Напоминание

«Преподавание технологии в рамках реализации ФГОС»


Автор: Глушкова Лариса Сергеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: Советск, Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: «Преподавание технологии в рамках реализации ФГОС»
Дата публикации: 02.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

«Преподавание

технологии

в

рамках

реализации ФГОС»

Докладчик: учитель

технологии Глушкова Л.С.

2021

Преподавание

технологии

в

рамках

реализации

ФГОС

Введение ФГОС общего образования– новый шаг в образовании.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-

деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося.

Система

образования

отказывается

от

традиционного

представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,

формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности,

которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Концептуальная идея нового стандарта содержания по предмету

«Технология»

состоит

в

развитии

функциональной

технологической

грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам

созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность

выражается

в

способности

учащихся

выполнять

работы

по

распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро

осваивать

различные

технологические

средства

и

адаптироваться

к

различным видам деятельности. Содержание стандарта ориентировано на

подготовку обучающихся к осознанному выбору профессиональной карьеры

в

условиях

рыночной

экономики.

Основным

предназначением

образовательной области «Технология» в системе общего образования

является формирование технологического мировоззрения и технологической

культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств

обучающегося.

Кроме

того,

"Технология"—

основная

практико-

ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая

с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени

способствующая

нравственно-трудовому

становлению

и

воспитанию

подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у

учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие

перед людьми постиндустриального социума.

В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий,

осуществляется профориентация обучающихся на работу в различных

сферах

общественного

производства.

Тем

самым

немаловажной

особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от

общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к.

требования

новых

стандартов

состоят

в

переходе

от

традиционных

технологий

к

технологиям

развивающего

обучения,

которые

носят

личностно-ориентированнный

характер,

вариативны,

повышают

ответственность обучающихся за результаты обучения.

В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией

является

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД)

на

предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и

технологии.

УУД

представлены

следующими

видами:

личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предмет «Технология» может стать опорным предметом для

формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в

развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках

достаточно наглядны и понятны.

Учитель должен уметь варьировать содержание программы в

зависимости от реальной материально - технической базы по предмету,

учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и

анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить

эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания

технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения по

предмету

«Технология»,

следует

использовать

современные

подходы,

формирующие УУД, такие как:

1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще

предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь

(коррекция,

обратная

ориентация);

учет

психолого-возрастных

и

индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим

особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в

которой

главное

место

отводится

активной

и

разносторонней,

в

максимальной

степени

самостоятельной,

познавательной

деятельности

обучающегося.

Компетентностно-ориентированный

подход

к

обучению

предполагает

формирование

разнообразных

надпредметных

знаний

и

умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях,

решать жизненные проблемы.

Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух

составляющих: психологическая и физическая. В отличие от других

предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей –

умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев

говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга

деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к

ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только

через собственную деятельность каждый познает мир.

Предмет

«Технология»

это

часть

системы

непрерывного

креативного образования, целью которой является формирование ведущих

черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта,

самодисциплины,

самореализации,

стремления

к

саморазвитию.

Для

достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса

обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали

бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм

организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные, меж

предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок - деловая игра;

урок-соревнование,

урок-аукцион,

урок-экскурсия,

урок-семинар,

урок-

консультация

т.д.

Данные

формы

учебных

занятий,

имеющие

нетрадиционную

(неустановленную)

структуру,

содержание

и

формы,

вызывают

интерес

учеников,

развитие

их

творческого

потенциала,

способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны:

максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности,

использование

проблемного

обучения,

осуществление

межпредметных

связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на

решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на

повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально

отбирать

содержание

материала

к

урокам,

чтобы

активизировать

познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов

обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ,

творческих и исследовательских заданий.

Процесс

обучения

предмету

«Технология»

целесообразно

основывать на следующих принципах:

1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность

ребенка).

2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения

учащихся).

3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях

учебный

материал

должен

быть

необходим

для

решения

задач

последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете

следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности

учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и

опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его

психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения

предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

-

социальных

(ориентация

педагога

на

социальный

заказ

и

подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями

эффективной

реализации

преподавания

технологии

являются:

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое

определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта

деятельности;

-сочетание

коллективных,

фронтальных,

групповых,

индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология»

должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с

требованиями нормативной и учебно-методической документации);

-

функциональность

(процесс

обучения

должен

выполнять

требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен,

проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также

осуществление мер по улучшению организации процесса);

-

эффективность

(организация

процесса

обучения

должна

способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми

свойствами) .

У каждого предмета есть свои особенности в организации

преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии

строится,

прежде

всего,

на

учебно-практической

деятельности.

Для

реализации ФГОС по предмету технология нет необходимости в коренных

изменениях

образовательного

процесса,

поэтому

первым

шагом

в

методическом решении данной проблемы является поэтапное введение

основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое

образование

по

своей

сущности

действительно

ориентировано

на

компетентностный

подход,

так

как

предполагает

формирование

разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в

конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно

на это ориентирован стандарт второго поколения.

В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится

задача привнести в практику педагогической деятельности существенные

изменения.

При

введении

ФГОС

появилась

возможность

учителю

технологии познакомить с разделами предмета и развить УУД через

внеурочную деятельность учащихся. Программы внеурочной деятельности

разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Резьба по дереву»,

«Русская изба», «Робототехника», и др. Работая по программам внеурочной

деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия,

которые помогают при преемственности обучения начального и среднего

звена. Современному учителю важно научиться создавать учебные ситуации

как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь

переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может

развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная

деятельность

должна

строиться

на

основе

системно-деятельностного

подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и

новшеством

образовательных

стандартов

второго

поколения

является

технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная

форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологическая карта позволит педагогу увидеть:

-что

он

осуществляет

педагогические

действия,

входящие

в

целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых

предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

-что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь

и не нарушают логику целостности деятельности;

-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав

цепи операций, входящих в данное действие.

Изучение

технологии

обеспечивает

достижение

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов.

Оценить

полученные

достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как:

компетентностно-ориентированные

задания

и

компетентностно-

ориентированные тесты .

компетентностно-ориентированные задания - оценивает развитие

коммуникативных и информационных умений на основе предметного

содержания.

компетентностно-ориентированные

тесты

-

оценивает

развитие

коммуникативных и информационных умений на основе предметного

содержания и диагностики успешности.

Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в

современной школе. Более того, в старшем звене его просто больше не

существует

или,

в

лучшем

случае,

он

заменен

информационными

технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с

введением

новых

стандартов,

современных

приоритетов

социального

развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от

типа

экономики

труд

был,

есть

и

будет

главным

условием

жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и

самовыражения

его

как

личности.

Поэтому

предмет

«Технология»

необходим в общеобразовательной школе.



В раздел образования