Автор: Новикова Эвелина Валериевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Омская область, город Тара
Наименование материала: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Особенности формирования положительного отношения к школе у старших дошкольников
Раздел: дополнительное образование
Особенности
формирования
положительного
отношения к школе у старших дошкольников
Подготовка детей к школе - задача актуальная и многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование. К моменту
поступления в школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким
образом происходит обучение. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в
школу, т. е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована внутренняя позиция
школьника.
Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является
отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных
ему общественных отношений» . При поступлении в школу вся жизнь ребенка
существенным образом перестраивается, т.к. перестраивается вся система социальных
взаимоотношений ребенка. Ребенок впервые может и должен выполнять общественно
значимую деятельность - учение.
Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании
Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной . Вся жизнь ребенка на пороге школы, все
его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с
осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя
позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями,
стремлениями и становится собственно позицией школьника.
Внутренняя позиция школьника является необходимым условием для принятия ребенком
и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с
взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового
отношения к себе, как активного и ответственного члена общества.
Внутренняя позиция школьника не возникает на занятиях по типу школьного урока, а
формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника - в игровой
деятельности: сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также
через традиционные виды дошкольной деятельности. Обучение должно осуществляться
через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Такое обучение
будет происходить самостоятельно или при минимальном ненавязчивом участии
взрослого, и главное, ребёнок будет выступать в учебном процессе, как активный субъект
деятельности.
Зона ближайшего развития - понятие, сформулированное Л.С. Выготским в начале 1930-х
годов, показывающее внутреннюю связь между обучением и умственным развитием
ребенка. Согласно Выготскому, процессы развития идут вслед за процессами обучения. Из
их несовпадения (а развитие неизбежно запаздывает) возникает зона ближайшего
развития. Это разница между тем, что ребенок может делать самостоятельно (уровень
актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого.
Уровень актуального развития ребенка растет за счет формирующихся в зоне ближайшего
развития процессов, то есть любое действие ребенок сначала может выполнять с помощью
взрослого, и лишь затем самостоятельно.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из
важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к
школе.
Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование
мотивации учения, должна осуществляться в двух направлениях: непосредственно через
личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых
субъектов (педагога, родителей).
Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка
соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с
одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в
школу, с другой, развитие любознательности и умственной активности.
Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач,
которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в
практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход
от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов
деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера.
Интегрированный подход, обеспечивает смену детской деятельности, что в свою очередь
способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это
предупреждает переутомление и дефицит внимания .
Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности,
управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность
поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований
взрослого в потребность самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться
определенным правилам.
В нашей стране психологическую теорию детской игры разрабатывали Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин . Существует несколько определений игры, затрагивающих
разные аспекты этого понятия. Так одним из них является определение, данное Д.Б.
Элькониным: «Игра - это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения
между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности». «Игра - особая
форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования» -
определяет понятие Л.Ф. Обухова.
Осуществляя подготовку к школе, родители и воспитатели должны внести определенную
коррекцию в организацию детской деятельности и общения, чтобы способствовать
развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности
и поведения. Потому как психологическая готовность к школе не возникает у детей
спонтанно, сама по себе, а образуется постепенно и, главное, требует верного
педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Работа педагога по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к
школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе
3. формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные
формы работы:
- экскурсии в школу;
- беседы о школе;
- чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание
стихов, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение
книги, учения и труда;
- рассматривание картин и других изображений, отражающих школьную жизнь и беседы о
них;
- педагогическое просвещение родителей;
- сюжетно-ролевые , словесные, дидактические и развивающие игры;
- создание предметно-развивающей среды;
- продуктивная деятельность на тему школы.
Среди различных форм преемственности между дошкольной и начальной ступенями
образования значимое место занимает экскурсия в школу . Важно отметить, что экскурсия
- это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая
экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след.
Учитывая все это, экскурсия направлена, в первую очередь, как одна из форм подготовки
дошкольников к обучению в школе, на формирование у детей правильного представления
о школе. А также для того, чтобы познакомить детей с учебным заведением, с
оформлением школы, учебными классами, с правилами внутреннего распорядка
школьного учреждения.
Эффективным словесным методом формирования у дошкольников правильных
представлений о школе и учении является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми
каких-либо явлений . Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева - российский
педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из
ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные,
планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать
путем слова представления и знания детей. Проводя беседу, педагог помогает ребенку
полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он
недостаточно осознает; в результате знания детей становятся легче, осмысленнее. В ходе
беседе с детьми о школе можно познакомить их со школьными предметами, одеждой, со
школьной атрибутикой, её назначением, познакомить детей как правильно вести себя на
перемене и т.д.
Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи
информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но
и прочувствованы ими. С этой целью в занятия с детьми включают чтение и анализ
детской художественной литературы о школьной жизни, чтение коррекционных сказок,
заучивание стихов, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых
подчеркивается значение книги, учения и труда.
Необходимо подбирать рассказы и стихи о школе так, чтобы показать детям различные
стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость
школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость
помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе. Эти качества
обеспечивают адаптацию к новым условиям.
В формировании у дошкольников мотивов учения важную роль играет семья, так как
основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные,
закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях
семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо
отсутствует вовсе), положительных результатов силами, лишь дошкольного учреждения
достигнуть не удастся. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе
особое внимание нежно уделить работе с родителями.
Для педагогического просвещения родителей могут быть использованы следующие
формы работы: устный журнал, консультирование, анкетирование, рекомендации.
Устный журнал - комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к
имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному
периодическому журналу. Главная отличительная особенность, специфика любого
периодического издания - отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. В
форме устного журнала может быть представлена любая информация. Устный журнал
может быть и тематическим. Вопросы, которые могут быть рассмотрены: «Ваш ребенок -
будущий первоклассник», «Как организовать подготовку ребенка к школе?» и т.д.
Консультирование - совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных
занятий . Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного
рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом
построенная беседа. Формы проведения консультирования: индивидуальная, малые
группы, коллективная. Консультирование выполняет различные функции: предоставление
советов и рекомендаций; предоставление поддержки по принятию решения и решения
проблемы; предоставление информации, необходимой для принятия решения. В
зависимости от названных функций существуют различные виды консультирования:
психотерапевтическое, педагогическое, организационное, информационное. Темы
консультаций в работе с родителями могут быть: «Подготовка ребёнка к школе»,
«Социально-психологическая адаптация» и т.д.
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов
респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты . Анкетирование
применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения
существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений,
относящихся к проблеме исследования. Виды анкетирования многообразны и
группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от
количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. В
зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и
заочное анкетирование. Различный характер процедуры личного опроса дает право
выделять групповое и индивидуальное анкетирование. Заочное анкетирование
характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие
исследователя. Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного
построения и содержания анкеты. В анкете должны быть только те вопросы, которые
имеют прямое отношение к задачам исследования и ответы, на которые нельзя получить
другими способами. По теме исследования должно быть поставлено несколько вопросов
(«батарея» вопросов). Достоверность информации при этом повышается. Темы
анкетирования родителей могут быть различными, например «Как помочь учиться» и т.д.
В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области
действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя
друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.
Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.
Через игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий
жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности,
необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе
сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные
правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В
игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность,
организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Все это необходимо будущему первокласснику .
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Виды игр: забавы и развлечения,
экспериментирование, подвижные, театрализованные, ролевые, предметные,
дидактические, сюжетно-ролевые. Значение игры для формирования личности трудно
переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского
развития».
Для формирования положительного отношения к школе, отражения имеющихся у детей
представлений о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, принятия
позиции школьника - ученика, уметь подчинять свои желания коллективным, можно
использовать сюжетно- ролевые игры : «Школьная жизнь», «Школьная библиотека»,
«Урок математики» и т.д. Словесные и дидактические игры на школьную тематику . Для
развития наблюдательности, закрепления знаний детей о назначении школьных предметов
можно использовать подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая
переменка», «Найди!» и т.д..
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях
знаний. Правильно организованная предметно-развивающая среда, обладает большим
потенциалом для развития ребенка.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения
дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует
возрастным особенностям детей.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка
подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.
Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина.
Предметно-развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности
ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и
физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной
программы дошкольного учреждения. Она способствует формированию разносторонних
способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность,
стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в
группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее
проявления.
Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и
оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в
поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за
помощью к взрослому.
В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей
дошкольного возраста к школе педагоги дошкольных образовательных учреждений
должны учитывать: психологические закономерности развития детей старшего
дошкольного возраста, информативность среды, удовлетворяющая потребность ребенка в
новизне, преобразовании и самоутверждении, личностно-ориентированный тип
взаимодействия ребенка и взрослого, общую активность ребенка, удовлетворение его
желания действовать. Работа по созданию предметно-развивающей среды проходит
совместно с родителями и детьми. Это может быть изготовление атрибутов к сюжетно-
ролевой или дидактической игре и т.д., оформление иллюстративного альбома о школе,
оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных
принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.
Для воспитания волевых качеств большие возможности таит в себе насыщенная
продуктивная деятельность. Такие занятия требуют внимания, терпения и
целеустремленности, а это, как известно, важнейшие компоненты школьной готовности.
После кропотливой, но интересной работы ребенок испытывает величайшую гордость за
себя. Главное, чтобы она лежала не в сфере взрослых интересов, а в сфере интересов
самого ребенка. Дошкольник начинает учиться играя. Сначала рождается интерес к
самому процессу, затем к получению результата. К такой деятельности он сначала
относится как к игре с определенными правилами. И незаметно для себя овладевает
учебными действиями. Появляется желание учиться, т.е. осваивать новое для себя. И
хорошими помощниками в подготовке детей к школе могут быть разнообразные наборы
для детского творчества: аппликации, лепке, рисованию и всевозможных поделок из
разного материала. Дети с удовольствием создают шедевры из различных материалов,
достаточно просто применить школьную тематику.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги выполняют задачу всесторонней
подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного
педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском
саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются
психологические качества будущего школьника.
Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам
подготовки детей к школьному обучению - это оптимальный вариант формирования
психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста.