Автор: Котыхова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 303
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ОРИГАМЕТРИЯ - оригами как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Дата публикации: 01.11.2025
Раздел: дошкольное образование
ОРИГАМЕТРИЯ -
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Котыхова Лариса Александровна
воспитатель;
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска "Детский сад № 303,
РФ, город Новосибирск
Оригами – один из видов формирования элементарных математических
представлений.
Занятия с бумагой - это довольно трудоемкий процесс и требует
усидчивости и концентрации, но если мы говорим о детях дошкольного
возраста (5-7 лет), то определяющей ведущей деятельностью является
сюжетно - ролевая игра и понятно, что требовать полной концентрации на
одной деятельности, практически невозможно. Но как отмечает психолог А.
Н. Леонтьев, «обучение в более тесном значении этого слова, впервые
появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е.
именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок
начинает учиться, играя». [3, 285].
О работе с бумагой в игре говорит и Т. К. Тарабарина: «Оригами
способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски
животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке,
становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.
д.» [5, 7].
Так, незаметно для себя, в игровой форме выполнения работы, ребенок
приобретает не только когнитивные навыки, развивая память, мышление,
речь и пр., но и эмоциональные.
«Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями
(угол, вершина, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно
происходит обогащение словаря. Создавая бумажные модели, ребенок
знакомится с различными геометрическими фигурами: треугольником,
квадратом, прямоугольником и т. д. (иногда на это стоит специально
обратить его внимание), закрепляет сведения об их строении (стороны, углы,
вершины и т. д.), узнает признаки их сходства и различия;
учится легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить
целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнает многое
другое, что относится к математике» [1, 72].
Кроме всего, развивая мелкую моторику, ребенок развивает память,
речь, концентрирует внимание и, работая индивидуально с бумагой, он еще и
эмоционально
удовлетворяет
свою
потребность
в
самостоятельности,
показывая свою «взрослость» в достижении определенных результатов.
К детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности
с нарушением зрения необходим особый подход в осуществлении данного
вида деятельности.
«У многих детей с нарушениями зрения наблюдается недостаточность
использования осязания для ориентации в окружающей действительности, а
кроме того, из-за недостаточности развития мелкой моторики страдает
формирование предметно-практической деятельности.
Вместе с тем у детей с нарушениями зрения использование осязания и
мелкой
моторики
выступает
как
средство
компенсации
зрительной
недостаточности» [2 ,85].
Таким образом, занятия оригами в большей степени необходимо с детьми с
ОВЗ. Развитие мелкой моторики дает закрепление навыков определения
предметов в пространстве и как следствие формирование элементарных
математических представлений.
Для детей с нарушение зрения и ОВЗ этот вид искусства благоприятно
воздействует
на
развитие
внимания
и
формирования памяти:
дети
запоминают термины, приемы складывания, воспроизводят сохранённые в
памяти знания и умения, выступает как дополнительный метод развития
зрительных функций, зрительного восприятия, внимания, памяти, а также
развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза
зрительных образов. Не мало важно дети учатся работать по схемам и
чертежам, приобретают специальные технические навыки.
Работая
с
бумагой
в
стиле
«оригами»,
дети
выполняют
последовательно
точно
определённые
действия
такие
как:
точность
выполнения инструкции, определение линии сгиба, края листа, параллельные
линии, перпендикулярные – все эти параметры тесно связаны с математикой.
И мы привыкли считать, что оригами как способ изготовления украшений
или подарка, то есть – это игра, с помощью которой создаются разные
фигуры. Но не предаём значения тому, что оригами древнее искусство
складывания фигуры из бумаги даже самых простых формы – это решение
простейших
геометрических
задач
на
построение
тесно
связана
с
математикой, с разделом геометрия. И называется она – оригаметрия.
Мы взяли это направление для развития логического и пространственного
мышления, сообразительности, активизируя мыслительные процессы.
Рекомендации по использованию оригаметрии - оригами в работе с детьми
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения:
- в работе использовать офисную бумагу для принтера, но ещё лучше
использовать специальную бумагу для оригами так как она хорошо
держит складки, выберите нужный размер листа для формы оригами
(квадрат);
- ножницы с закруглёнными концами;
- давать возможность выбирать цвета;
- начинать складывание оригами с круга (детям легче сложить круг
потому что нет острых углов);
- на бумаге использовать ориентиры в виде точек;
- посадка и освещение важны;
- лёгкая зрительная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика, потешки;
- незабываем о физ. минутки;
- начинать знакомство оригами с базовых форм и легких фигурок
(треугольник, книга, дверь, воздушный змей, домик, блин, двойной
квадрат, двойной треугольник);
- показ изготовления проводится только на столе;
- обучение складывания поэтапное;
- совмещение углов и сторон должно быть точным;
- линии сгиба тщательно проглаживаем, иначе не получится нужная
форма;
- длительность совместной деятельности не более 30 мин.;
- не скупиться на похвалу;
- поддерживайте ребёнка, будьте вместе с ним, совместное творчество
надолго останется в памяти, запомнится.
Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к
сложному, от известного к неизвестному.
«В условиях образовательной среды с применением технологии
геометрического моделирования оригами мы относим особые развивающие
условия, диктуемые сконструированной педагогом средой.
1. Усиление вклада математики как структурообразующего средства в
образовательный
процесс,
который
выражается
в
повышении
«меры
порядка» в ходе преобразования геометрических форм:
• в совершении математических преобразований на основе применения
необходимой математической терминологии (например, сторона квадрата,
диагональ, основание треугольника и т. п.);
• в развитии ориентировки в пространстве геометрических форм
(например, «выделите срединную линию фигуры»)» [4, 233].
Таким образом, занятия оригаметрией через оригами у детей старшего
дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ (нарушение зрения) формирует ряд
навыков: начиная от развития речи, памяти, логики до формирования
элементарных математических представлений. У детей совершенствуется
мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие
глазомера. Формируется умение пользоваться схемами, читать графические
задания.
Работа с бумагой должна проходить в игровой форме, т.к. ведущая
роль в этом возрасте - это игровая деятельность. Занятия в игровой форме
формируют и закрепляют навыки, которые были определены в реализации
данного вида деятельности.
Список литературы:
1.
Абдулова
В.
В.
Развитие
мелкой
моторики
детей
старшего
дошкольного возраста средствами оригами в условиях реализации ФГОС
до // Новые технологии в образовании: Материалы XXVII Международной
научно-практической конференции. 2017. – С. 68-72.
2.
Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого-
педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в
условиях инклюзивного образования. учебно-методич. пособие Челябинск:
Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
3.
Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия /
Издательство: Эксмо 2016 SBN: 978-5-699-39743-3.
4.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах.
Т.1. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
5.
Соколова Г.А.
Геометрическое моделирование оригами в средовом
подходе к самоорганизации в периоде детства // Вестник Кемеровского
государственного университета. – 2021. – Т.5. № 3 -– С. 229 - 237.
6.
Тарабарина Т. К. Оригами и развитие ребенка. — Ярославль, 1996. —
210 с.