Автор: Васина Марина Геннадьевна
Должность: Учитель- дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учереждение "Зеленодольска школа №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: Создание здоровьесберегающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, условий для сохранения и укрепления их здоровья, воспитание здорового образа жизни в урочное и внеурочное время.
Дата публикации: 01.10.2025
Раздел: среднее образование
Создание здоровьесберегающей образовательной среды для
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, условий для сохранения и
укрепления их здоровья, воспитание здорового образа жизни в урочное и
внеурочное время.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ
Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй,
наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией
здравоохранения:
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”
Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении
веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с
наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ
Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем
все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое
внешнее благо не может доставить удовольствия».
В соответствии с законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 22.12.2012 г. здоровье
школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на
современном этапе, так как состояние их здоровья вызывает серьёзную тревогу
специалистов. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют
отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми
или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже
имеют хронические заболевания.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются
следующие факторы:
падение уровня жизни, социальные потрясения;
неблагоприятная экологическая обстановка;
ухудшение состояния здоровья матерей;
стрессы;
малоподвижный образ жизни;
перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
неполноценное питание;
отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается
состояние тревожности. Всё это обуславливает необходимость формирования особой
щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения.
Здоровьесберегающая среда – это совокупность нормативно-
правовых, материально-технических, медико-гигиенических, психолого-педагогических
факторов и условий, определяющих реализацию образовательной деятельности.
Здоровьесберегающая среда направлена на гармоничное развитие ребенка в условиях
деятельности с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуально-
психологических качеств; личностное самоопределение и самореализацию; получение
образования, соответствующего возможностям школьника с ОВЗ.
Здоровьесберегающее
пространства
позволяет
сделать
образовательный
процесс
безопасным, снизить утомляемость и риски развития нарушений здоровья, осуществить
профилактику возникновения школьно-обусловленной патологии обучающихся с ОВЗ, в
том числе сформировать привычку вести здоровый образ жизни, самостоятельно
контролировать и управлять своим здоровьем в будущем.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных
условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это
требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании. Одним из средств
решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых
немыслим педагогический процесс современного образования.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –
использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению
возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические
технологии,
определяющие
структуру
воспитательно-образовательного
процесса,
способствующую
предотвращению
состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой
педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение
всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению
заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной
деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и
нервно-психического
развития.
Им
свойственны
эмоциональная
возбудимость,
двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая
возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому
учителю, логопеду, педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не
только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.
Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность
психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на
обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему.
Медицинское здоровьесберегающие технологии включает в себя:
-Организация мониторинга здоровья учащихся
- Предупреждение и профилактика заболеваний
- Условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим
уборки);
- Организацию рационального питания;
- Соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям
учащихся;
- Правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий;
- Учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.
Можно отметить, что эта составляющая здоровьесберегающей технологии в большинстве
школ реализуется вполне успешно. Состояние освещенности и температурный режим
регулярно контролируются, в большинстве школ имеются столовые и буфеты, где
запрещена продажа вредных для детского здоровья продуктов. Рекомендации по
рациональной организации рабочего дня учитываются при составлении расписания
уроков. И, конечно же, учителя не посадят ребенка со слабым зрением на заднюю парту
или высокого ученика за низкий стол. Широко применяется в этой области и активизация
позиции школьника: дети регулярно принимают участие в уборке и озеленении
помещений.
Важно отметить тот факт, что с точки зрения сохранения здоровья нельзя одобрить
слишком широкое применение компьютеров в учебном процессе. Известно, что от
всматривания в экран зрение страдает гораздо сильнее, чем от чтения с бумажной
страницы.
Педагогические здоровьесберегающие технологии в образовании
Они состоят в умении построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на
организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.
Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов являются:
частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);
рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа
должна приходится на его середину);
использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно
ненавязчиво заставить детей двигаться);
создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение);
создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или литературная цитата не
сделают урок несерьезным).
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут
быть использованы педагогами в своей работе:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы.
Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим
видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под
музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те
психические процессы, которые лежат в их основе.
Логоритмика (это
метод
преодоления
речевых
нарушений
путем
развития
двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих
и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей
словаря,
способствуют
совершенствованию
психофизических
функций,
развитию
эмоциональности, навыков общения.
Релаксация.
Гимнастика пальчиковая.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Самомассаж, точечный самомассаж.
Физкультурно-оздоровительные технологии
Утренняя зарядка,
уроки физкультуры,
ЛФК,
Дни здоровья
Подвижные и спортивные игры
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Оформление информационных стендов
- классные часы и мероприятия
- Озеленение кабинета
- Работа на школьном участке
- Организация перемены
- выступления на родительских
-
экологические
мероприятия
(формирование
гармоничных
отношений
с
природой) и др.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из
нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии
Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от
неприятных
эмоций,
подключает
эмоциональные
резервы
организма.
Работа
с
природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий;
для
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.
Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка
Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в
минуту.
Сказкотерапия.
Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в
профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни, полноценное и неосложненное развитие.