Автор: Севастьянова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: Нижегородская область город Балахна
Наименование материала: Презентация
Тема: Презентация
Дата публикации: 02.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14» г. Балахнинского муниципального района Нижегородской области
Районное методическое объединение воспитателей
ТЕМА:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И
ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЛЬ
БАЛАХОНСКАЯ»
СЕВАСТЬЯНОВА И.Г., воспитатель первой категории
г. Балахна, 2023
«У большинства людей чувство родины
в обширном смысле - родной страны,
отчизны - дополняется ещё чувством
родины малой…, которая предстаёт
человеку в детстве, в пору памятных на
всю жизнь впечатлений ребяческой
души, и с нею, этой отдельной и личной
родиной, он приходит с годами к той
большой Родине, что для всех одна»
А.Т. Твардовский
Для ребёнка нет ничего естественнее,
как:
- развиваться,
- формироваться,
- становиться
тем, что он есть, в процессе
исследовательской деятельности
С.Л. Рубинштейн
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Н
а
л
и
ч
и
е
п
р
о
т
и
в
о
р
е
ч
и
я
м
е
ж
д
у
б
о
л
ь
ш
и
м
и
п
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
м
и
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
я
м
и
б
л
и
ж
а
й
ш
е
й
д
е
т
я
м
и
с
т
о
р
и
к
о
-
к
р
а
е
в
е
д
ч
е
с
к
о
й
с
р
е
д
ы
и
н
е
д
о
с
т
а
т
о
ч
н
ы
м
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
м
э
т
и
х
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
е
й
в
п
р
а
к
т
и
к
е
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
р
а
б
о
т
ы
с
о
с
т
а
р
ш
и
м
и
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
а
м
и
Н
е
д
о
с
т
а
т
о
ч
н
а
я
а
к
т
и
в
н
о
с
т
ь
р
о
д
и
т
е
л
е
й
к
а
к
н
е
п
о
с
р
е
д
с
т
в
е
н
н
ы
х
у
ч
а
с
т
н
и
к
о
в
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
о
г
о
п
р
о
ц
е
с
с
а
п
о
в
о
п
р
о
с
а
м
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
я
и
н
т
е
р
е
с
а
и
л
ю
б
в
и
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
о
в
к
м
а
л
о
й
р
о
д
и
н
е
С
е
н
з
и
т
и
в
н
о
с
т
ь
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
в
о
з
р
а
с
т
а
к
р
а
з
в
и
т
и
ю
д
у
х
о
в
н
о
-
н
р
а
в
с
т
в
е
н
н
о
й
и
п
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
с
ф
е
р
:
-
п
о
в
ы
ш
е
н
н
а
я
в
о
с
п
р
и
и
м
ч
и
в
о
с
т
ь
к
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
м
в
о
з
д
е
й
с
т
в
и
я
м
,
-
а
к
т
и
в
н
о
с
т
ь
,
о
т
з
ы
в
ч
и
в
о
с
т
ь
,
-
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
с
т
ь
,
-
л
ю
б
о
з
н
а
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
,
-
п
о
д
р
а
ж
а
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
СОЦИАЛЬНАЯ
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
ГРАЖДАНИНА -
ПАТРИОТА РОССИИ
Требование ФГОС ДО:
ОО «Познавательное развитие» (п.2.6):
- формирование у детей первичных
представлений о малой родине;
- развитие любознательности и
познавательной мотивации;
- формирование познавательных
действий;
- формирование первичных
представлений об объектах окружающего
мира, их свойствах
Новая
образовательная
парадигма
Образование через всю жизнь
Развитие проблемно-поисковых умений
Знание как результат процесса развития (ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»)
Реализация
деятельностного
подхода
Особенности
исследователь-
ской деятельности
детей 5-7 лет
Возможности
проектной
деятельности
Знания усваиваются субъектом и проявляются только через его
деятельность (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
Образовательный процесс должен строиться на постепенном
усложнении содержания, способов, характера деятельности
обучающихся (Л.И.Божович, С.А.Козлова )
Деятельность экспериментирования является ведущей на
протяжении всего дошкольного возраста (Н.Н.Поддъяков)
Логика развития познавательной активности дошкольников:
любопытство, любознательность, познавательный интерес,
познавательная активность (О.В.Киреева, Н.Н.Поддъяков)
Проектная деятельность - технология, позволяющая
стимулировать развитие у детей элементарных естественно-научных
представлений об объектах неживой природы
(Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, А.И.Савенков)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
МЕХАНИЗМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Представления
старших
дошкольников о
малой родине
Мотивы,
социаль
ные
чувства,
отношен
ие
Поступки
и
поведени
е
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЛЬ БАЛАХОНСКАЯ»
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:
организацией целенаправленной педагогической работы в разных образовательных
областях на основе интеграции разных видов детской деятельности
организацией практической
исследовательской деятельности по
изучению соли как неживого объекта
природы, направленной на
формирование реалистичных
представлений о свойствах соли,
которые базируются на
приобретаемом детьми чувственном
опыте
организацией ознакомительной
деятельности по истории
г. Балахны, связанной с соляным
промыслом
привлечением родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности в
условиях детского сада и домашнего воспитания
➔
➔
➔
➔
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ:
СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К МАЛОЙ
РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задача 1
Создать развивающую предметно-
пространственную среду для
вовлечения детей старшего
дошкольного возраста в
исследовательскую деятельность
по изучению свойств соли
Задача 3
Организовать сотрудничество с
семьями воспитанников в рамках
реализации проекта «Соль
Балахонская»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «СОЛЬ БАЛАХОНСКАЯ»
Тип проекта
Познавательно-исследовательский
Объект исследования
Малая родина
Предмет исследования
Историко-краеведческие представления детей о
соляном промысле в г. Балахне; соли и ее свойствах
Длительность
Среднесрочный - 4 месяца (январь-апрель 2023 г.)
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста (5 -7 лет),
родители, педагог группы
Проблема
Несформированость у большей части детей
первичных представлений об истории г. Балахны,
связанной с соледобычей и интереса к прошлому
малой родины
Итоговое мероприятие
«Вернисаж: Балахна – моя малая родина»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ЦЕЛЬ
Способствовать формированию у детей интереса, любви и
историко-краеведческих представлений о малой родине – г. Балахне
и элементарных естественно-научных представлений о соли
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ
Создать условия для
развития в процессе
исследовательской
деятельности:
-
любознательности,
познавательной
активности,
-
интеллектуальных
эмоций;
- способности
устанавливать
причинно-
следственные связи
Способствовать
развитию интереса и
любви к малой
родине.
Помочь:
- осознанию
значимости соли для
людей, животных;
-
возникновению и
закреплению
бережного
отношения к соли
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- морская,
- пищевая,
-йодированная,
- мелкая,
- крупная;
- каменная,
- поваренная
- соль,
- лупы,
- емкости (тарелки,
стаканчики),
- ложки,
- пипетки,
- мел,
- клей,
- листы бумаги
-
детская,
- художественная,
- фольклорная,
-
энциклопедическая
Энциклопедия «Я
познаю мир». - М.:
АСТ «Астрель»,
2009.
Песков В.К. Окно в
природу: Щепотка
соли. – М., -2000г.
Курлански, М.
Всеобщая история
соли.- М. Колибри,
2007
Образцы соли
Материалы и
оборудование для
исследовательской
деятельности
Литература о соли
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОРИКО-
КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ –
Г. БАЛАХНЕ, О СОЛЕДОБЫЧЕ
Экскурсия выходного дня. Посещение детьми вместе с родителями экспозиции, посвященной
промыслу солеварения, в историческом музее «Дом Плотникова»
Соледобытчики в балахонах
Рассольно-подъемные трубы
У входа в музей
Противень («цирена»)
для вываривания соли
Макет казенного солевого завода
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЛИ
Рассматрива
ние соли и ее
видов
Просмотр
презентации
«Соль в
нашей
жизни»
Рассказ
воспитателя
с
презентацие
й
«Где и как
добывают
соль»
Беседа
«Что такое
соль и где
она
используется
?»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО
ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЛИ И ВОСПИТАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Пословицы, поговорки, загадки о соли (примеры):
-
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
- В воде родится, а воды боится.
-
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это…
-
Хлеб да соль – всему голова.
-
Без хлеба, без соли никто не обедает.
-
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
-
Хлеб-соль платежом красна.
-
Хлеб-соль не бранят.
-
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
-
Без соли, что без воли: жизнь не
проживешь.
Сказки:
-
Словацкая сказка «Соль дороже золота».
-
Румынская сказка «Соль в кушанье».
-
Чешская сказка «Соль».
-
Русская народная сказка «Соль»
Чему учат?
-
на белом свете есть вещи, которые
ценятся больше золота;
-
соль - это богатство;
-
не завидовать и держать свое слово;
-
находить решения в любых сложных
ситуациях.
ЛИТЕРАТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
«КРИСТАЛЛЫ БАЛАXНИНСКОЙ СОЛИ»
Стрюкин Г.«Град Балахна»
Карташова М. «Кристаллы Балахнинской
соли»
Кирюхова Н. С.ОвечкинаН. Ф. «Были и
легенды о Балахнинском крае»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СОЛИ
Соль твердая, хрустит
Соль выпаривается
Соль растворяется
в воде
Соль сыпучая, немного колется, потому что
состоит из белых кристаллов
ЭКСПЕРИМЕНТ: «МЕРТВОЕ МОРЕ»
Вывод :
Солённая вода помогает держаться
предметам на поверхности
(Эффект «Мёртвого моря»)
Объяснение :
Все дело в плотности воды. Чем
плотность выше (в данном случае за счет
соли), тем сложнее в ней утонуть
ЭКСПЕРИМЕНТ: «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ»
Снежная ветка сосны
Наблюдение за ростом кристаллов
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Декорирование солью
Поделки из соленого теста
Декорирование баночек разноцветной солью
Рисование солью
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Создание
коллекции
соли
Консультация
«Соль – полезные
советы». «Соль –
друг или враг»
Домашнее
задание:
выращивание
кристаллов соли
Рекомендации
к посещению
исторического
музея
Совместное участие детей и родителей в итоговом мероприятии проектно-
исследовательской деятельности «Вернисаж»
СОВМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ИТОГОВОМ
МЕРОПРИЯТИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕРНИСАЖ: БАЛАХНА – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы к беседе с
детьми
1.
Название родного города,
реки, жителей?
2.
Символика родного города
– герб?
3.
Как раньше назывался наш
город?
4.
Почему он назывался Соль
Балахонская?
5.
Как балахонцы добывали
соль раньше?
6.
Зачем человеку соль?
7.
Какая бывает соль?
8.
Какие свойства соли ты
знаешь?
9.
Что такое «малая Родина»?
сформированы
в стадии формирования
не сформированы
0
10
20
30
40
50
60
сформирова-
ны; первичная
диагностика; 8
в стадии
формирова-
ния; первич-
ная диагно-
стика; 40
не сформиро-
ваны; первич-
ная диагно-
стика; 52
сформирова-
ны; повторная
диагностика;
56
в стадии фор-
мирования;
повторная
диагностика;
36
не сформиро-
ваны; повтор-
ная диагно-
стика; 8
Динамика уровней сформированности интереса и
представлений о малой родине у старших дошколь-
ников
первичная диагностика
повторная диагностика
Проценты
Выводы:
Наблюдается положительная динамика, т.к. имеет место :
1)
рост процентного количества детей со сформированным уровнем с (8% до56%);
2)
снижение процентного количества детей с не сформированным уровнем с (52% до8%)
Критерии оценки ответов детей:
-
отвечает правильно и самостоятельно – уровень
«сформирован»;
-
отвечает в целом правильно и самостоятельно лишь с помощью
взрослого (доп.вопросы, подсказки) – уровень «в стадии
формирования»;
-
не может ответить даже с помощью взрослого – уровень «не
сформирован»
ЧТО УЗНАЛИ ДЕТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЛЬ БАЛАХОНСКАЯ»?
Город Балахна
возник и
развивался
как поселение
солеваров
Назывался
сначала
«Соль-на-
Городце»,
потом «Соль
Балахонская»,
и еще позже –
Балахна
Название
Балахны
происходит от
слова
«балахон» -
одежды,
которую
носили
соледобытчик
и
Соль состоит
из отдельных
твёрдых
крупинок. Они
бесцветны и
прозрачны,
как стекло
Если сложить
в кучу много
кристаллов, то
соль
приобретает
белый цвет
Соль
жизненно
необходима
человеку,
является
очень ценным
продуктом
Соль может
принести
пользу, может
принести вред
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель:
продолжать
углублять и
расширять
представления
детей о свойствах
соли, ее
использовании в
быту
Цель:
продолжать
углублять и
расширять
представления
детей о свойствах
соли, ее влиянии на
живые организмы
Цель:
продолжать
углублять и
расширять
представления
детей о свойствах
соли, ее
использовании при
заготовках
продуктов
Проведение
эксперимента: «Соль
как моющее средство»
Проведение
эксперимента:
«Влияние соли на
рост растений
(лука)»
Проведение
эксперимента:
«Влияние соли на
хранение продуктов
(огурца)»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ТЕМА:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СОЛЬ БАЛАХОНСКАЯ»
Воспитатель МБДОУ № 14 г.Балахна
Ирина Геннадьевна Севастьянова