Автор: Шемарулина Оксана Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 5"
Населённый пункт: город Саров Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задания на формирование предметных и метапредметных результатов на уроке географии по теме «Реки». 6 класс.
Дата публикации: 01.12.2024
Раздел: среднее образование
Задания на формирование предметных и метапредметных результатов на уроке географии по теме «Реки». 6 класс.
Шемарулина Оксана Валерьевна
учитель географии
МБОУ «Школы № 5»
г. Саров
- Предметных результатов в рамках темы выбранного урока;
- Метапредметных результатов (например, Умение анализировать текст; находить и извлекать географическую информацию из
текста, дополнять информацию в научном тексте; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности)
Тема урока_____РЕКИ 6 класс________________________________________________________________
Цель урока ____Сформировать целостное представление о реках и их роли в жизни
человека._________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Планируемые результаты:
Предметные: знание и объяснение понятий: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел, режим, половодье;
умение находить и показывать реки на карте мира, России, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.
Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Метапредметные: умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; навыки самоконтроля и самопроверки полученных
знаний, анализ качества усвоенного материала.
Этап урока: операционно – исполнительский.
Предметные
результаты/
Метапредметные
результаты
Формируемые
метапредметные
результаты
Тема «РЕКИ» 6 класс
Задания
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Получение знаний о
методах изучения рек,
видах режима и
источниках питания рек
Картографическая грамотность
Определите названия рек по их описанию.
1. Эта река протекает в европейской части России, одна из крупнейших на Земле и самая большая по водности,
площади бассейна и длине в Европе. Река впадает в Каспийское море. На ее берегах расположены города:
Нижний Новгород, Саратов, Самара, Астрахань. (Волга)
2. Это крупнейшая река самого маленького по площади материка. Длина реки — 2508 км.
Берёт начало на Большом Водораздельном хребте. Главный приток –Дарлинг, воды которого часто пересыхают.
(Муррей)
3. Эта крупнейшая река расположена на материке, южнее которого Фернан Магеллан открыл пролив и нашел
выход из Атлантического океана в Тихий. Река очень полноводна. Образуется слиянием рек Мараньон и
Укаяли. Протекает чуть южнее экватора. (Амазонка)
Умение работать с разными источниками географической информации: (умение применять таблицы,
схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)
Выявить причины сходства и различия горных и равнинных рек. (Ответы занести в таблицу, используя п.35
стр.116 учебник 5-6 кл. изд.»Полярная звезда»).
Характер течения
Долины
Название реки (пример)
Горные реки
бурное
быстрое
узкие и
глубокие
Равнинные реки
спокойно
е
медленное
широкие
долины
Заполните схему, подпишите части реки.
Умение объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.
По каким «правилам» течет река? Есть ли у реки режим? Что изменилось бы, если режим реки был бы
нарушен?
.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.
Задание «Верные – неверные утверждения»
Приём прогнозирования поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько
утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт
или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а
элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к
этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
1. Волга – не относится ни к одному океану.
2. Все реки текут с севера на юг.
3. Только у равнинных рек есть исток и устье.
4. Половодье – продолжительный подъем уровня воды из-за таяния снегов или сильных дождей.
5. Самый высокий водопад мира – Анхель.
Проблемный вопрос: «Могут ли на равнинных реках быть пороги? Как пороги влияют на судоходство?».
Учащиеся, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу о значении рек.
Визитная карточка. Подготовка сообщений на тему «Реки вашей местности. Почему река «заболела»?».
Личное отношение к охране водных ресурсов.
Выбор ценностных ориентиров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
УУД
1.Познавательные
УУД
Работа с информацией
Овладение навыками
самостоятельного
поиска и применения
получаемых знаний,
умением организации
своей деятельности
Задание:
«Вставьте в текст пропущенные слова» (Базовый уровень)
- ……… – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
- Большинство рек России впадает в……………… океан.
-Амазонка …………. в течение всего года.
Прочитайте текст и заполните таблицу (Повышенный уровень)
Вилюй — река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина
Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены — Алдана на 377 км. Вилюй
берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над
уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена
Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки
представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная
высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней
мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом,
поэтому половодье приходится на конец мая — июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России,
смешанное с преобладанием снегового.
Исток
Вилюйское плато
Устье
Река Лена
Высота истока, м
520
Высота устья, м
54
Длина, км
2650
Тип реки по характеру течения
Равнинная
Тип питания
Смешанное с преобладанием снегового
Режим реки
Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье
1.Познавательные
УУД
Базовые логические
Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в
окружающем мире с помощью карт атласа.
Описание задания: учащимся предлагаются задания на карточках с учетом индивидуальных способностей.
Задания: Вариант-1 (базовый уровень)
1. Найдите на карте: водопад Виктория, водопад Анхель, водопад Ниагарский, водопад Кивач (Обозначить на
контурной карте названные географические объекты).
2. На каких материках находятся эти географические объекты?
3. В каком направлении от г. Москва находится водопад Виктория?
Вариант – 2 (повышенный уровень)
1.Какую реку называют дочь Байкала? Предположи почему?
2. Как человек использует реки в хозяйственной деятельности?
1.Познавательные
УУД
Базовые
исследовательские
сравнение и
классификации
изучаемых объектов и
процессов,
самостоятельный поиск
информации
Учитель предлагает учащимся составить по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по пройденной теме, например, в
конце урока по теме «Реки»
«Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Какая ?, Что ? Где?
Объясните, почему...?
Будет ли ...? Может быть ... ? Как называется?
В чем различие между….?
Как ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли?
Предположите, что будет если…?
«Креативные вопросы»
Как разовьется…? (вопрос, ориентированный на будущее).
Что правильно, а что нет…? (оценочный вопрос).
Что было бы, если бы…. (воображаемый вопрос).
Что я чувствую, что я знаю… (субъективный вопрос).
Почему, что, как, что делает….? (Казуальный вопрос).
Кто, как, что, где, когда? (Описательный вопрос).
2. Коммуникативные
УУД Общение.
приобретение опыта
совместной работы в
В ходе изучения темы обучающиеся взаимодействуют между собой, в группах (игровые приемы, обобщение,
исследование, создание проектов и др.)
группе, умение
согласовывать свои
действия, слушать
мнениях других,
приходить к общему
решению поставленных
задач
2. Коммуникативные
УУД
Совместная
деятельность
(сотрудничество)
Групповая работа
.
Проводится при делении класса на малые группы 4–6 человек. Этот вид работы можно
использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.. Этап проверки знаний.
Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:
О чем идет речь? Объясните их образование и приведите примеры.
1-я группа: межень.
2-я группа: паводок.
3-я группа: половодье.
Объясни тему родителям- показываем реки по картам атласа своим родителям
3. Регулятивные УУД.
Самоорганизация.
Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания и умения
Описание задания: обучающиеся получают карточки с заданием, планируют и оценивают результат своей
деятельности с помощью учителя.
Материал: карточки с заданием, атлас, контурные карты, карандаш. Инструкция. На контурной карте
обозначить 10 крупных рек мира.
3. Регулятивные УУД.
Самоконтроль.
постановка цели,
планирование
деятельности, контроль
и оценка своих
действий для
При устном опросе учитель дает возможность ученикам оценить ответ одноклассников (вопрос по п.35 -
«водораздел», «бассейн») Самоконтроль и оценка своей деятельности.
«Найди ошибку»
Формирование умения оценивать правильность выполнения задания; вносить необходимые коррективы после
завершения задания на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Описание задания: Класс
делится на пары. Каждая пара получает карточку с необходимым текстом. Необходимо найти ошибки в тексте.
Инструкция:
1.
Внимательно прочитайте текст.
2.
Вспомните особенности горных и равнинных рек.
достижения результата,
проведение анализа и
сопоставление
полученных знаний с
формулировкой
выводов, своих
суждений
3.
Каждый выскажите свою точку зрения.
4.
Приступайте к выполнению задания.
5.
Проверка выполнения учащимися-консультантами.
6.
Работаем над ошибками.
7.
Самооценка своей деятельности.
Текст.
В Африке протекает самая длинная река мира Амазонка. По характеру течения - это бурная горная река. Она
пополняет свои воды, благодаря сильным и частым дождям, так как расположена в экваториальном поясе.
Амазонка впадает в Индийский океан. Притоки Амазонки: Миссисипи, Нигер, Укаяли, Обь, Риу-Негру,
Мадейра. В водоеме обитают хищные пираньи, речные дельфины, растет Виктория-регия.