Автор: Глушкова Лариса Сергеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: Советск, Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: «Преподавание технологии в рамках реализации ФГОС»
Дата публикации: 02.10.2024
Раздел: среднее образование
Тема
«Преподавание
технологии
в
рамках
реализации ФГОС»
Докладчик: учитель
технологии Глушкова Л.С.
2021
Преподавание
технологии
в
рамках
реализации
ФГОС
Введение ФГОС общего образования– новый шаг в образовании.
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося.
Система
образования
отказывается
от
традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,
формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Концептуальная идея нового стандарта содержания по предмету
«Технология»
состоит
в
развитии
функциональной
технологической
грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам
созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность
выражается
в
способности
учащихся
выполнять
работы
по
распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро
осваивать
различные
технологические
средства
и
адаптироваться
к
различным видам деятельности. Содержание стандарта ориентировано на
подготовку обучающихся к осознанному выбору профессиональной карьеры
в
условиях
рыночной
экономики.
Основным
предназначением
образовательной области «Технология» в системе общего образования
является формирование технологического мировоззрения и технологической
культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств
обучающегося.
Кроме
того,
"Технология"—
основная
практико-
ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая
с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени
способствующая
нравственно-трудовому
становлению
и
воспитанию
подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у
учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие
перед людьми постиндустриального социума.
В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий,
осуществляется профориентация обучающихся на работу в различных
сферах
общественного
производства.
Тем
самым
немаловажной
особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к.
требования
новых
стандартов
состоят
в
переходе
от
традиционных
технологий
к
технологиям
развивающего
обучения,
которые
носят
личностно-ориентированнный
характер,
вариативны,
повышают
ответственность обучающихся за результаты обучения.
В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией
является
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД)
на
предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и
технологии.
УУД
представлены
следующими
видами:
личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Предмет «Технология» может стать опорным предметом для
формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в
развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках
достаточно наглядны и понятны.
Учитель должен уметь варьировать содержание программы в
зависимости от реальной материально - технической базы по предмету,
учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и
анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить
эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания
технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения по
предмету
«Технология»,
следует
использовать
современные
подходы,
формирующие УУД, такие как:
1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)
2. Метапредметный (интегрированный)
3. Компетентностно-ориентированный
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще
предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь
(коррекция,
обратная
ориентация);
учет
психолого-возрастных
и
индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим
особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в
которой
главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной,
познавательной
деятельности
обучающегося.
Компетентностно-ориентированный
подход
к
обучению
предполагает
формирование
разнообразных
надпредметных
знаний
и
умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях,
решать жизненные проблемы.
Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух
составляющих: психологическая и физическая. В отличие от других
предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей –
умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев
говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга
деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к
ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только
через собственную деятельность каждый познает мир.
Предмет
«Технология»
–
это
часть
системы
непрерывного
креативного образования, целью которой является формирование ведущих
черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта,
самодисциплины,
самореализации,
стремления
к
саморазвитию.
Для
достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса
обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали
бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм
организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные, меж
предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок - деловая игра;
урок-соревнование,
урок-аукцион,
урок-экскурсия,
урок-семинар,
урок-
консультация
т.д.
Данные
формы
учебных
занятий,
имеющие
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру,
содержание
и
формы,
вызывают
интерес
учеников,
развитие
их
творческого
потенциала,
способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны:
максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности,
использование
проблемного
обучения,
осуществление
межпредметных
связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на
решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на
повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально
отбирать
содержание
материала
к
урокам,
чтобы
активизировать
познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов
обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ,
творческих и исследовательских заданий.
Процесс
обучения
предмету
«Технология»
целесообразно
основывать на следующих принципах:
1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность
ребенка).
2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения
учащихся).
3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях
учебный
материал
должен
быть
необходим
для
решения
задач
последовательного развития учащихся).
Эффективность преподавания технологии возрастает при учете
следующих факторов:
- психологических (ориентация педагога на развитие личности
учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и
опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его
психолого-возрастных особенностей);
- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения
предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);
-
социальных
(ориентация
педагога
на
социальный
заказ
и
подготовку к правильному выбору профессии).
Условиями
эффективной
реализации
преподавания
технологии
являются:
- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое
определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта
деятельности;
-сочетание
коллективных,
фронтальных,
групповых,
индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология»
должна удовлетворять следующим требованиям:
- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с
требованиями нормативной и учебно-методической документации);
-
функциональность
(процесс
обучения
должен
выполнять
требуемые функции);
- действенность (процесс обучения должен быть технологичен,
проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также
осуществление мер по улучшению организации процесса);
-
эффективность
(организация
процесса
обучения
должна
способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми
свойствами) .
У каждого предмета есть свои особенности в организации
преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии
строится,
прежде
всего,
на
учебно-практической
деятельности.
Для
реализации ФГОС по предмету технология нет необходимости в коренных
изменениях
образовательного
процесса,
поэтому
первым
шагом
в
методическом решении данной проблемы является поэтапное введение
основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое
образование
по
своей
сущности
действительно
ориентировано
на
компетентностный
подход,
так
как
предполагает
формирование
разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в
конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно
на это ориентирован стандарт второго поколения.
В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится
задача привнести в практику педагогической деятельности существенные
изменения.
При
введении
ФГОС
появилась
возможность
учителю
технологии познакомить с разделами предмета и развить УУД через
внеурочную деятельность учащихся. Программы внеурочной деятельности
разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Резьба по дереву»,
«Русская изба», «Робототехника», и др. Работая по программам внеурочной
деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия,
которые помогают при преемственности обучения начального и среднего
звена. Современному учителю важно научиться создавать учебные ситуации
как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь
переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная
деятельность
должна
строиться
на
основе
системно-деятельностного
подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и
новшеством
образовательных
стандартов
второго
поколения
является
технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная
форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта позволит педагогу увидеть:
-что
он
осуществляет
педагогические
действия,
входящие
в
целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых
предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
-что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь
и не нарушают логику целостности деятельности;
-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав
цепи операций, входящих в данное действие.
Изучение
технологии
обеспечивает
достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Оценить
полученные
достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как:
компетентностно-ориентированные
задания
и
компетентностно-
ориентированные тесты .
компетентностно-ориентированные задания - оценивает развитие
коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания.
компетентностно-ориентированные
тесты
-
оценивает
развитие
коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания и диагностики успешности.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в
современной школе. Более того, в старшем звене его просто больше не
существует
или,
в
лучшем
случае,
он
заменен
информационными
технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с
введением
новых
стандартов,
современных
приоритетов
социального
развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от
типа
экономики
труд
был,
есть
и
будет
главным
условием
жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и
самовыражения
его
как
личности.
Поэтому
предмет
«Технология»
необходим в общеобразовательной школе.