Автор: Моисеева Людмила Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Уярский детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Уяр
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога с детьми с умственной отсталостью.
Дата публикации: 01.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога
с детьми с умственной отсталостью.
Содержание
1. Профессиональная
компетенция учителя-дефектолога.
2. Развитие способностей каждого ребёнка
интеллектуальными нарушениями
и его
социализация.
3. Качества учителя-дефектолога при работе с детьми с умственной отсталостью.
Заключение
Список литературы
В статье описываются особенности профессиональной деятельности учителя-
дефектолога в работе с детьми с ограниченными возможностями и процесс их
социализации.
Актуальность проблемы обосновывается необходимость профессиональной
деятельности учителя-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с
умственной отсталостью, эффективность использования которых во многом зависит
от специфики и компетентности учителя-дефектолога.
Ключевые слова: учитель-дефектолог; компетентность учителя-дефектолога;
умственно отсталые дети; умственная отсталость, социализация.
Актуальность исследования: Современное качественное образование должно
быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности -
мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости.
Целью исследования является изучение уровня компетентности учителя-
дефектолога
в
современном
образовательном
пространстве
обучающихся
с
умственной отсталостью и определение средств для его повышения.
Задачи исследования:
1.
Выявление основных направлений и профессиональной компетенции
учителя-дефектолога.
2. Создание специальных условий формирования и развития необходимых
навыков для успешной адаптации и социализации умственно отсталых детей.
3. Определение важных личностных качества учителя-дефектолога.
Профессиональная
компетенция учителя-дефектолога.
В современном мире, вокруг нас происходят разные события, существуют много
разных предметов. Мы думаем об окружающем нас мире. Затем, чтобы передать
свои мысли другим используем слова. Можно произносить слова и можно написать,
но дети с интеллектуальным и неполноценным формированием психических
функций
испытывают
большие
трудности
в
познании
окружающего
мира,
выражении своих мыслей о нем. Ребенку просто необходима поддержка старшего
товарища,
который
научит,
подскажет,
поможет
адаптироваться
к
своим
возможностям и восполнить недостатки. Таким терпеливым наставником и
проводником в мир полноценной жизни станет учитель-дефектолог.
В соответствии с целями и задачами определяются основные направления
работы учителя-дефектолога: выявление трудностей формирования знаний, умений
и навыков и пути их преодоления;
корректирование учебно-познавательной
деятельности ребёнка в образовательном процессе и оказание помощи педагогам и
родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка.
Для успешного обучения на каждого ребёнка ОВЗ по адаптированной
общеобразовательной
программе,
дефектолог
оказывает
специализированную
коррекционную помощь.
Педагогическая наука стремительно развивается, как и другие науки, и
делится
на
различные
направления.
Специальная
педагогика
занимается
разработкой принципов, методов, основ, форм, средств образования и воспитания
детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.
Дефектология делится на отрасли: вопросами воспитания и образования
глухих
и
слабослышащих
детей
-
занимается
сурдопедагогика;
слепых
и
слабовидящих - тифлопедагогика; умственно отсталых - олигофренопедагогика;
проблемами детей, имеющих речевые отклонения - логопедия.
Дети
с
УО
сталкиваются
с
банальными
трудностями
в
развитии
познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и речь. Однако,
с соответствующими вмешательствами и поддержкой, эти дети могут достичь
большого прогресса. Занятия с учителем-дефектологом играют важную роль в
развитии познавательных процессов у детей ОВЗ.
Учитель-дефектолог обладает специальными знаниями и навыками работы с
детьми с интеллектуальным и неполноценным формированием психических
функций. Он оценивает сильные и слабые стороны ребенка и разрабатывает
индивидуальные планы обучения для удовлетворения его (ребенка) уникальных
потребностей. Для развития познавательных процессов ребенка учитель-дефектолог
использует различные методы и стратегии.
Развитие способностей каждого ребёнка
интеллектуальными нарушениями
и
его социализация.
Получение ребенком общего образование является обязательным, оно
должно происходить на всех уровнях вне зависимости от физических, психических,
социальных возможностей. В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в России
разработан проект инклюзивного образования, который дает возможность не только
получить общее образование, но и адаптироваться и социализироваться в социуме.
Независимо от сложности отклонения любой ребенок имеет равное право на
получение общего образования, посредством предоставления мер восстановления
трудоспособности, оказания дополнительных услуг, в соответствии степени
отклонения.
Важнейшая задача каждого учителя - развитие способностей каждого
ученика и его социализация. Коррекционно-развивающее обучение - это принципы:
комплексного воздействия, индивидуального подхода, самостоятельной активности
ребёнка, проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры
в собственные силы и возможности.
Влияние на познавательные процессы.
Занятия с учителем-дефектологом демонстрируют положительное влияние на
следующие познавательные процессы у детей с УО:
•
Внимание:
упражнения на концентрацию внимания, такие как игры на
сопоставление или поиск объектов, помогают улучшить способность ребенка
сосредотачиваться на задачах.
• Память:
использование мнемонических приемов, рассказывание историй и
повторение помогают развить краткосрочную и долговременную память.
• Мышление: используется деятельность по решению проблем, классификации и
причинно-следственным связям способствует развитию логического мышления и
навыков рассуждения.
• Речь: упражнения по развитию речи, такие как артикуляционная гимнастика,
работа со словарным запасом и составление рассказов, помогают улучшить
коммуникативные навыки.
Примеры вмешательств.
Ниже приведены примеры, используемые учителем-дефектологом для
развития познавательных процессов у детей с УО:
• Использование визуальных опор:
при визуальных опорах, можно применять
изображения, диаграммы и графики, помогают улучшить внимание и понимание.
• Игры на развитие памяти: игры на запоминание - «Мемори» или «Саймон гово-
рит», помогают развить краткосрочную и долговременную память.
• Упражнения по развитию речи: упражнения на развитие речи, такие как пение
песен, рассказывание историй и драматизация, помогают улучшить артикуляцию,
словарный запас и навыки общения.
Социальная значимость профессии учителя-дефектологи, занимающегося
воспитанием детей, имеющих особенности в развитии, включает в себя три этапа:
1. Развитие мелкой моторики, гигиенические навыки.
2. Закрепление полученных раннее навыков (большое значение уделяется
становлению речи и приучение ребёнка к труду).
3. В социум выходит воспитанная и обученная личность.
При работе с особенными детьми, учитель-дефектолог должен обладать
такими качествами как: безграничное терпение, любовь к детям, ответственность,
коммуникабельность, доброжелательность, внимательность и наблюдательность,
высокий уровень интеллекта. Эти качества позволяют решать задачи, которые стоят
перед
учителем-дефектологом:
исправление
и
восполнение
пробелов
в
познавательной
деятельности
ребёнка,
нахождение
способов
реализации
воспитательной работы, оценка и проверка знаний, полученных во время обучения,
формирование личностных качеств, исследование психологического и физического
развития ребёнка, а так же развитие коммуникативных способностей. Немаловажно
взаимодействие
со
специалистами-психологами,
логопедами,
медиками
и
администрацией образовательного учреждения, работающих с данными детьми, и
консультирование его родителей. Только все участники образовательного процесса
вместе могут создать условия для обучения и успешного развития детей с особыми
образовательными потребностями.
Индивидуальная работа с каждым учеником является одной из главных задач
учителя-дефектолога. При этом педагог должен учитывать особенности развития,
потребности и способности ребенка. Этo требует от педагога глубоких знаний в
области специальной педагoгики, псиxологии, медицины и других наук. Учителю-
дефектологу необходимо уметь использовать методики обучения, разрабатывать
индивидуальные
образовательные
программы
и
создавать
благоприятную
образовательную среду для детей с различными дефектами и нарушениями.
Качества
учителя-дефектолога
при
работе
с
детьми
с
умственной
отсталостью.
Профессия учителя-дефектолога специфичная и сложная. Она направлена на
поддержку детей с ограниченными возможностями, в обучении и социальной
адаптации, а также на развитие навыков, необходимых для полной жизни и
самореализации. Работа дефектолога предполагает огромную ответственность, ведь
на его плечах лежит обучение очень сложной категории детей: детей с
ограниченными возможностями здоровья. Осуществляя свою работу необходим
огромный потенциал и специальные качества, которые помогают детям с легкостью
получить общее образование, не смотря на сложные жизненные обстоятельства.
Следует подчеркнуть, что профессия дефектолога подразумевает наличие не
только профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенных
личностных черт будущего специалиста. Так, например, с точки зрения О.Е.
Грибовой, данный вид деятельности предполагает высокую долю «миссианства», ту
особую
ответственность,
осознание
своего
предназначения.
Это
вполне
соответствует взглядам современных исследователей, отмечающих, что система
профессионального образования становится пространством личностного развития
каждого человека (М.Н. Берулава, Ю.П. Ветров, Г.М. Гогиберидзе, И.Ф. Игропуло,
С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Н.П. Клушина, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, В.К.
Шаповалов, И.С. Якиманская и др.). Вопросам профессионального образования
педагогов-дефектологов посвящены работы Д.И. Азбукина, В.М. Бонч-Бруевича,
О.Е. Грибовой, Л.В. Занкова, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеева, В.И. Селиверстова,
Д.С. Шилова и др.
Особенности
профессиональной
деятельности
педагога-дефектолога
оказывают
влияние
на
все
области
его
педагогической
деятельности,
взаимодействуя со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
Для
профессиональной
компетентности
необходимо
развивать
способности,
желание, характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое
мастерство.
Если обратить внимание на научные исследования ученых Н.Н. Малофеевой,
Л.В. Занковой и др., то можно определить тот момент, что педагогическая
профессия
предполагает
высокое
профессиональное
образование
педагога-
дефектолога, осознание своей деятельности, которое направлено на решение
воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Чем интереснее и разнообразнее учитель-дефектолог подготовит занятия, тем
больше вероятность эмоционального отклика у детей. Следовательно, повысится
мотивация обучающихся к занятиям и эффективность психолого-педагогического
воздействия, увеличится успешность при освоении ребенком образовательной
программы. Таким образом, учитель-дефектолог помогает детям с умственной
отсталостью, осваивать учебные действия в силу индивидуальных возможностей
каждого ребенка.
Очень хорошо, когда оборудование коррекционного кабинета оснащено по
последнему слову техники, но часто это не так. Учитель-дефектолог не должен
дублировать учебник, но может отрабатывать те же навыки другими способами. При
этом,
разнообразные
дидактические
пособия,
направленные
на
изучение,
закрепление одного и того же навыка, помогают делать коррекционный процесс
интересным, продуктивными и эффективным. Главное, что дети мотивированы на
занятия и получают удовольствие от совместной работы.
Развитие и происходящие изменения современном обществе в системе
образования определяются сегодня гуманистическими приоритетами. В условиях
признания личности любого человека, как высшей ценности, и его права на полную
реализацию своих возможностей, становится актуальными проблемы лиц с
отклонениями в интеллектуальной, физической, сенсорной, эмоциональной сферах,
связанные с обеспечением полноценного развития, социального интегрирования и
социальной реабилитации этих людей.
Профессиональная деятельность учителя с детьми данной категории должна
быть направлена на коррекцию высших психических функций (восприятие, память,
внимание, мышление и т.п.), оценку уровня психического развития с точки зрения
актуального и потенциального развития. Дефектолог в условиях классно-урочной
системы
может
провести
групповой
педагогический
эксперимент,
дать
вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, разработать адекватную
коррекционно-развивающую программу, обозначить критерии выделения категории
детей, нуждающихся в педагогической и психологической помощи. Он также может
построить современную педагогическую классификацию и типологию детей по
возможности
к
обучению,
определить
основные
принципы
и
подходы
к
диагностической и коррекционно-развивающей работе учителей. Такие задачи
будут требовать от педагога-дефектолога необходимых профессиональных умений
управления коррекционно-воспитательным процессом, осознание важности этого
процесса, отбора коррекционно-направленного содержания трудового обучения,
творческого использования системы знаний.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение
предъявить себя миру, выразить свою уникальность - проблема для большинства
людей. Как известно, интеллектуалами не рождаются. Очень многое зависит от того,
какие возможности предоставит окружение для становления личности педагога, а
также какой выбор он сделает сам.
Все дети с УО (интеллектуальными нарушениями) уникальны, как и их
проблемы. Это мотивирует на постоянный поиск чего-то нового. Найденная и
правильно применённая методика позволяет подобрать «ключик» к каждому
ребёнку.
В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической,
экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей
с
интеллектуальной
недостаточностью,
встает
важнейшая
задача:
признать
безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее
право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое
внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с
интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его
социальной изоляции.
Регулярная поддержка и вмешательства, предоставляемые учителями-
дефектологами, способствуют оптимизации познавательного развития детей с УО и
улучшению их долгосрочных результатов.
Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты,
чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не
обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются
непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого
этикета,
принятого
в
обществе.
Учащиеся
испытывают
затруднения
при
оформлении
адекватного
речевого
высказывания,
допуская
ошибки
в
его
правильности,
точности,
логичности,
чистоте
и
уместности
высказывания.
Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной
социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать,
изыскивая по выражению Л.С. Выготского «обходные пути», чтобы помочь ребенку
с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это
особые дети, в работе
с которыми развитие творческих способностей имеет
немаловажное
значение.
Занятие
творческим
трудом,
изобразительной
деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное
воздействие, способствует их социализации.
Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна.
Набор развивающих пособий должен быть настолько велик, чтобы дети с большим
интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечали, как чему-то учатся.
Каждое занятие должно представляет собой целый комплекс по развитию
познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На
занятиях можно использовать игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки,
пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического
материала.
Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и
удовольствия, уходят проблемы, стресс. Игровые методы и приемы позволяют
учителю-дефектологу
осуществить
обучение
детей
в
более
доступной
и
привлекательной для них игровой форме.
Заключение
Чтобы достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми
детьми необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой
из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает
неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку
личное счастье…» В.А. Сухомлинский.
В заключении хочется отметить, что личность учителя - это, пожалуй, самый
главный фактор успеха или неуспеха урока. Педагог-дефектолог должен уметь все:
моментально реагировать на непредвиденные реакции учащихся, уметь предвидеть,
быть артистом, находить нестандартные решения.
Список литературы
1.
Еремина
Е.С.
Взаимодействие
специалистов
психолого-педагогического
сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с РАС [Текст] / Е.С. Еремина //
Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 4. - С. 67-70.
2. Кернер О.А. Система государственной поддержки семей с детьми с ОВЗ [Текст] /
О.А. Кернер // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 7. - С. 36-39.
3. Куклина Д.А. Мониторинг специальных условий, созданных для обучающихся с
ОВЗ дошкольного и школьного возраста в образовательной организации-[Текст] /
Д.А. Куклина //, Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 4. - С.
71-76.
4. Смолин О. Кадры дефектологов: состояние и проблемы подготовки-[Текст] / О.
Смолин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 5. - С.
4-14.
5. Соловьева Т.А. Профессиональный стандарт «педагог-дефектолог» как основа
профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов [Текст] /
Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - №
5. - С. 15-23.
6. Фролова Ю.А. Применение метода сенсорной интеграции на занятиях учителя-
дефектолога с обучающимися умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития [Текст] / Ю.А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. -
2022. - № 4. - С. 84-88.
7.
Шилова Е.А. Профессиональный портрет будущего педагога-дефектолога
[Текст] / Е.А. Шилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2022. - № 5. - С. 57-66.