Напоминание

«Развитие и формирование основных навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения в классах аккордеона и баяна»


Автор: Праскушкина Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Развитие и формирование основных навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения в классах аккордеона и баяна»
Дата публикации: 02.11.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие и формирование основных навыков чтения нот с листа на

начальном этапе обучения в классах аккордеона и баяна»

Методическое сообщение преподавателя высшей категории Праскушкиной Ирины

Николаевны «Детская школа искусств №1»

Сургут 2020

1.Введение

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в

центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение

к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание.

Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном

тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормозит их

повседневную работу. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес,

появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с

музыкальной литературой, следовательно — быстрее развиваться.

Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое

значение чтению нот с листа: они считали, что чтение с листа способствует

развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей.

Так, например, Ф. Лист отлично понимал, что успешное продвижение учащегося

невозможно без всестороннего музыкального развития, без постоянного

расширения его музыкального кругозора.

Ученик великого русского пианиста и педагога Антона Рубинштейна,

знаменитый пианист Иосиф Гофман на вопрос, существует ли какой-нибудь

практический метод, способствующий более беглому чтению с листа, отвечает:

«Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать.

Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, и

чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы».

Ежедневные занятия по чтению с листа рекомендованы многими видными

педагогами, считающими, что это содействует всестороннему развитию

учащегося, способствует его ориентации в музыкальном произведении. Таким

образом, чтение с листа следует рассматривать как более широкое явление в

процессе музыкального образования: такая самостоятельная работа расширяет

музыкальный кругозор исполнителя, обогащает его репертуар.

Цель предмета чтения нот с листа — ознакомление с музыкальным

произведением, определение его содержания и формы; при этом намечается

характер исполнения произведения. Что касается изучения музыкального

произведения, то здесь подразумевается в основном техническое овладение

трудностями и исполнительское воплощение замысла. Таким образом, чтение с

листа является как бы начальным этапом в изучении музыкального произведения.

Вот почему так важно научиться грамотно прочесть незнакомое сочинение.

Чтение с листа как средство ознакомления с музыкальным произведением

(без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в

практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей

профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить

внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с

листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение

музыкального произведения и, следовательно, представление о нем.

Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение

исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение. Для

этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.

Несмотря на то, что вопросы методики обучения игре на аккордеоне и баяне

довольно широко освещены в печати, важный и нужный раздел этого процесса —

вопрос обучения чтению нот с листа — до настоящего времени недостаточно

разработан.

Основная задача — обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно

разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и

создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.

Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько

различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и

навыков беглого чтения с листа.

Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года

обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода

обучения.

2.Практическая часть

Задачи поставленные для развития самостоятельности музыкального мышления

учащихся:

-

приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных

технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);

-

-освоение клавиатуры «слепым методом»;

- формирование умения упрощать нотный текст;

- формирование навыка чтение с листа по вертикали;

- формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»;

- формирование навыка игры в ансамбле;

- формирование навыка восприятия группировки длительностей;

- формирование навыка игры без остановок.

В начальный период обучения игре на инструменте перед педагогом

ставится масса задач: посадка, постановка рук, знакомство с клавиатурой, нотной

грамотой, способы звукоизвлечения и т.д. Но среди этих задач есть самая главная

– развить интерес к музыкальным занятиям.

Так, чтобы сыграть музыкальное произведение, настоящему музыканту не

нужно задумываться над каждой нотой. Это называется чтением нот с листа.

Такая способность необходима каждому исполнителю.

«Пихология музыкальных способностей», - имеет место непосредственное

«слышание глазами», превращение зрительного восприятия текста в зрительно-

слуховое восприятие.

1. Освоение нотной графики.

Получить ответ на вопрос «как читать?» - значит, описать сам процесс

чтения нот на данном этапе обучении, т.е. между формирования этого навыка и

последовательность его развития.

С чего же начинается формирование навыков чтения нот с

листа? Конечно же, со знакомства музыкального алфавита.

Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО,

РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт

не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ

ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая

из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных

последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют

музыкальный алфавит.

Первый круг алфавита:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До

Си Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита,

чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и

умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с

листа.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются

через ступень – «терциевые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До

Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты

располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также

структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

Ноты

могут

располагаться

через

две

ступени.

Эти

«

квартовые»

последовательности дают нам третий круг:

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля

Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль

Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До

Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа

До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Соль

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения

аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей,

расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков – производные

от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания -

важная опора музыкального развития. Алфавит – основа для скоростного чтения

нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по

карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.

2. Музыкальное зрение

Самую

важную

часть

работы

во

время

чтения

текста

выполняет

зрение. Вот главные трудности при чтении нот:

1.

Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень.

Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.

2.

Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между

линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане

больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».

3.

Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный

ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры. До тех пор пока

навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти

невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.

4. Неспособность читать одновременно два ключа.

5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.

6.

Нет развитого «музыкального глазомера» - точного

видения расстояний

между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут

же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.

Если проанализировать свое восприятие нотного текста, то поймем, что

воспринимаем нотный текст «графически», то есть не высчитываем, на какой

линейке находится нота, не вглядываемся в каждую ноту, а видим сразу всю

гамму, арпеджио, интервалы, аккорды. Не всматриваясь в расположение нот в

аккорде, мы видим весь аккорд, а пальцы сами выстраивают его. Нам остается

следить или за нижней или за верхней нотой в аккорде. Такая легкость чтения с

листа приходит с годами. Но многие ученики музыкальной школы так и не

овладевают этими навыками, поэтому нужно с первого урока учить ребенка

видеть нотный текст наперед, анализировать его, то есть «видеть графически».

Необходимо добиться прямой связи – нажимаю клавишу, не вспоминая как

называется нота; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.

В этом помогают упражнения для графического восприятия нотной записи:

Упражнение 1. «Бусы».

1) Запись ноты от «до» вверх подряд.

2) Проиграть (ребенок играет, не смотря на запись).

3) Аналогично записываются и играются вниз ноты от «до». Зрительно запись

напоминает нитку бусинок.

4)

Завершить понятие «движение вверх», «движение вниз», «повторяющаяся

нота».

Следует объяснить ребенку, что когда записываются все эти ноты подряд, то

одна нотка «сидит» на линеечке, а другая находится между линеек.

Если нота «сидит» на одной и той же линеечке, значит это одна и та же

клавиша (кнопка), один и тот же несколько раз повторяющийся звук.

На уроке вместе с ребенком можно

записывать несколько «бус»! на всех

пяти линеечках. Он советует, куда вести ноты: вверх, вниз или на месте, затем

проиграть их. Помогать, показывать карандашом, чтобы ребенок не потерял ноту

или строчку.

Далее переходим к несложным мелодиям, например, из сборника

«Сольфеджио» 1 класса. На дом задаю 10 примеров из сборника.

К тому времени ребенок знает аппликатуру и легко играет все эти ноты

подряд с названием нот.

1 задача – играть номера и петь с названием нот. Первый раз играть со

счетом, то есть произнося ритм, второй - с названием нот, третий – со словами

песен.

2.

Далее «бусы» играются с произнесением нот: посмотрев на ноту, сыграл ее,

назвал.

Подобрать мелодии, где встречаются движения подряд и через клавиши.

Постепенно усложнять задачу, прибавляя ритмическую запись.

3.

Использовать различные пьесы, мелодии, которые послужат упражнениями

для закрепления «графического» восприятия нот, помогут научить анализировать.

Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии

развития:

1.

Координация. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности

музыкального текста. Упражнения «бусы».

Цель – игра без текстовых ошибок.

2.

Ритмическая организации. Отработка ритмической картины текста. В

идеале – игра без запинок и пауз.

3.

Метрическая организация. Ученик отрабатывает темп,

пульс

музыки,

стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится

более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно

«просчитывается» сознанием.

4.

Исполнительство. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа.

Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству»

- он с удовольствием начинает учиться.

3. Навык чтения нот с листа

Навык как известно, всегда развивается от простого к сложному. А отсюда

следует, что на каждом этапе обучении имеет место соответствующая степень

развития навыка чтения нот с листа. Самым первым и наиболее простым навыком

является процесс чтения отдельно взятой ноты. При освоении правой клавиатуры

одновременно развивается навык и чтения нот, записанных в скрипичном ключе,

т.е. правой рукой, затем левой, когда осваивается басовая клавиатура, и только

после этого,

когда учащийся переходит

к игре двумя

руками вместе,

одновременно развивается и навык чтения нот, записанных на двух нотоносцах. В

дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала

в зависимости от степени совершенства игровых навыков.

Известно, что учащийся общеобразовательной школы первоначально учится

читать буквы, затем слоги, слова и, наконец, целые предложения. Но что главное

– каждая стадия не является обособленной, наоборот, как только выучены

необходимые

буквы,

сразу же составляются слоги и слова, а затем и

предложения.

Нечто подобное должно быть и в методике формирования и развития навыка

чтения нот с листа: отдельная нота, такт, фраза, предложение (независимо от

того, читается ли текст однострочный или двухстрочный). Нота, такт, мотив,

фраза – это смысловые объекты (смысловые единицы) внимания учащегося. Но

каждый из них может быть охвачен вниманием только

на определенном этапе

формирования рассматриваемого навыка. Эта поэтапная тренировка навыка есть

не что иное, как расчленение навыка чтения нот с листа на более простые навыки

и постепенный переход от более простых к более сложным.

Формирование навыков чтения нот с листа требует от педагога тщательного

соблюдения

дидактического

принципа

доступности

материала

и

последовательности его изложения: нотный текст, назначаемый для чтения с

листа,

должен

быть

гораздо

легче

и

доступнее

основного

материала

индивидуального плана учащегося.

Первые одноголосные мелодии для исполнения правой рукой должны

отвечать следующим требованиям:

· Они должны быть написаны в мажорном ладу, в тональности без знаков или с

одним знаком;

· Содержать в себе гаммообразные последования (без скачков);

· Диапазон мелодии должен охватить звукоряд не более 3-4 звуков;

· Мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;

· Включать в себя не более двух видов длительностей (например, половинных и

четвертных, четвертных и восьмых и т.п.)

· Исполняться в медленном или умеренном темпе.

Усложнение материала в дальнейшем должно происходить постепенно, но

всесторонне:

1.

Появление минорного лада, тональностей с большим количеством знаков,

отклонения, модуляции;

2.

Появление скачков на тонику, затем – более далеких скачков на другие

ступени тональности;

3. Расширение диапазона мелодии;

4. Начало мелодии с любой ступени тональности;

5. Усложнение ритмического рисунка, появление длительностей с точкой;

6. Исполнение мелодий в более быстрых темпах.

4.Техника ускоренного восприятия нотного

текста

Текст баянной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное

измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата

текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие

по вертикали.

Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по

горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст.

Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.

Американский педагог и исследователь Сидней Лоуренс экспериментально

установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов,

требуется в среднем 3 секунды.

Распускалась черёмуха, кусты дикой смородины позеленели.

Если эти шесть слов записать вертикально, то на их чтение тратится

примерно 12 секунд.

Если расположить это предложение на линейках, напоминающих нотный

стан и прочитать его, то потребуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше,

чем для чтения текста по горизонтали.

С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого

охвата нотного текста.

Например:

1.

Исполнять аккордовую последовательность

в форме гармонической

фигурации, начиная с баса.

2.

Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это

упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику

арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».

Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали

является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы

(повторность

построений,

ритмические

остановки

и

паузы,

контрастные

построения, вопросно- ответные соотношения и другое).

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не

маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику

показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который

он

должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент

исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале,

такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка

увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.

4. Анализ нотного текста на уроке.

Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо

внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на

основные моменты, прежде чем приступить к чтению нот с листа. А именно:

· Ключевые слова.

· Размер.

· С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая самая высокая.

· Какие длительности встречаются.

· Мелодия идет плавно, по гамме или скачками.

· Вначале без инструмента – назвать ноты в правой, потом в левой руке.

· Простучать ритм со счетом вслух.

· Попросить ученика спеть ноты, можно с педагогом, одновременно дирижируя.

· Сыграть ноты, желательно в ритме.

· При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным.

Главный результат проделанной работы в том, что в последующем ребенок

будет играть с листа сразу двумя руками, не считая вслух, практически без

ошибок и достаточно образно, показывая в крупных чертах динамику пьесы.

3.Заключение

«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой особенно

успешно они произрастают». Слова выдающегося педагога-музыканта Г.Г.

Нейгауза ярко подчеркивают то, как необходима творческая среда для

взращивания таких талантливых ростков.

Ю.Н. Шемякина выразила свою мысль так: «Если хотите, чтобы дети были

гениальными – любите их…»

Основная

задача в

работе

с

детьми

расположить

к

себе ученика,

установить личностный контакт,

развить интерес к

музыкальным

занятиям.

Педагогика в своей исторической преемственности

представляет

сложное

явление,

поскольку посредством обучения осуществляется

передача опыта

одного поколения другому. Чем глубже мы хотим постичь задачи современности,

тем серьезнее должны изучать достижения прошлого. Знание методик очень

обогащает,

но методика никогда не научит преподавать. Педагог ищет свою

дорогу сам,

думает

сам и приходит к своим выводам. Все приемы надо

чувствовать «на корню» и бесконечно развивать в себе способность слушать и

слышать. Постижение нашей профессии

бесконечно, творческие

поиски

в

ней

безграничны.

Воспитать

в

ученике

любовь

к

музыке, зажечь в нем

внутреннюю потребность постоянно общаться с инструментом, сделать

его пропагандистом музыкальных знаний.

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там

где речь умолкает.

Э.Т.А. Гофман

Список используемой литературы

1. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано [Ноты]:

(Р.Н.П. Коровушка, Ф.Киселёв Железный дровосек, П.Н.П. Висла)/

Т.Ю.Камаева, А. Ф.Камаев. – Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 –

95с.

2. Майкапар С.М. Как работать на рояле [Текст] / С.М. Майкапар. - Беседа с

детьми. - Л.: Музгиз, 1963г.-31с.

3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич – Учебно-

методическое пособие. - М.: Кифара, 2002. – 254с.

4. Попова Н.И. Процесс работы над музыкальным произведением. [Текст] /

Н.И.Попова – Методическое пособие. - Киев.: Феникс, 2004. – 45с.

5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. [Текст] / Е.М.Тимакин. –

Методическое пособие. - М.: Советский композитор, 1989. – 143с.

6. 6. Ф.Д. Брянская, Л.К. Ефимова, С.С. Ляховицкая. Пособие по

чтению нот с листа. Ч.1. Л., 1963 г., Ч.2. Л., 1964 г.

7.Ф. Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые года

обучения пианиста. М., Классика XXI, 2008 г.

8.Т. Камаева, А. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс.

М., Классика XXI, 2007 г.

9. Б.М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М., 1947 г.

Г.

Шахов.

Развитие

слуховой

активности

учащихся

-

баянистов музыкальных кружков и студий. М., 1981 г.



В раздел образования