Автор: Новоселова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Югорск ХМАО-Югры Тюменской области
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Логопедический практикум для родителей
Дата публикации: 03.04.2025
Раздел: начальное образование
Практикум с элементами тренинга для родителей учащихся с ОВЗ
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Составила: Новоселова Е.Л.,
учитель-логопед МБОУ «Гимназия» г.Югорск ХМАО-Югры
Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Цель: «Привлечение родителей к формированию полноценного речевого,
психического
и
эмоционального
благополучия
ребенка,
овладение
практическими
приемами
выполнения
артикуляционных
упражнений,
оказание практической помощи родителям детей с ОВЗ».
Задачи:
1.
Показать важность участия семьи в логопедической работе, обозначив
направление логопедической работы в школе и дома.
2.
Познакомить
с
конкретными
упражнениями,
способствующими
постановке необходимых артикуляционных позиций и формированию
грамматически правильной речи.
3.
Обучить игровому приему развития речевого дыхания при помощи
нетрадиционных приспособлений.
4.
Расширить
степень
включения
родителей
в
реализацию
индивидуальных коррекционных программ логопедической работы с
детьми.
Материалы, оборудование: музыкальное сопровождение (звуки природы),
зеркала
по
количеству
гостей,
листы
бумаги
для
изготовления
«султанчиков», клеевые карандаши, ножницы, нитки, цветные карандаши на
каждого участника.
I.
Водная часть.
1.
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.
(Участники сидят в круге).
2.
Создание положительного эмоционального настроя на работу.
Звучит музыка со звуками природы. Участники сообщают о
своих ожиданиях от встречи.
3.
Коммуникативная игра на сплочение «Крокодил» (сейчас
поменяются местами те, кто сегодня позавтракал», кто
почистил зубы, кто приехал на машине и тд.)
II.
Основная часть.
Ход занятия
1.
Вступительная беседа:
Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи
детей. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь –
это не прирожденный дар. Даже, если у ребенка овладение произношением
звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над
дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного
общения. Совместная работа педагогов образовательного учреждения и
родителей - неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно
переоценить. Родители должны знать некоторые приемы, с помощью
которых можно в игровой форме развивать речь
детей
в семье. В
повседневной жизни и в быту не только у детей, но и у многих взрослых
наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных
движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли
мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот
эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью
артикуляционной
гимнастики.
Артикуляционная
гимнастика
–
это
специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата,
развивают их силу и подвижность. Сегодня мы с вами научимся выполнять
такие упражнения, также научимся делать несложные приспособления для
дыхательных упражнений.
Артикуляционные упражнения подбираются,
исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в
комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения
губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то,
что необходимо для правильного образования звука. Проводить
артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у
детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать
детям более 3 упражнений. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,
т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и
ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы
он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.
Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
2. Выполнение упражнений. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые
упражнения общей артикуляционной гимнастики. (Логопед, показывает
речевые упражнения)
Упражнение «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние
верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю - и на место возвращаю.
Упражнение «Лягушка - слон».
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение «Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение «Качели».
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение
языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними
резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение «Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно
касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично,
под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Упражнение «Лопаточка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный
язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если
язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,
произнося при этом: пя- пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Иголочка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,
напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Лопаточка-иголочка».
Чередование положений языка: широкий-узкий.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
- Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение «Горка».
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка
упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.
Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от
середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с
горочки.
3. Изготовление «Султанчиков» для тренировки речевого дыхания.
(Родители скручивают бумагу для основы, крепят с помощью клея на
основу нити).
III.
Заключительная часть.
1.Вопросы:
Давайте подведём итог нашей встречи.
- Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную
гимнастику?
- Какое настроение у вас после занятия?
2.
Упражнение «Подарок».
Взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.
Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней
встрече и подарите друг другу.
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много
интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми
в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
3.
Вручает методические рекомендации логопеда родителям, имеющих
детей с речевыми нарушениями.
Желаю удачи!