Автор: Огоненко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мкдоу 488
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Виды здоровьесберегающих педагогических технологий"
Раздел: дошкольное образование
«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»
Автор
огоненко
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей
–
одна
из
основных
задач
дошкольного
образования
в
соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании
здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их
развитие
обеспечивают
положительные
тенденции
охраны
и
укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы
здравоохранения,
в
настоящее
время
состояние
здоровья
детей
дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и
востребованным
сегодня
становится
поиск
средств
и
методов
повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных
образовательных
учреждениях.
Технологии,
как
эффективная
система мер профилактической работы с детьми, направленная на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников,
получили
название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития.
Понятие
«здоровьесберегающие
педагогические
технологии»
дискусионно
и
у
разных
авторов
встречаются
разные
трактовки.
Н.К.Смирнов,
как
родоначальник
понятия «здоровьесберегающие
образовательные
технологии» у т в е р ж д а л ,
ч т о
и х
м о ж н о
рассматривать
как
технологическую
основу
здоровьесберегающей
педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения
детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику
любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на
здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное
понятие
«здоровьесберегающая»
относится
к
качественной
характеристике любой педагогической технологии, показывающей,
насколько
при
реализации
данной
технологии
решается
задача
сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса
–
детей
и
их
родителей,
педагогов. Здоровьесберегающие
технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для
здоровья
и
как
совокупность
тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые дополняют
традиционные
педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических
установок,
форм,
методов,
способов,
приемов
обучения,
воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического
процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая
технология
–
система
способов,
приемов,
шагов,
последовательность
которых
обеспечивает
решение
задач
воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама
деятельность
представлена
процедурно,
т.е.
как
определенная
система
действий;
разработка
и
процедурное
воплощение
компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова)
Педагогическая
технология
–
системная
совокупность
и
порядок
функционирования
всех
личностных,
инструментальных
и
методологических
средств,
используемых
для
достижения
педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и
такой
способ
обучения,
который
ориентирован
на
результат
и
гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость.
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической
технологии позволяет за основное принять следующее определение:
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный
проект определенной педагогической системы от ее теоретического
замысла до
реализации в образовательной практике, отражающий их цели,
содержание, формы, методы, средства, результаты и условия
организации.
Из
определения
следует,
что
компонентами
педагогической
технологии выступают:
концептуальная основа (то есть научная база технологии, те
психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент);
содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и
воспитания);
процессуальная часть (то есть формы, методы, средства,
условия организации учебно-воспитательного процесса,
результат)
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного
отношения
ребенка
к
здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
валелогической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
с а м о п о м о щ и
и
п о м о щ и .
Д р у г и м и
с л о в а м и
ц е л ь ю
здоровьесберегающих
технологий
является
обеспечение
ребенку
возможности
сохранения
здоровья,
формирование
у
него
необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно
к
взрослым
–
содействие
становлению
культуры
здоровья,
в
том
числе
культуры
профессионального
здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1)
системно
организованная
совокупность
программ,
приемов,
методов
организации
образовательного
процесса,
не
наносящего
ущерба здоровью его участников;
2)
качественная
характеристика
педагогических
технологий
по
критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию
ц е л е й
и
р е ш ае м ых
з ад ач ,
а
т ак ж е
в е д у щ и х
с р е д с т в
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
с у б ъ е к т о в
педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно
выделить
следующие
виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном образовании: медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-
психологического
благополучия
ребенка;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии
с
медицинскими
требованиями
и
нормами,
с
использованием
медицинских
средств.
К
ним
относятся
следующие
технологии:
организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации
детского
здоровья;
организация
и
контроль
питания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
физического
развития
дошкольников,
закаливания;
организация
профилактических
мероприятий
в
детском
саду;
организация
контроля
и
помощь
в
обеспечении
требований
СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном
образовании –технологии, направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств,
двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и
самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде
(бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по
физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами
дошкольного образования в разных формах организации
педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье
ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия
ребёнка
в
процессе
общения
со
сверстниками
и
взрослыми
в
детском
саду
и
семье,
обеспечение
социально-
эмоционального
благополучия
дошкольника.
Реализацией
данных
технологий
занимается
психолог
посредством
специально
организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты
дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
К
этому
виду
технологий
можно
отнести
т е х н о л о г и и
психологического
и
психолого-педагогического
сопровождения
развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования – технологии, направленные на развитие
культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры
профессионального
здоровья,
развитие
потребности
к
здоровому
образу жизни.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии в
детском
саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической
культуры
или
культуры
здоровья
дошкольников.
Цель
этих
технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью
и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
о б р е т е н и е
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий
относятся
технологии
личностно-ориентированного
воспитания
и
обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт
личностных
особенностей
ребёнка,
индивидуальной
логики
его
развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и
видах
деятельности
в
ходе
воспитания
и
обучения.
Построение
педагогического
процесса
с
ориентацией
на
личность
ребёнка
закономерным
образом
содействует
его
благополучному
существованию, а значит здоровью.
Технологии
валеологического
просвещения
родителей –
э т о
технологии,
направленные
на
обеспечение
валеологической
образованности
родителей
воспитанников
ДОУ,
обретение
ими
валеологической
компетентности.
Валеологическое
образование
родителей
надо
рассматривать
как
непрерывный
процесс
валеологического просвещения всех членов семьи.
Возможности использования здорвьесберегающих технологий в
ДОУ.
Обоснование
выбора
использования
здовьесберегающих
педагогических технологий в конкретном ДОУ
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о
многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ
чаще
всего
используют
здоровьесберегающие
технологии
по
следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических
здоровьесберегающих технологиях):
1.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.
3.Коррекционные технологии.
Педагогические
здоровьесберегающие
Технологии
Технологии
сохранения и
стимулирования
здоровья
Технологии обучения
здоровому образу
жизни
Коррекционные
технологии
- Стретчинг
- Динамические
паузы
- Подвижные и
спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика
(пальчиковая, для
глаз, дыхательная
и др)
- Гимнастика
динамическая,
корригирующая,
ортопедическая
- Физкультурные
занятия
- Проблемно-
игровые
:игротренинги, игро-
терапия
- Коммуникативные
игры
- Серия
занятий«Уроки
здоровья»
- Точечный
самомассаж
- Технологии
музыкального
воздействия
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Технологии
воздействия
цветом
- Психогимнастика
- Фонетическая
ритмика
Усилия
работников
ДОУ
сегодня
как
никогда
направлены
на
оздоровление
ребенка-дошкольника,
культивирование
здорового
образа
жизни.
Не
случайно
именно
эти
задачи
являются
приоритетными в программе модернизации российского образования.
Выбор
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
в
конкретном ДОУ зависит от:
типа дошкольного учреждения
конкретных условий дошкольного образовательного
учреждения
организации здоровьесберегающей среды
от программы, по которой работают педагоги
продолжительности пребывания детей в ДОУ
от показателей здоровья детей
профессиональной компетентности педагогов.
екомендации по использованию здоровьесберегающих
педагогических технологий в ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза
в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или
музыкальном
залах,
либо
в
групповой
комнате,
в
хорошо
проветренном
помещении
специальные
упражнения
под
музыку.
Рекомендуется
детям
с
вялой
осанкой
и
плоскостопием.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,
воспитатели.
Динамические
паузы –
во
время
занятий,
2-5
мин.,
по
мере
утомляемости
детей.
Рекомендуется
для
всех
детей
в
качестве
профилактики
утомления.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной
гимнастики
и
других
в
зависимости
от
вида
занятия.
Ответственный
исполнитель:
воспитатели.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия,
на
прогулке,
в
групповой
комнате
-
малой,
средней
и
высокой
степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом
ребенка,
местом
и
временем ее проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,
воспитатели.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния
детей
и
целей,
педагог
определяет
интенсивность
технологии.
Для
всех
возрастных
групп.
Можно
использовать
спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы.
Ответственный
исполнитель:
руководитель
физического
воспитания, воспитатели, психолог.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо
с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми
проблемами.
Проводится
в
любой
удобный
отрезок
времени
(в
любое
удобное
время).
Ответственный
исполнитель:
воспитатели, психолог.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время
в
зависимости
от
интенсивности
зрительной
нагрузки
с
младшего
возраста.
Рекомендуется
использовать
наглядный
материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги
Гимнастика
дыхательная –
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы.
Обеспечить
проветривание
помещения,
педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости
носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель:
все педагоги
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10
мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной
задачи
и
контингента
детей.
Ответственный
исполнитель:
руководитель физического воспитания, воспитатель.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в
качестве
профилактики
болезней
опорного
свода
стопы.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,
воспитатель.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное
занятие –
2-3
раза
в
неделю
в
спортивном
или
музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.
Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший
возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить
помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического
воспитания, воспитатель.
Проблемно-игровые игротреннинги,
игротерапия
–
в
свободное
время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,
в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может
быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения
педагога
в
процесс
игровой
деятельности.
Ответственный
исполнитель: воспитатели, психолог.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего
возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из
нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной
степени
подвижности,
занятия
рисованием,
лепкой
и
др.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со
старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве
познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели,
психолог.
Самомассаж. В
зависимости
от
поставленных
педагогом
целей,
сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Ответственный
исполнитель:
воспитатели,
ст.
медсестра,
руководитель физического воспитания
Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и
весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего
возраста.
Проводится
строго
по
специальной
методике.
Рекомендуется
детям
с
частыми
простудными
заболеваниями
и
болезнями
органов
дыхания.
Используется
наглядный
материал
(специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст.
медсестра, руководитель физического воспитания.
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия –
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4
раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в
качестве вспомогательного средства как часть других технологий;
для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Ответственный исполнитель: все педагоги
Арт-терапия. Сеансами
10-12
занятий
по
30-35
мин
начиная
со
средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий
и
предполагает
ведение
протоколов
занятий.
Ответственный
исполнитель: воспитатели, психолог.
Сказкотерапия –
2-4
занятия
в
месяц
по
30
мин.
со
старшего
возраста. Занятия используют для психологической терапевтической
и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо
это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является
не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за
рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель:
воспитатели, психолог.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза
в
месяц
в
зависимости
от
поставленных
задач.
Правильно
подобранные
цвета
интерьера
в
группе
снимают
напряжение
и
повышают
эмоциональный
настрой
ребенка.
Ответственный
исполнитель: воспитатели, психолог.
Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30
мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики
ребенка.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в
физкультурном
или
музыкальном
залах.
Занятия
рекомендованы
детям
с
проблемами
слуха
либо
в
профилактических
целях.
Ответственный
исполнитель:
воспитатели,
логопед,
руководитель
физического воспитания.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических
технологий
повысит
результативность
в о с п и т а т е л ь н о -
образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление
здоровья
воспитанников,
если
будут
созданы
условия
для
возможности
корректировки
технологий,
в
зависимости
от
конкретных
условий
и
специализации
ДОУ;
если,
опираясь
на
статистический
мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;
будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и
родителей детей.
Обновлено 14.06.2012 18:15