Напоминание

ОРИГАМЕТРИЯ - оригами как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Котыхова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 303
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ОРИГАМЕТРИЯ - оригами как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Дата публикации: 01.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРИГАМЕТРИЯ -

ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Котыхова Лариса Александровна

воспитатель;

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска "Детский сад № 303,

РФ, город Новосибирск

Оригами – один из видов формирования элементарных математических

представлений.

Занятия с бумагой - это довольно трудоемкий процесс и требует

усидчивости и концентрации, но если мы говорим о детях дошкольного

возраста (5-7 лет), то определяющей ведущей деятельностью является

сюжетно - ролевая игра и понятно, что требовать полной концентрации на

одной деятельности, практически невозможно. Но как отмечает психолог А.

Н. Леонтьев, «обучение в более тесном значении этого слова, впервые

появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е.

именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок

начинает учиться, играя». [3, 285].

О работе с бумагой в игре говорит и Т. К. Тарабарина: «Оригами

способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски

животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке,

становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.

д.» [5, 7].

Так, незаметно для себя, в игровой форме выполнения работы, ребенок

приобретает не только когнитивные навыки, развивая память, мышление,

речь и пр., но и эмоциональные.

«Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями

(угол, вершина, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно

происходит обогащение словаря. Создавая бумажные модели, ребенок

знакомится с различными геометрическими фигурами: треугольником,

квадратом, прямоугольником и т. д. (иногда на это стоит специально

обратить его внимание), закрепляет сведения об их строении (стороны, углы,

вершины и т. д.), узнает признаки их сходства и различия;

учится легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить

целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнает многое

другое, что относится к математике» [1, 72].

Кроме всего, развивая мелкую моторику, ребенок развивает память,

речь, концентрирует внимание и, работая индивидуально с бумагой, он еще и

эмоционально

удовлетворяет

свою

потребность

в

самостоятельности,

показывая свою «взрослость» в достижении определенных результатов.

К детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности

с нарушением зрения необходим особый подход в осуществлении данного

вида деятельности.

«У многих детей с нарушениями зрения наблюдается недостаточность

использования осязания для ориентации в окружающей действительности, а

кроме того, из-за недостаточности развития мелкой моторики страдает

формирование предметно-практической деятельности.

Вместе с тем у детей с нарушениями зрения использование осязания и

мелкой

моторики

выступает

как

средство

компенсации

зрительной

недостаточности» [2 ,85].

Таким образом, занятия оригами в большей степени необходимо с детьми с

ОВЗ. Развитие мелкой моторики дает закрепление навыков определения

предметов в пространстве и как следствие формирование элементарных

математических представлений.

Для детей с нарушение зрения и ОВЗ этот вид искусства благоприятно

воздействует

на

развитие

внимания

и

формирования памяти:

дети

запоминают термины, приемы складывания, воспроизводят сохранённые в

памяти знания и умения, выступает как дополнительный метод развития

зрительных функций, зрительного восприятия, внимания, памяти, а также

развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза

зрительных образов. Не мало важно дети учатся работать по схемам и

чертежам, приобретают специальные технические навыки.

Работая

с

бумагой

в

стиле

«оригами»,

дети

выполняют

последовательно

точно

определённые

действия

такие

как:

точность

выполнения инструкции, определение линии сгиба, края листа, параллельные

линии, перпендикулярные – все эти параметры тесно связаны с математикой.

И мы привыкли считать, что оригами как способ изготовления украшений

или подарка, то есть – это игра, с помощью которой создаются разные

фигуры. Но не предаём значения тому, что оригами древнее искусство

складывания фигуры из бумаги даже самых простых формы – это решение

простейших

геометрических

задач

на

построение

тесно

связана

с

математикой, с разделом геометрия. И называется она – оригаметрия.

Мы взяли это направление для развития логического и пространственного

мышления, сообразительности, активизируя мыслительные процессы.

Рекомендации по использованию оригаметрии - оригами в работе с детьми

старшего дошкольного возраста с нарушением зрения:

- в работе использовать офисную бумагу для принтера, но ещё лучше

использовать специальную бумагу для оригами так как она хорошо

держит складки, выберите нужный размер листа для формы оригами

(квадрат);

- ножницы с закруглёнными концами;

- давать возможность выбирать цвета;

- начинать складывание оригами с круга (детям легче сложить круг

потому что нет острых углов);

- на бумаге использовать ориентиры в виде точек;

- посадка и освещение важны;

- лёгкая зрительная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика, потешки;

- незабываем о физ. минутки;

- начинать знакомство оригами с базовых форм и легких фигурок

(треугольник, книга, дверь, воздушный змей, домик, блин, двойной

квадрат, двойной треугольник);

- показ изготовления проводится только на столе;

- обучение складывания поэтапное;

- совмещение углов и сторон должно быть точным;

- линии сгиба тщательно проглаживаем, иначе не получится нужная

форма;

- длительность совместной деятельности не более 30 мин.;

- не скупиться на похвалу;

- поддерживайте ребёнка, будьте вместе с ним, совместное творчество

надолго останется в памяти, запомнится.

Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к

сложному, от известного к неизвестному.

«В условиях образовательной среды с применением технологии

геометрического моделирования оригами мы относим особые развивающие

условия, диктуемые сконструированной педагогом средой.

1. Усиление вклада математики как структурообразующего средства в

образовательный

процесс,

который

выражается

в

повышении

«меры

порядка» в ходе преобразования геометрических форм:

• в совершении математических преобразований на основе применения

необходимой математической терминологии (например, сторона квадрата,

диагональ, основание треугольника и т. п.);

• в развитии ориентировки в пространстве геометрических форм

(например, «выделите срединную линию фигуры»)» [4, 233].

Таким образом, занятия оригаметрией через оригами у детей старшего

дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ (нарушение зрения) формирует ряд

навыков: начиная от развития речи, памяти, логики до формирования

элементарных математических представлений. У детей совершенствуется

мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие

глазомера. Формируется умение пользоваться схемами, читать графические

задания.

Работа с бумагой должна проходить в игровой форме, т.к. ведущая

роль в этом возрасте - это игровая деятельность. Занятия в игровой форме

формируют и закрепляют навыки, которые были определены в реализации

данного вида деятельности.

Список литературы:

1.

Абдулова

В.

В.

Развитие

мелкой

моторики

детей

старшего

дошкольного возраста средствами оригами в условиях реализации ФГОС

до // Новые технологии в образовании: Материалы XXVII Международной

научно-практической конференции. 2017. – С. 68-72.

2.

Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого-

педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в

условиях инклюзивного образования. учебно-методич. пособие Челябинск:

Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.

3.

Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия /

Издательство: Эксмо 2016 SBN: 978-5-699-39743-3.

4.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах.

Т.1. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

5.

Соколова Г.А.

Геометрическое моделирование оригами в средовом

подходе к самоорганизации в периоде детства // Вестник Кемеровского

государственного университета. – 2021. – Т.5. № 3 -– С. 229 - 237.

6.

Тарабарина Т. К. Оригами и развитие ребенка. — Ярославль, 1996. —

210 с.



В раздел образования