Напоминание

Задания на формирование предметных и метапредметных результатов на уроке географии по теме «Реки». 6 класс.


Автор: Шемарулина Оксана Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 5"
Населённый пункт: город Саров Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задания на формирование предметных и метапредметных результатов на уроке географии по теме «Реки». 6 класс.
Дата публикации: 01.12.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Задания на формирование предметных и метапредметных результатов на уроке географии по теме «Реки». 6 класс.

Шемарулина Оксана Валерьевна

учитель географии

МБОУ «Школы № 5»

г. Саров

- Предметных результатов в рамках темы выбранного урока;

- Метапредметных результатов (например, Умение анализировать текст; находить и извлекать географическую информацию из

текста, дополнять информацию в научном тексте; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности)

Тема урока_____РЕКИ 6 класс________________________________________________________________

Цель урока ____Сформировать целостное представление о реках и их роли в жизни

человека._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Предметные: знание и объяснение понятий: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел, режим, половодье;

умение находить и показывать реки на карте мира, России, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные: умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; навыки самоконтроля и самопроверки полученных

знаний, анализ качества усвоенного материала.

Этап урока: операционно – исполнительский.

Предметные

результаты/

Метапредметные

результаты

Формируемые

метапредметные

результаты

Тема «РЕКИ» 6 класс

Задания

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Получение знаний о

методах изучения рек,

видах режима и

источниках питания рек

Картографическая грамотность

Определите названия рек по их описанию.

1. Эта река протекает в европейской части России, одна из крупнейших на Земле и самая большая по водности,

площади бассейна и длине в Европе. Река впадает в Каспийское море. На ее берегах расположены города:

Нижний Новгород, Саратов, Самара, Астрахань. (Волга)

2. Это крупнейшая река самого маленького по площади материка. Длина реки — 2508 км.

Берёт начало на Большом Водораздельном хребте. Главный приток –Дарлинг, воды которого часто пересыхают.

(Муррей)

3. Эта крупнейшая река расположена на материке, южнее которого Фернан Магеллан открыл пролив и нашел

выход из Атлантического океана в Тихий. Река очень полноводна. Образуется слиянием рек Мараньон и

Укаяли. Протекает чуть южнее экватора. (Амазонка)

Умение работать с разными источниками географической информации: (умение применять таблицы,

схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)

Выявить причины сходства и различия горных и равнинных рек. (Ответы занести в таблицу, используя п.35

стр.116 учебник 5-6 кл. изд.»Полярная звезда»).

Характер течения

Долины

Название реки (пример)

Горные реки

бурное

быстрое

узкие и

глубокие

Равнинные реки

спокойно

е

медленное

широкие

долины

Заполните схему, подпишите части реки.

Умение объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.

По каким «правилам» течет река? Есть ли у реки режим? Что изменилось бы, если режим реки был бы

нарушен?

.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

Задание «Верные – неверные утверждения»

Приём прогнозирования поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько

утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт

или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а

элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к

этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

1. Волга – не относится ни к одному океану.

2. Все реки текут с севера на юг.

3. Только у равнинных рек есть исток и устье.

4. Половодье – продолжительный подъем уровня воды из-за таяния снегов или сильных дождей.

5. Самый высокий водопад мира – Анхель.

Проблемный вопрос: «Могут ли на равнинных реках быть пороги? Как пороги влияют на судоходство?».

Учащиеся, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу о значении рек.

Визитная карточка. Подготовка сообщений на тему «Реки вашей местности. Почему река «заболела»?».

Личное отношение к охране водных ресурсов.

Выбор ценностных ориентиров.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

УУД

1.Познавательные

УУД

Работа с информацией

Овладение навыками

самостоятельного

поиска и применения

получаемых знаний,

умением организации

своей деятельности

Задание:

«Вставьте в текст пропущенные слова» (Базовый уровень)

- ……… – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.

- Большинство рек России впадает в……………… океан.

-Амазонка …………. в течение всего года.

Прочитайте текст и заполните таблицу (Повышенный уровень)

Вилюй  — река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина

Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены  — Алдана на 377 км. Вилюй

берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над

уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена

Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки

представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная

высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней

мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом,

поэтому половодье приходится на конец мая  — июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России,

смешанное с преобладанием снегового.

Исток                            

Вилюйское плато

Устье

Река Лена

Высота истока, м

520

Высота устья, м

54

Длина, км

2650

Тип реки по характеру течения

Равнинная

Тип питания

Смешанное с преобладанием снегового

Режим реки

Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье

1.Познавательные

УУД

Базовые логические

Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в

окружающем мире с помощью карт атласа.

Описание задания: учащимся предлагаются задания на карточках с учетом индивидуальных способностей.

Задания: Вариант-1 (базовый уровень)

1. Найдите на карте: водопад Виктория, водопад Анхель, водопад Ниагарский, водопад Кивач (Обозначить на

контурной карте названные географические объекты).

2. На каких материках находятся эти географические объекты?

3. В каком направлении от г. Москва находится водопад Виктория?

Вариант – 2 (повышенный уровень)

1.Какую реку называют дочь Байкала? Предположи почему?

2. Как человек использует реки в хозяйственной деятельности?

1.Познавательные

УУД

Базовые

исследовательские

сравнение и

классификации

изучаемых объектов и

процессов,

самостоятельный поиск

информации

Учитель предлагает учащимся составить по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по пройденной теме, например, в

конце урока по теме «Реки»

«Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какая ?, Что ? Где?

Объясните, почему...?

Будет ли ...? Может быть ... ? Как называется?

В чем различие между….?

Как ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли?

Предположите, что будет если…?

«Креативные вопросы»

Как разовьется…? (вопрос, ориентированный на будущее).

Что правильно, а что нет…? (оценочный вопрос).

Что было бы, если бы…. (воображаемый вопрос).

Что я чувствую, что я знаю… (субъективный вопрос).

Почему, что, как, что делает….? (Казуальный вопрос).

Кто, как, что, где, когда? (Описательный вопрос).

2. Коммуникативные

УУД Общение.

приобретение опыта

совместной работы в

В ходе изучения темы обучающиеся взаимодействуют между собой, в группах (игровые приемы, обобщение,

исследование, создание проектов и др.)

группе, умение

согласовывать свои

действия, слушать

мнениях других,

приходить к общему

решению поставленных

задач

2. Коммуникативные

УУД

Совместная

деятельность

(сотрудничество)

Групповая работа

.

Проводится при делении класса на малые группы 4–6 человек. Этот вид работы можно

использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.. Этап проверки знаний.

Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:

О чем идет речь? Объясните их образование и приведите примеры.

1-я группа: межень.

2-я группа: паводок.

3-я группа: половодье.

Объясни тему родителям- показываем реки по картам атласа своим родителям

3. Регулятивные УУД.

Самоорганизация.

Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания и умения

Описание задания: обучающиеся получают карточки с заданием, планируют и оценивают результат своей

деятельности с помощью учителя.

Материал: карточки с заданием, атлас, контурные карты, карандаш. Инструкция. На контурной карте

обозначить 10 крупных рек мира.

3. Регулятивные УУД.

Самоконтроль.

постановка цели,

планирование

деятельности, контроль

и оценка своих

действий для

При устном опросе учитель дает возможность ученикам оценить ответ одноклассников (вопрос по п.35 -

«водораздел», «бассейн») Самоконтроль и оценка своей деятельности.

«Найди ошибку»

Формирование умения оценивать правильность выполнения задания; вносить необходимые коррективы после

завершения задания на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Описание задания: Класс

делится на пары. Каждая пара получает карточку с необходимым текстом. Необходимо найти ошибки в тексте.

Инструкция:

1.

Внимательно прочитайте текст.

2.

Вспомните особенности горных и равнинных рек.

достижения результата,

проведение анализа и

сопоставление

полученных знаний с

формулировкой

выводов, своих

суждений

3.

Каждый выскажите свою точку зрения.

4.

Приступайте к выполнению задания.

5.

Проверка выполнения учащимися-консультантами.

6.

Работаем над ошибками.

7.

Самооценка своей деятельности.

Текст.

В Африке протекает самая длинная река мира Амазонка. По характеру течения - это бурная горная река. Она

пополняет свои воды, благодаря сильным и частым дождям, так как расположена в экваториальном поясе.

Амазонка впадает в Индийский океан. Притоки Амазонки: Миссисипи, Нигер, Укаяли, Обь, Риу-Негру,

Мадейра. В водоеме обитают хищные пираньи, речные дельфины, растет Виктория-регия.



В раздел образования