Напоминание

Рекомендации по работе с развернутыми заданиями ЕГЭ по истории


Автор: Крахмалева Марина Анатольевна
Должность: методист, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1440
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Готовимся к ЕГЭ по истории
Тема: Рекомендации по работе с развернутыми заданиями ЕГЭ по истории
Дата публикации: 01.04.2025
Раздел: полное образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАЗВЁРНУТЫМИ ЗАДАНИЯМИ

ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории включает не

только

тестовые

вопросы,

но

и

развёрнутые

задания,

требующие

глубоких знаний и умения аргументированно излагать мысли. Чтобы

успешно справиться с ними, важно знать их особенности и стратегии

выполнения.

1. Типы развёрнутых заданий в ЕГЭ по истории

В ЕГЭ по истории к развёрнутым заданиям относятся:

Задание 18 – работа с исторической картой или схемой.

Задание 19 – анализ изображения (карикатуры, марки, плаката и др.).

Задания 20–22 – анализ исторического источника.

Задание 23 – аргументация точки зрения.

Задание 24 – историческое сочинение.

Каждый из этих типов заданий проверяет разные навыки: анализ,

аргументацию, знание фактов и причинно-следственных связей.

2. Общие рекомендации по выполнению

2.1. Внимательно читайте формулировку задания

Многие

ошибки

возникают

из-за

невнимательного

прочтения

вопроса. Определите, что именно требуется: назвать событие, указать

дату, привести аргументы или объяснить причину.

2.2. Используйте конкретные исторические факты

Развёрнутые ответы должны быть точными. Избегайте общих фраз,

подкрепляйте свои утверждения именами, датами, терминами.

2.3. Следите за логикой изложения

Ответы должны быть последовательными. Если задание требует

аргументации, придерживайтесь структуры:

Тезис (ваша позиция).

Аргумент (подтверждение фактами).

Пример (конкретное событие или личность).

2.4. Уделяйте внимание критериям оценивания

Каждое задание проверяется по чётким критериям. Например, в

задании 24 (сочинении) оцениваются:

Указание двух событий/процессов.

Роль исторической личности.

Причинно-следственные связи.

Историческая терминология.

Отсутствие фактических ошибок.

3. Разбор сложных заданий

3.1. Задание 18 (работа с картой)

Определите эпоху (по надписям, границам государств).

Назовите событие, связанное с картой (например, «Северная война

1700–1721 гг.»).

Укажите участников (Пётр I, Карл XII).

3.2. Задания 20–22 (анализ источника)

20-е задание – атрибуция документа (автор, время, события).

21-е задание – поиск информации в тексте (часто ответ прямо

в источнике).

22-е задание – анализ контекста (почему автор так написал?

Какие последствия были у описанных событий?).

3.3. Задание 23 (аргументация)

Нужно привести два аргумента «за» или «против» предложенной

точки зрения. Например:

«Согласны

ли

вы

с

тем,

что

реформы

Петра

I

укрепили

Российское государство?»

Аргумент за: создание регулярной армии и флота повысило

обороноспособность.

Аргумент за: введение коллегий улучшило управление страной.

3.4. Задание 24 (историческое сочинение)

Выберите один из трёх предложенных периодов и напишите чётко

структурированный текст:

Введение (краткая характеристика эпохи).

Событие 1 + роль личности.

Событие 2 + причинно-следственная связь.

Оценка периода (влияние на дальнейшую историю).

Пример:

Период: 1689–1725 гг. (правление Петра I)

Событие: Северная война → выход к Балтике.

Роль личности: Пётр I как полководец и реформатор.

Событие:

реформа

центрального

управления

создание

Сената и коллегий.

Итог: превращение России в империю.

4. Типичные ошибки и как их избежать

Неточные даты – учите хронологию.

Общие фразы без конкретики – всегда приводите примеры.

Нарушение логики в сочинении – следуйте плану.

Фактические ошибки – перепроверяйте имена и события.

5. Заключение

Успешное

выполнение

развёрнутых

заданий

требует

не

только

знаний, но и умения структурировать ответ. Тренируйтесь на примерах

из

демоверсий,

анализируйте

свои ошибки

и

следуйте

критериям

оценивания. Удачи на ЕГЭ!



В раздел образования