Напоминание

"Виды здоровьесберегающих педагогических технологий"


Автор: Огоненко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мкдоу 488
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Виды здоровьесберегающих педагогических технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»

Автор

огоненко

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья

детей

одна

из

основных

задач

дошкольного

образования

в

соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании

здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их

развитие

обеспечивают

положительные

тенденции

охраны

и

укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы

здравоохранения,

в

настоящее

время

состояние

здоровья

детей

дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и

востребованным

сегодня

становится

поиск

средств

и

методов

повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных

образовательных

учреждениях.

Технологии,

как

эффективная

система мер профилактической работы с детьми, направленная на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников,

получили

название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая

взаимосвязь

и

взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах

его обучения и развития.

Понятие

«здоровьесберегающие

педагогические

технологии»

дискусионно

и

у

разных

авторов

встречаются

разные

трактовки.

Н.К.Смирнов,

как

родоначальник

понятия «здоровьесберегающие

образовательные

технологии» у т в е р ж д а л ,

ч т о

и х

м о ж н о

рассматривать

как

технологическую

основу

здоровьесберегающей

педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения

детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику

любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на

здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное

понятие

«здоровьесберегающая»

относится

к

качественной

характеристике любой педагогической технологии, показывающей,

насколько

при

реализации

данной

технологии

решается

задача

сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса

детей

и

их

родителей,

педагогов. Здоровьесберегающие

технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для

здоровья

и

как

совокупность

тех

принципов,

приемов,

методов

педагогической

работы,

которые дополняют

традиционные

педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических

установок,

форм,

методов,

способов,

приемов

обучения,

воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического

процесса (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая

технология

система

способов,

приемов,

шагов,

последовательность

которых

обеспечивает

решение

задач

воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама

деятельность

представлена

процедурно,

т.е.

как

определенная

система

действий;

разработка

и

процедурное

воплощение

компонентов педагогического процесса в виде системы действий,

обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова)

Педагогическая

технология

системная

совокупность

и

порядок

функционирования

всех

личностных,

инструментальных

и

методологических

средств,

используемых

для

достижения

педагогических целей (М.В.Кларин)

Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и

такой

способ

обучения,

который

ориентирован

на

результат

и

гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее

воспроизводимость.

Анализ различных определений и описаний сущности педагогической

технологии позволяет за основное принять следующее определение:

Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный

проект определенной педагогической системы от ее теоретического

замысла до

реализации в образовательной практике, отражающий их цели,

содержание, формы, методы, средства, результаты и условия

организации.

Из

определения

следует,

что

компонентами

педагогической

технологии выступают:

концептуальная основа (то есть научная база технологии, те

психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее

фундамент);

содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и

воспитания);

процессуальная часть (то есть формы, методы, средства,

условия организации учебно-воспитательного процесса,

результат)

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального

здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической

культуры

как

совокупности

осознанного

отношения

ребенка

к

здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать

и

сохранять

его,

валелогической

компетентности,

позволяющей

дошкольнику

самостоятельно

и

эффективно

решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,

связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической

с а м о п о м о щ и

и

п о м о щ и .

Д р у г и м и

с л о в а м и

ц е л ь ю

здоровьесберегающих

технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование

у

него

необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Применительно

к

взрослым

содействие

становлению

культуры

здоровья,

в

том

числе

культуры

профессионального

здоровья

воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1)

системно

организованная

совокупность

программ,

приемов,

методов

организации

образовательного

процесса,

не

наносящего

ущерба здоровью его участников;

2)

качественная

характеристика

педагогических

технологий

по

критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –

классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию

ц е л е й

и

р е ш ае м ых

з ад ач ,

а

т ак ж е

в е д у щ и х

с р е д с т в

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

с у б ъ е к т о в

педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно

выделить

следующие

виды

здоровьесберегающих

технологий

в

дошкольном образовании: медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-

психологического

благополучия

ребенка;

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

дошкольного

образования;

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании

технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья

детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии

с

медицинскими

требованиями

и

нормами,

с

использованием

медицинских

средств.

К

ним

относятся

следующие

технологии:

организация

мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций

по

оптимизации

детского

здоровья;

организация

и

контроль

питания

детей

раннего

и

дошкольного

возраста,

физического

развития

дошкольников,

закаливания;

организация

профилактических

мероприятий

в

детском

саду;

организация

контроля

и

помощь

в

обеспечении

требований

СанПиНов;

организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном

образовании –технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств,

двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и

самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде

(бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной

физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих

технологий, как правило, осуществляется специалистами по

физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях

специально организованных форм оздоровительной работы.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами

дошкольного образования в разных формах организации

педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные

моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического

взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье

ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психологического

самочувствия

ребёнка

в

процессе

общения

со

сверстниками

и

взрослыми

в

детском

саду

и

семье,

обеспечение

социально-

эмоционального

благополучия

дошкольника.

Реализацией

данных

технологий

занимается

психолог

посредством

специально

организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты

дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.

К

этому

виду

технологий

можно

отнести

т е х н о л о г и и

психологического

и

психолого-педагогического

сопровождения

развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного образования – технологии, направленные на развитие

культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры

профессионального

здоровья,

развитие

потребности

к

здоровому

образу жизни.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии в

детском

саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической

культуры

или

культуры

здоровья

дошкольников.

Цель

этих

технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью

и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения

оберегать,

поддерживать

и

сохранять

его,

о б р е т е н и е

валеологической

компетентности,

позволяющей

дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни

и

безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с

оказанием

элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий

относятся

технологии

личностно-ориентированного

воспитания

и

обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт

личностных

особенностей

ребёнка,

индивидуальной

логики

его

развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и

видах

деятельности

в

ходе

воспитания

и

обучения.

Построение

педагогического

процесса

с

ориентацией

на

личность

ребёнка

закономерным

образом

содействует

его

благополучному

существованию, а значит здоровью.

Технологии

валеологического

просвещения

родителей

э т о

технологии,

направленные

на

обеспечение

валеологической

образованности

родителей

воспитанников

ДОУ,

обретение

ими

валеологической

компетентности.

Валеологическое

образование

родителей

надо

рассматривать

как

непрерывный

процесс

валеологического просвещения всех членов семьи.

Возможности использования здорвьесберегающих технологий в

ДОУ.

Обоснование

выбора

использования

здовьесберегающих

педагогических технологий в конкретном ДОУ

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о

многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ

чаще

всего

используют

здоровьесберегающие

технологии

по

следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических

здоровьесберегающих технологиях):

1.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.

3.Коррекционные технологии.

Педагогические

здоровьесберегающие

Технологии

Технологии

сохранения и

стимулирования

здоровья

Технологии обучения

здоровому образу

жизни

Коррекционные

технологии

- Стретчинг

- Динамические

паузы

- Подвижные и

спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика

(пальчиковая, для

глаз, дыхательная

и др)

- Гимнастика

динамическая,

корригирующая,

ортопедическая

- Физкультурные

занятия

- Проблемно-

игровые

:игротренинги, игро-

терапия

- Коммуникативные

игры

- Серия

занятий«Уроки

здоровья»

- Точечный

самомассаж

- Технологии

музыкального

воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии

воздействия

цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая

ритмика

Усилия

работников

ДОУ

сегодня

как

никогда

направлены

на

оздоровление

ребенка-дошкольника,

культивирование

здорового

образа

жизни.

Не

случайно

именно

эти

задачи

являются

приоритетными в программе модернизации российского образования.

Выбор

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

в

конкретном ДОУ зависит от:

типа дошкольного учреждения

конкретных условий дошкольного образовательного

учреждения

организации здоровьесберегающей среды

от программы, по которой работают педагоги

продолжительности пребывания детей в ДОУ

от показателей здоровья детей

профессиональной компетентности педагогов.

екомендации по использованию здоровьесберегающих

педагогических технологий в ДОУ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза

в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или

музыкальном

залах,

либо

в

групповой

комнате,

в

хорошо

проветренном

помещении

специальные

упражнения

под

музыку.

Рекомендуется

детям

с

вялой

осанкой

и

плоскостопием.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,

воспитатели.

Динамические

паузы

во

время

занятий,

2-5

мин.,

по

мере

утомляемости

детей.

Рекомендуется

для

всех

детей

в

качестве

профилактики

утомления.

Могут

включать

в

себя

элементы

гимнастики

для

глаз,

дыхательной

гимнастики

и

других

в

зависимости

от

вида

занятия.

Ответственный

исполнитель:

воспитатели.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия,

на

прогулке,

в

групповой

комнате

-

малой,

средней

и

высокой

степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры

подбираются

в

соответствии

с

возрастом

ребенка,

местом

и

временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,

воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от

состояния

детей

и

целей,

педагог

определяет

интенсивность

технологии.

Для

всех

возрастных

групп.

Можно

использовать

спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки

природы.

Ответственный

исполнитель:

руководитель

физического

воспитания, воспитатели, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо

с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми

проблемами.

Проводится

в

любой

удобный

отрезок

времени

любое

удобное

время).

Ответственный

исполнитель:

воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное

время

в

зависимости

от

интенсивности

зрительной

нагрузки

с

младшего

возраста.

Рекомендуется

использовать

наглядный

материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика

дыхательная

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной

работы.

Обеспечить

проветривание

помещения,

педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости

носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель:

все педагоги

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10

мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной

задачи

и

контингента

детей.

Ответственный

исполнитель:

руководитель физического воспитания, воспитатель.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в

качестве

профилактики

болезней

опорного

свода

стопы.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания,

воспитатель.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное

занятие

2-3

раза

в

неделю

в

спортивном

или

музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.

Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший

возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить

помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического

воспитания, воспитатель.

Проблемно-игровые игротреннинги,

игротерапия

в

свободное

время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,

в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может

быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения

педагога

в

процесс

игровой

деятельности.

Ответственный

исполнитель: воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего

возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из

нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной

степени

подвижности,

занятия

рисованием,

лепкой

и

др.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со

старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве

познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели,

психолог.

Самомассаж. В

зависимости

от

поставленных

педагогом

целей,

сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный

исполнитель:

воспитатели,

ст.

медсестра,

руководитель физического воспитания

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и

весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего

возраста.

Проводится

строго

по

специальной

методике.

Рекомендуется

детям

с

частыми

простудными

заболеваниями

и

болезнями

органов

дыхания.

Используется

наглядный

материал

(специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст.

медсестра, руководитель физического воспитания.

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

в

различных

формах

физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4

раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в

качестве вспомогательного средства как часть других технологий;

для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Ответственный исполнитель: все педагоги

Арт-терапия. Сеансами

10-12

занятий

по

30-35

мин

начиная

со

средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий

и

предполагает

ведение

протоколов

занятий.

Ответственный

исполнитель: воспитатели, психолог.

Сказкотерапия

2-4

занятия

в

месяц

по

30

мин.

со

старшего

возраста. Занятия используют для психологической терапевтической

и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо

это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является

не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за

рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель:

воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза

в

месяц

в

зависимости

от

поставленных

задач.

Правильно

подобранные

цвета

интерьера

в

группе

снимают

напряжение

и

повышают

эмоциональный

настрой

ребенка.

Ответственный

исполнитель: воспитатели, психолог.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30

мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики

ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в

физкультурном

или

музыкальном

залах.

Занятия

рекомендованы

детям

с

проблемами

слуха

либо

в

профилактических

целях.

Ответственный

исполнитель:

воспитатели,

логопед,

руководитель

физического воспитания.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических

технологий

повысит

результативность

в о с п и т а т е л ь н о -

образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей

ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

здоровья

воспитанников,

если

будут

созданы

условия

для

возможности

корректировки

технологий,

в

зависимости

от

конкретных

условий

и

специализации

ДОУ;

если,

опираясь

на

статистический

мониторинг

здоровья

детей,

будут

внесены

необходимые

поправки

в

интенсивность

технологических

воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;

будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и

родителей детей.

Обновлено 14.06.2012 18:15



В раздел образования