования