Напоминание

Методика работы с заикающимися


Автор: Наталья Ивановна Федорова
Должность: МБДОУ ДС47
Учебное заведение: МБДОУ ДС47
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Авторская методика организации логопедической работы с заикающимися по С.А.Мироновой
Тема: Методика работы с заикающимися
Раздел: дошкольное образование





Назад




А В Т О Р С К А Я

М Е Т О Д И К А

О Р Г А Н И З А Ц И И

Л О Г О П Е Д И Ч Е С К О Й

Р А Б О Т Ы

С . А . М И Р О Н О В О Й

П ОД Г О Т О В И Л А :

У Ч И Т Е Л Ь - Л О ГО П Е Д

Ф Е Д О Р О ВА

Н АТА Л ЬЯ

И ВА Н О В Н А

Сургут, 2020

ОСОБЕННОСТИ

РЕЧИ

ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ

ЗАИКАНИЕМ

Первоначально

развитие

речи

у

заикающихся

детей

(понимание

и

активное

пользование

ею)

чаще

всего

происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте

около одной года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью,

примерно двух до четырех лет.

В большинстве случаев заикание наступает постепенно начинаясь с легкой прерывистости речи по типу

физиологических

затруднений,

сопровождающих

переход

к

фразовой

речи,

В

благоприятных

условиях

прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого, акта. В неблагоприятных

условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда

переход

от

общения

в

ситуации

наглядности

к

чисто

словесным

его

формам

происходит

недостаточно

постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Овладевая речью в общении с окружающими людьми,

ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной

заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями!

Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией

речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к

другим.

Проявления заикания так же связано с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут

быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не

могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас

знаний

и

представлений.

Самостоятельные

высказывания

детей

начинают

сопровождаться

повтором

слов,

слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот,

как

его,

и,

ж

др,

В

самостоятельных

развернутых

высказываниях

часто

встречаются

незаконченные

предложения,

неточные,

приближенные

по

смыслу

ответы

на

вопросы,

часто

их

рассказы

бывают

непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли.

более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание

сопровождается

сопутствующими

или

насильственными

движениями

(подергиванием

век,

морганием,

постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).

У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная

импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость

волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания,

несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне

быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении

заданий.

С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в

процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп

детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие

речи»,

«Развитие

элементарных

математических

представлений»,

«Рисование,

лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед учителем-логопедам программные и коррекционные задачи,

которые

решаются

в

течение

четырех

этапов

(кварталов)

последовательно

усложняемой

коррекционной

работы.

Обучение

и

воспитание

заикающихся

дошкольников

осуществляются

в

активной

детской

деятельности

в

играх,

посильном труде, разнообразных занятиях. В детском саду заикающиеся дети

развиваются в обществе сверстников, что создает благоприятные условия для

перевоспитания их речи и личности в целом, для овладения знаний и умениями в

процессе коллективных занятий.

Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется

совместными усилиями логопедов, воспитателей и музыкального руководителя в

процесс прохождения программного материала.

Учебный год в каждой возрастной группе делится на четыре периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период — март, апрель.

IV период — май, июнь.

В данной программе периоды совпадают с этапами.

МЕТОДИКА

ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЗАИКАНИЯ

С.А.МИРОНОВОЙ

ТЕМАТИКА

ЗАНЯТИЙ

НА

УЧЕБНЫЙ

ГОД

СЕНТЯБРЬ

3 неделя - Овощи

4 неделя - Фрукты, ягоды

ОКТЯБРЬ

1 неделя - Грибы

2 неделя - Осень – дивная пора

3 неделя - Деревья, кустарники

4 неделя - Перелётные птицы

НОЯБРЬ

1 неделя - Игрушки

2 неделя - Твоё чудесное тело

3 неделя -Моя семья

4 неделя - Одежда, обувь, головные уборы

ДЕКАБРЬ

1 неделя - Зимующие птицы

2 неделя - Продукты питания

3 неделя - Посуда

4 неделя - Новый год - весёлый праздник

ЯНВАРЬ

1 неделя - Каникулы

2 неделя - Зимние забавы

3

неделя

-

Домашние

животные

и

их

детёныши

4 неделя - Домашние птицы и их птенцы

ФЕВРАЛЬ

1 неделя - Звери наших лесов

2 неделя - Мебель

3 неделя - Защитники Отечества

4 неделя - Кем быть?

МАРТ

1

неделя

-

8-ое

Марта.

Женские

профессии

2 неделя - Животные холодных стран

3 неделя - Животные жарких стран

4 неделя - Каникулы

АПРЕЛЬ

1 неделя - Весна. Весеннее пробуждение

2 неделя - Перелётные птицы

3 неделя - Транспорт.

4 неделя - Моя родина - Беларусь. Мой

город

МАЙ

1 неделя - День Победы

2

н е д е л я

-

Ш ко л а .

Ш ко л ь н ы е

принадлежности

3 неделя - Насекомые

4 неделя - Растения луга, ле

са

КОРРЕКЦИОННЫЕ

ЗАДАЧИ

I

КВАРТАЛА

Коррекционные задачи I квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей

ситуативной речью на всех занятиях. При ответах дети опираются на конкретные вопросы

логопеда и наглядный материал, допускаются однословные и простые фразовые ответы.

Заикающиеся

дошкольники

воспринимают

короткие

и

точные

образцы

речи

логопеда,

усваивают правила пользования ею и молча выполняют его задания.

Основная задача в этот период – научить детей внимательности слушать, запоминать

и правильно выполнять задания.

Задачи:

обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

словарная работа.

КОРРЕКЦИОННЫЕ

ЗАДАЧИ

II

КВАРТАЛА

Коррекционные задачи II квартала заключаются в овладении детьми сложными формами

ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная работа над фразой: построение

простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражение

одной и той же мысли. Уточняется порядок слов в предложении, осуществляется переход к

построению

сложноподчиненных

конструкций

и

составлению

рассказов.

Постепенно

использование наглядной опоры в ответах детей уменьшается. В этот период начинается

развитие элементарной контекстной речи. Дети задают вопросы, при построении ответов на

которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Из отдельных ответов

составляется целый логически построенный рассказ.

Задачи:

закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

рассказывание по вопросам и без вопросов

работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

КОРРЕКЦИОННЫЕ

ЗАДАЧИ

III

КВАРТАЛА

Коррекционные задачи III квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными

ранее

формами

речи

и

в

овладении

самостоятельной

контекстной

речи.

Дети

учатся

составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи

вопросов. Все меньше места отводятся наглядной опоре. К концу третьего квартала дети

самостоятельно описывают, составляют вопросы, относящиеся не только к происходящему

действию

в

данный

момент,

но

и

к

тому,

что

происходило

или

будет

происходить.

Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение

тем охватывает как можно больше предметов. Дети дают полные разнообразные ответы.

Задачи:

овладение самостоятельной контекстной речью

составление рассказов, пересказ

увеличение речевой практики

КОРРЕКЦИОННЫЕ

ЗАДАЧИ

IV

КВАРТАЛА

Коррекционные

задачи

IV

квартала

направлены

на

закрепление

навыков

пользования

ситуативной и контекстной речью различных форм сложности. Дети учатся выразительно

пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять рассказы без помощи вопросов,

рассказы по картинке с элементами творчества, продолжать рассказ логопеда, творческие

рассказы и т.п.

Задачи:

закрепление

навыков

пользования

самостоятельной

контекстной

речью

различной

сложности

творческие рассказы

по данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

ЗАИКАЮЩИХСЯ

ДЕТЕЙ

У данной заикающихся чаще проявляется резкая неустойчивость внимания,

пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

Особенность

заикающихся

детей

состоит

также

в

том,

что

они

лучше

усваивают новый материал (учебный, коррекционный, воспитательный), если

он

преподносится

в

форме

игры.

В

игре

создаются

более

благоприятные

условия для обеспечения непринужденной речевой практики, чем на занятиях.

Многие игры способствуют повышению эмоционального настроя. Наиболее

ценными

в

этом

отношении

являются

дидактические

игры,

так

как

они

являются своеобразной формой обучения.

Для детей данного возраста характерна склонность к подражанию. Копируя

логопеда,

дети

строят

высказывание

с

соблюдением

пауз,

ударений,

силы

голоса, эмоциональной окраски. Это помогает разнообразить самостоятельную

речь детей на занятии, воспитывать выразительность и внимание к содержанию

и оформлению как отдельных ответов, так и речи в целом.

СПЕЦИАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ

ЗАИКАНИЕМ

Речевые упражнения, направленные на воспитание регуляторных механизмов

и

формирование

навыков

пользования

детьми

доступными

формами

самостоятельной

ситуативной

речи

с

последующим

их

усложнением

и

переходом к речи контекстной.

Специфические формы словарной работы, работы над фразой и рассказом

(Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации

словаря,

но

и

в

гибком

его

использовании

в

специально

организованных

разговорных

ситуациях.

Большое

значение

в

разговорной

речи

придается

упражнению заикающихся в подборе разных слов для ответа на один вопрос).

Работа

над

фразой

предполагает

постепенное

формирование

точного

по

смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма,

выработку

логичности

построения

речи,

соблюдение

объема,

правильного

порядка предложении, вариативность его построения.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и

логично

излагать

свои

мысли,

рассказывать

понятно

для

окружающих,

передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно,

разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

СПЕЦИАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ

ЗАИКАНИЕМ

Коррекционно-развивающая

работа

с

заикающимися

дошкольниками

включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять

собой, строго выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать

эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в

новой

обстановке,

в

присутствии

незнакомых

или

малознакомых

людей.

Особое

значение

придается

воспитанию

навыков

речевого

поведения:

умению

внимательно

выслушать

собеседника,

вовремя

включиться

в

разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора,

перестраиваться

в

соответствии

с

реакцией

собеседника,

при

желании

высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду

с

воспитанием

общего

и

речевого

поведения

осуществляется

развитие

произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида

деятельности

на

другой,

запоминание

определенного

объема

задания

и

последовательности его выполнения, своевременности; включения в работу,

нормального темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая

работа

оказывает

большое

влияние

на

нормализацию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее исправления.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНИ

И

ВОСПИТАНИЯ

ЗАИКАЮЩИХСЯ

ДЕТЕЙ

В группы заикающихся принимаются дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются в

соответствии с возрастной категорией дошкольников. Количество детей в группе — 12.

Ограничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего

первого

периода

и

обязательно

для

всех

детей.

Для

этого

используются

индивидуальные спокойные игры в первой и второй половине дня. Далее ограничение

речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень

заикания. проводить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов

заикания в феврале — марте вводится режим ограничения речи на 2—3 недели.

В

связи

с

тем

что

режим

ограничения

речи

иногда

сопровождается

некоторым

снижением

двигательной

активности,

необходимо

компенсировать

естественную

потребность детей в движении за счет подвижных игр, организуемых на прогулке.

В первой половине дня логопед проводит занятия с одной подгруппой, воспитатель в

это время находится с другой подгруппой на прогулке. Для того чтобы речевая нагрузка

и прогулки были равнозначными для обеих групп, занятия чередуются. Один день

первой занимается одна подгруппа, на следующий день — другая.

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по

закреплению

правильного

произношения

звуков

и

навыков

пользования

самостоятельной

речью

без

заикания

и

фронтальное

занятие

(по

«Формированию

элементарных математических представлений», «Развитию речи», «Ознакомлению с

Окружающим миром», «Рисованию», «Лепке», «Аппликации», «Конструированию»,

«Физкультуре»).

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗАИКАЮЩИХСЯ

ДЕТЕЙ

Обследование проводится с 1 по 15 сентября. При проверке выясняются некоторые

формальные сведения о ребенке, о развитии его речи в раннем возрасте:

время появления заикания,

какие меры были приняты родителями для устранения дефекта (лечили у врача, занимался с

логопедом, находился в специальных учреждениях: санатории, диспансере, яслях),

речевая среда, в которой он воспитывается (контакт с заикающимися родственниками,

наличие двуязычия, повышенные требования к речи и т. п,).

Во

время

обследования

вначале

проверяется

общее

речевое

развитие

(состояние

произношения и восприятия звуков, объем и качество словаря, грамматическое оформление

речи), затем возможности пользования той или иной формой (ситуационной или контекстной)

речи без заикания и состояние технических навыков в изобразительной деятельности. Все

полученные данные записываются в индивидуальные тетради обследования. Обследование

осуществляется в несколько приемов. Проверку речи логопед проводит индивидуально с

каждым

ребенком,

а

технических

навыков

на

коллективных

занятиях

совместно

с

воспитателем.

После обследования детей распределяют для занятий на 2 подгруппы. В одну подгруппу

зачисляют

заикающихся,

которые

могут

пользоваться

самостоятельной

развернутой

ситуативной речью (фразовые ответы по наглядной опоре), в другую — зачисляют детей,

которые могут пользоваться самостоятельной ситуативной речью в ее элементарной форме

(однословные ответы по наглядной опоре). Внутри этой группы могут быть также дети с

тяжелой степенью заикания, которые не могут пользоваться ни одной из указанных форм без

заикания. В связи с тем что навыки: пользования самостоятельной речью усваиваются детьми

неравномерно, на протяжении года допускается перекомплектование подгрупп внутри одной

возрастной

группы.

Логопед

и

воспитатели

обсуждают

результаты

обследования

детей,

намечают

конкретные методы и приемы коррекционной работы, учитывая особенности каждого ребенка.

ЗАНЯТИЯ

Занятия

являются

основной

формой

обучения

заикающихся

детей

дошкольного

возраста. На занятиях дети получают новые знания и умения, наряду с этим они

приобретают навыки общего и речевого поведения и овладевают навыками пользования

самостоятельной речью, свободной от заикания.

У заикающихся детей формируется способность выполнять учебную деятельность в

соответствии с устными указаниями и показом или одними устными указаниями без

показа образца, развиваются восприятие, память, мышление, познавательные интересы,

формируются регуляторные процессы.

Дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы; упражняются в кратких и

развернутых ответах в зависимости от требований логопеда, воспитателя; отвечают в

нормальном темпе, понятно для окружающих, достаточно громко, точно, по смыслу.

На

занятиях

закрепляются

навыки

правильного

пользования

грамматическими

формами

существительных,

прилагательных

и

других

частей

речи.

Неотъемлемую

часть

занятий

составляет

работа,

направленная

на

развитие

таких

качеств,

как

сосредоточенность, умение быстро сообразить, вспомнить, принимать активное участие

в

диалоге,

а

когда

необходимо,

воздерживаться

от

импульсивного

высказывания.

Формируется умение одновременно начинать и заканчивать работу, не опережая и не

отставая

от

товарищей,

вырабатывается

нормальный

темп

деятельности,

привычка

работать

старательно,

дружно,

последовательно,

доводить

начатое

дело

до

конца,

распределять внимание между двумя видами деятельности и др.

На занятиях применяются специальные методические и игровые приемы, при помощи

которых осуществляется коррекция заикания, общего и речевого поведения.

ТРЕБОВАНИЯ

К

ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

Регулярность;

систематичность и последовательность;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

опора на сознательность и активность детей;

наглядность;

прочность полученных навыков правильной речи;

вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных

ситуациях);

согласованность с требованиями программы;

постоянное присутствие образца правильной речи;

правильное документальное оформление.

СТРУКТУРА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ

1. подготовительная часть:

организация детского коллектива;

беседы психотерапевтического характера;

речевые зарядки;

повторение и закрепление пройденного материала;

установка на основную часть занятия.

2. основная часть:

новый вид речевых упражнений или новые условия проведения.

3. заключительная часть:

итог работы детей на занятии (достижения, успехи);

советы и задания для закрепления вне занятия;

«Щадящий режим»:

оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия;

создать спокойную обстановку;

не допускать фиксации на дефекте;

выдерживать чередование нагрузки и отдыха;

оградить ребенка от перегрузок.

ИГРЫ

Коррекция

речи,

общего

и

речевого

поведения

заикающихся

дошкольников

осуществляется не только на занятиях, но и в играх. Общие задачи игр состоят в

уточнении и расширении представлений детей о предметах окружающей обстановки,

их

различных

признаках

(форме,

величине,

цвете),

назначении,

развитии

любознательности,

познавательных

способностей,

совершенствовании

движений.

В

процессе игры формируется доброжелательное отношение к товарищам, воспитывается

бережное отношение к игрушкам и материалам, привычка соблюдать установленный

порядок,

умение

считаться

с

интересами

и

мнениями

товарищей,

справедливо

разрешать споры, избегать конфликтов.

Развивается

творческая

инициатива,

способность

самостоятельно

создавать

и

реализовывать игровые замыслы, согласовывать друг с другом свои действия, вести

себя в соответствии с взятой на себя ролью.

Особое

значение

придается

формированию

положительных

личностных

качеств

и

навыков общего и речевого поведения, а также закреплению навыков пользования

самостоятельной речью. Большое значение придается также развитию умения играть не

только в коллективе, но и индивидуально, подчинять или ограничивать свои желания в

соответствии

с

правилами

игры,

воспитанию

волевых

качеств:

самоконтроля,

ответственности за свои поступки, умения сосредоточиться, быть активным в играх и в

то же время, если есть необходимость, уметь сдерживать свои чувства и желания.

КОРРЕКЦИЯ

РЕЧИ

В

ПРОЦЕССЕ

ТРУДА

У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать

интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые

поручения,

воспитывать

стремление

добиваться

результате

труда,

готовность

участвовать в совместной трудовой деятельности наряду со всеми детьми. Воспитатель

формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважительное отношение

к труду взрослых и товарищей и одновременно закрепляет знания о предметах труда.

Очень важно у заикающихся дошкольников выработать в процессе труда внимание к

речи взрослых, воспитывать у; них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность.

Они должны уметь выслушать задание до конца, затем приступить к его выполнению. С

этой

целью

детям

можно

дать

трудовые

задания,

поручения

в

определенной

последовательности, в соответствии с которой дети должны их выполнить.

В III периоде воспитатель упражняет детей во фразовой речи. Это происходит как при

выполнении различных видов труда в группе, так и при работе на участке.

Когда

дети

начинают

свободно

пользоваться

контекстной

речью

(IV

период),

они

сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они

делают.

КОРРЕКЦИЯ

РЕЧИ

В

ПРОЦЕССЕ

ТРУДА

У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать

интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые

поручения,

воспитывать

стремление

добиваться

результате

труда,

готовность

участвовать в совместной трудовой деятельности наряду со всеми детьми. Воспитатель

формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважительное отношение

к труду взрослых и товарищей и одновременно закрепляет знания о предметах труда.

Очень важно у заикающихся дошкольников выработать в процессе труда внимание к

речи взрослых, воспитывать у; них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность.

Они должны уметь выслушать задание до конца, затем приступить к его выполнению. С

этой

целью

детям

можно

дать

трудовые

задания,

поручения

в

определенной

последовательности, в соответствии с которой дети должны их выполнить.

В III периоде воспитатель упражняет детей во фразовой речи. Это происходит как при

выполнении различных видов труда в группе, так и при работе на участке.

Когда

дети

начинают

свободно

пользоваться

контекстной

речью

(IV

период),

они

сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они

делают.

РАБОТА

С

РОДИТЕЛЯМИ

Большое

значение

для

успеха

коррекции

заикания

имеет

правильная

организация

окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других

взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка

взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном

устранении

заикания

в

дошкольном

возрасте,

необходимом

соблюдении

единых

требований в детском саду и дома» строго выполняли общий и речевой режим в

выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного

профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

1. Групповые родительские собрания.

2.

Подгрупповые

и

индивидуальные

беседы-консультации

(один

раз

в

месяц

по

инициативе логопеда).

3. Открытые логопедические занятия для родителей проводятся один раз в месяц

начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к

детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.

4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, занятия, успехи детей в овладении

правильной

речью,

содержит

советы

и

рекомендации

родителям

по

различным

вопросам.

Оцениваются:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

особенности

речевого

общения

вариабельность

проявления

заикания

в

зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая,

монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа

речи;

• особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность

речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки,

эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в средней группе дети должны:

усвоить

содержание

программы

средней

группы

обще

образовательного

детского сада;

• овладеть навыками пользования самостоятельной речью различной сложности

— от простейшей ситуативной до контекстной с опорой на вопросы логопеда и

наглядную помощь (при постепенном убывании наглядной опоры);

научиться

регулировать

свое

речевое

поведение

отвечать

точными

однословными

ответами

без

заикания

на

конкретные

вопросы

логопеда

в

соответствии с коррекционной программой.

Итоги коррекционно-развивающего

обучения в средней группе

Оцениваются:

∙ степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

особенности

речевого

общения

вариабельность

проявления

заикания

зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая,

монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа

речи;

∙ особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность

речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки,

эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в старшей группе дети должны:

1

усвоить

содержание

программы

старшей

группы

общеобразовательного

детского сада;

2.пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной

речи;

3.уметь формулировать простое предложение, распространять его;

4.формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной

и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.

Итоги коррекционно-развивающего

обучения в старшей группе

Оцениваются:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

особенности

речевого

общения

вариабельность

проявления

заикания

в

зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая,

монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа

речи;

• особенности речевого поведения (активность, импульсивность);

проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность

речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки,

эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в подготовительной группе дети должны:

усвоить

содержание

программы

подготовительной

г ру п п ы

общеобразовательного детского сада;

• овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи - рассказом по

представлению, пересказом;

свободно

пользоваться

плавной

речью

различной

сложности

в

разных

ситуациях общения;

• уметь адаптироваться к различным условиям общения;

• преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.

Итоги коррекционно-развивающего

обучения в подготовительной группе

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых: практическое

руководство для логопедов / В.М.Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

2.

Белякова

Л.И.,

Дьякова

Е.А.

Заикание.

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев,

1998

3.

Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.].

– Москва: Эксмо, 2017.

4.

Миронова С.А. Программа логопедической работы с заикающимися детьми

5.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические

основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн.

пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2001.(Коррекционная педагогика).

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования