Напоминание

«Логические задания на уроках истории, как способ развития познавательных способностей».


Автор: Венгер Дарина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Депутатская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: п. Депутатский Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Логические задания на уроках истории, как способ развития познавательных способностей».
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»

Тема: «Логические задания на уроках истории, как способ

развития познавательных способностей».

Автор: Венгер Д.А.,

учитель истории и

обществознания

первой квалификационной

категори

Депутатский – 2018

Методические

рекомендации

разработаны

для

практического

применения на уроках учителями разных учебных дисциплин

К активным методам преподавания истории можно отнести

логические

задания

на

уроках

истории

это

совокупность

методических средств, ориентирующих на умственные действия, в

результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются

новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на

продуктивно-познавательной основе.

Ло́

гика (др.-греч. λογική —

«наука

о

правильном

мышлении»,

« с п о с о б н о с т ь

к

р а с с у ж д е н и ю »

о т др.-

греч. λόγος — « р а с с у ж д е н и е » ,

« м ы с л ь » ,

« р а з у м ») —

раздел философии, нормативная

наука о

формах,

методах

и

законах интеллектуальной п о з н а в а т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и,

формализуемых

на логическом

языке.

Поскольку

это

знание

получено разумом, логика также определяется как наука о формах

и законах мышления.

Мышление - опосредованное

и

обобщённое

познание

окружающего мира. Ощущения и восприятие дают возможность

непосредственно

познать

отдельные

предметы

и

явления

реального мира.

Логические

задания

ориентированы

на

формирование

коммуникативных и познавательных УУД, что является главным

требованием ФГОС.

Выполнение логических заданий предполагает становление

целого

комплекса

умений,

связанных

с

о б р а б о т ко й ,

систематизацией,

обобщением

и

использованием

полученной

информации. Задания

могут

быть

использованы

на

уроках

закрепления

и

обобщения,

для

закрепления

материала,

изученного

на

уроке,

при

опросе,

при

повторении

ранее

изученного материала. Для начала такие задания выполняются на

доске

или

интерактивной

доске,

чтобы

учащиеся

научились

хорошо

их

выполнять.

Каждое

из

этих

заданий

школьники

проговаривают

вслух.

Начинать

использовать

такие

задания

необходимо с 5 класса, когда интерес к предмету у учащихся

проявляется

очень

активно.

При

этом,

задания

должны

быть

дифференцированы и доступны для школьников данного возраста.

Рассмотрим

некоторые

универсальные

приемы

работы

с

логическими

заданиями, которые

могут

применить

в

своей

педагогической

деятельности

практике

учителя

разных

предметов.

«Исторические задачи или загадки»

Разработанные исторические задачи можно

использовать

на

разных

этапах

урока:

для

актуализации

знаний

учащихся,

при

обобщении и закреплении изученного материала, а также - при

п р о в е д е н и и

н е с т а н д а р т н ы х

у р о к о в

( у р о к

КВН, историческая викторина «Что? Где? Когда?», урок – диспут

и т.д.), для подготовки обучающихся к олимпиадам. Устоявшихся

методов работы над историческими задачами нет, поэтому можно

проявить творческих подход и дать волю фантазии.

«Поиграем в ассоциации?»

Метод ассоциаций используется не только на уроках истории, но

и по другим дисциплинам. Достоинства метода: - помогает хорошо

обрабатывать входящую информацию и интегрировать ее в общие

знания, хранящиеся в памяти у человека; - экономит время на

изучении учебного материала. Например: Опричнина, Казанское

ханство, Ливонская война = Время правления Ивана Грозного.

Можно

показывать

предметы,

либо

просто

называть

,

демонстрировать иллюстрации.

«Сделай выбор».

Д а н н ы й

в и д

р а б от ы

п о з в ол я е т

в ы р а б от ат ь

н а в ы к и

энциклопедического

запоминания,

а

также

подготовиться

к

всероссийским

проверочным

работам,

итоговой

аттестации

и

выпускным экзаменам в соответствии с ФГОС.

Вычеркни ЛИШНЕЕ слово и объясни свой выбор:

А) копье, лук, гарпун

(гарпун для ловли рыбы, остальные для охоты)

Б) П.А. Столыпин, З.П. Рождественский, С.Ю. Витте

(З.П. Рождественский – так как он адмирал, участник русско-

японской войны, а С.Ю. Витте и Столыпин – премьер- министры

России).

Продолжи логический ряд

А) Северное общество, Союз спасения,… (Союз благоденствия)

Б) А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель… (Л.Г. Корнилов,

Н.Н. Юденич…)

Одним из разновидностей метода сравнения является аналогия, т.е.

сходство, подобие в каком-то отношении между предметами,

явлениями или понятиями.

А) Россия – Волга, Египет - … (Нил)

Отечественная война 1812 года - … (Бородинское сражение)

В) П. Пестель – «Русская правда», Н. Муравьев – «…

(Конституция)

Г) Великобритания – конституционная монархия, РФ - …

(республика)

«Смысл в этих жестах»

Пантомима

имеет

свои

особенности,

она

требует

действий,

согретого

правдой

жизни

и

логикой.

На

уроках

учащиеся

показывают значение понятий, а другие угадывают его.

Например:

при

помощи

пантомимы

нужно

изобразить:

Петра I,

Ярослава

Мудрого, Екатерина Великую и тд.

«Работа над ошибками»

Данный вид задания формирует «историческую» грамотность,

прием можно использовать при изучении нового материала,

так и при полученного материала.

Обучающиеся

получают

текст

на

любую

историческую

тему

(исторический источник ) и ему предлагают исправить ошибки

допущенные в тексте.

«Стоп кадр»

Учащимся предлагается к просмотру отрывок фильма, после чего

они должны заполнить рабочие листы (ответить на вопросы) либо

ответить устно. Также учитель может предложить проблемный

вопрос, для определения причинно – следственных связей.

1.

Название фильма;

2.

Режиссер;

3.

Год создания



В раздел образования