Напоминание

Логопедический практикум для родителей


Автор: Новоселова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Югорск ХМАО-Югры Тюменской области
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Логопедический практикум для родителей
Дата публикации: 03.04.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Практикум с элементами тренинга для родителей учащихся с ОВЗ

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Составила: Новоселова Е.Л.,

учитель-логопед МБОУ «Гимназия» г.Югорск ХМАО-Югры

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: «Привлечение родителей к формированию полноценного речевого,

психического

и

эмоционального

благополучия

ребенка,

овладение

практическими

приемами

выполнения

артикуляционных

упражнений,

оказание практической помощи родителям детей с ОВЗ».

Задачи:

1.

Показать важность участия семьи в логопедической работе, обозначив

направление логопедической работы в школе и дома.

2.

Познакомить

с

конкретными

упражнениями,

способствующими

постановке необходимых артикуляционных позиций и формированию

грамматически правильной речи.

3.

Обучить игровому приему развития речевого дыхания при помощи

нетрадиционных приспособлений.

4.

Расширить

степень

включения

родителей

в

реализацию

индивидуальных коррекционных программ логопедической работы с

детьми.

Материалы, оборудование: музыкальное сопровождение (звуки природы),

зеркала

по

количеству

гостей,

листы

бумаги

для

изготовления

«султанчиков», клеевые карандаши, ножницы, нитки, цветные карандаши на

каждого участника.

I.

Водная часть.

1.

Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.

(Участники сидят в круге).

2.

Создание положительного эмоционального настроя на работу.

Звучит музыка со звуками природы. Участники сообщают о

своих ожиданиях от встречи.

3.

Коммуникативная игра на сплочение «Крокодил» (сейчас

поменяются местами те, кто сегодня позавтракал», кто

почистил зубы, кто приехал на машине и тд.)

II.

Основная часть.

Ход занятия

1.

Вступительная беседа:

Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи

детей. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь –

это не прирожденный дар. Даже, если у ребенка овладение произношением

звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над

дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного

общения. Совместная работа педагогов образовательного учреждения и

родителей - неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно

переоценить. Родители должны знать некоторые приемы, с помощью

которых можно в игровой форме развивать речь

детей

в семье. В

повседневной жизни и в быту не только у детей, но и у многих взрослых

наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных

движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли

мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот

эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной

гимнастики.

Артикуляционная

гимнастика

это

специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата,

развивают их силу и подвижность. Сегодня мы с вами научимся выполнять

такие упражнения, также научимся делать несложные приспособления для

дыхательных упражнений.

Артикуляционные упражнения подбираются,

исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в

комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения

губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то,

что необходимо для правильного образования звука. Проводить

артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у

детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать

детям более 3 упражнений. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,

т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и

ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы

он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

2. Выполнение упражнений. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые

упражнения общей артикуляционной гимнастики. (Логопед, показывает

речевые упражнения)

Упражнение «Лягушка».

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние

верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону - губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю - и на место возвращаю.

Упражнение «Лягушка - слон».

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение «Рыбка».

Спокойное широкое открывание и закрывание рта.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение «Качели».

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение

языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними

резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно

касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично,

под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный

язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если

язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,

произнося при этом: пя- пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,

напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Лопаточка-иголочка».

Чередование положений языка: широкий-узкий.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

- Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка».

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка

упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.

Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от

середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с

горочки.

3. Изготовление «Султанчиков» для тренировки речевого дыхания.

(Родители скручивают бумагу для основы, крепят с помощью клея на

основу нити).

III.

Заключительная часть.

1.Вопросы:

Давайте подведём итог нашей встречи.

- Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную

гимнастику?

- Какое настроение у вас после занятия?

2.

Упражнение «Подарок».

Взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.

Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней

встрече и подарите друг другу.

Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много

интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми

в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

3.

Вручает методические рекомендации логопеда родителям, имеющих

детей с речевыми нарушениями.

Желаю удачи!



В раздел образования