Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Педагоги детского сада являются организованной контактной группой, обладающей

рядом специфических признаков. К которым отнесены:

- общие цели, связанные с интересами образовательной организации, а также с интересами всех

участников образовательного процесса;

-сработанность, как показатель согласованности действий педагогов всех специализаций;

- удовлетворенность всех членов педагогической группы работников совместной работой, ее

успешность;

- групповая сплоченность, проявляющаяся в психологической близости и групповой

защищенности, т.е. психологическая совместимость (данный состав интегрирован для выполнения

трудовых функций наилучшим образом).

Для достижения этих целей требуется определенный тип управления, который обеспечит

реализацию такого феномена коллективизма :

педагогический состав через демографически подобранные характеристики (половые,

возрастные). В женском коллективе предъявляются более высокие требования к

коммуникативным качествам руководителя, т.к. в женских коллективах наблюдается более

высокая конфликтность по сравнению с мужскими и смешанными группами. Поэтому, если

имеется выбор педагогических претендентов на занятие вакантных мест, можно смело

формировать педагогический коллектив смешанного типа (мужчины и женщины). Конкретно в

нашем образовательной огранизации смешанный тип за счет мужчин- педагогов по должности

инструктора по физической культуре, педагога- психолога. Женщины- педагоги, в смешанных

коллективах ведут себя более сдержанно, не допускают панибратства, конфликтов, держат форму,

правила субординации и этикета.

Структура педагогической группы - структурная коммуникация, структура предпочтений и

структурой власти. Формальная структура власти в педагогической группе выстраивается линейно:

заведующий - научный руководитель - старший воспитатель - узкие специалисты- воспитатели

групп - младшие воспитатели. В этой группе четко заданы все позиции членов, распределены

функциональные обязанности. В отличие от формальных, не формальная структура

педагогической группы складывается и возникает стихийно и обуславливается скорее эмоциями,

симпатиями и антипатиями, Здесь: если на официальном уровне все полномочия сосредоточены

в руках руководителя, который за тем делегирует (или нет) часть полномочий подчиненным, то на

неофициальном - в руках лидеров. Лидер, в отличие от руководителя, обладает не реальной

( административной), а психологической властью. Если не официальная структура группы не

совпадает с официальной, то это противоречие формирует групповую напряженность,

конфликтность и оказывает существенное влияние на эффективность деятельности

педагогической группы. Очень плохо когда официальная структура строится по типу не

официальной: лидер ( безнаказанное присвоение любых благ и право безнаказанной

агрессивности, имеет наушников и предусмотрительно заботится о том, чтобы число недовольных

не превышало число довольных) - авторитет (второе по рангу лицо, по умственным способностям

обычно превосходит лидера, но заметно уступает в смелости)-ведомые (распределяются как по

вертикали: по степени приближенности к лидеру и авторитету, так и по горизонтали: ролевому

положению ( подхалим, шут, недовольный)), -безучастные ( марионетки)

Мастерство руководителя таким образом составить управленческую структуру « установления,

модели, эталона» должного поведения , с точки зрения общества в целом и педагогического

сообщества, чтобы правила поведения, которые выработаны в педагогическом сообществе, были

приняты им и которым в последующем подчиняется поведение всех членов этого

педагогического сообщества, чтобы работа была максимально эффективной. Как правило,

осознание норм обнаруживается в ситуациях их нарушения или недопонимания. Нормы, являясь

установленными стандартами поведения и деятельности, регламентируют отношения между

участниками образовательного процесса. Нормы могут быть как официальными ( нормативные

документы, определяющие содержание, требования к выполнению трудовой деятельности), так и

неофициальными. Неофициальные нормы определяются в форме стереотипов. Образование

групповых норм может происходить как стихийно, так и организованно. Ценности и нормы не

всегда зафиксированы как нечто, предваряющее поведение педагога, но тем не менее

воздействущее на него. Если руководитель придерживается жесткой иерархии отношений, нормы

транслируемые им направлены не столько на реализацию взаимоотношений, сколько на

усиление иерархизации отношений. Такое негативное лидерство осуществляется чаще всего с

помощью следующих неформальных норм:

-Правило унижения. Поскольку амбиции, самодовольство, зависть, злорадство являются

атрибутами этого правила. То любое превосходство по интеллекту, интеллигентности.

Порядочности вызывают у педагога агрессию и типичными являются его утверждения « делаю

добро, получаю зло».

-Правило рангового соответствия. Это демонстрация превосходства только в отношении лиц,

имеющих более низкий ранг в педагогической группе.

-Правило отпора. Оно оказывается в то же время и «правилом отбора», т.к. педагоги, умеющие

давать отпор, отстаивать свое мнение среди коллег, среди профессионально выше стоящих по

рангу, получают шанс подняться по социальному лифту.

- Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое

превосходство над другим, он обязательно сделает это, иначе его сочтут слабым.

-Правило гонения. Педагог, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы,

возможности или желания унижать нижестоящих, легко становится гонимым в таком не здоровом

коллективе.

-Правило «козла отпущения». В ситуации конфликта педагоги позволяют себе агрессию в

отношении кого-либо из коллег (по неформальной иерархии « марионетки»)

Все это не желательные элементы в формировании педагогического коллектива и, умный

руководитель, или тот, которому досталось « такое наследство», просто обязан « включить»

психологический механизм, позволяющий регулировать взаимоотношения в педагогическом

коллективе, как на официальном, так и на формальных уровнях. Что же это за психологический

механизм? Это деловая этика и деловой этикет « Кодекс профессионального поведения» - залог

профессионального успеха!

Не соблюдение норм Кодекса профессионального поведения чреват для нарушителей социальных

норм различными санкциями: общественное давление, порицание, осмеяние, бесчестия, вплоть

до увольнения ( например за применение бранной лексики или неуместного высказывания).

Санкции могут быть и позитивными: воздание почестей, награждение, прославление.

Использование санкций является одним из факторов, определяющих мотивацию педагогического

состава и характер взаимоотношений между педагогами в несформированных педагогических

группах.

Вторым этапом руководителя должна быть «активизация человеческого фактора». Это целая

совокупность компонентов: от формирования активной жизненной позиции педагога,

совершенствования нравственно- этических отношений, повышения трудовой эффективности в

общем деле образования и воспитания. От регулирования и контроля - стимулирование,

корректировка, мотивация, эффективность педагогического вклада того или иного педагога в

общее дело по реализации программы Развития, до удовлетворения его в профессиональном

росте, побуждающих педагога мотивов, удовлетворяющих потребности педагога и реализации

педагогической цели, как представленного результата его деятельности.

Тут могут быть использованы все знакомые методы управления: административные,

организационные, правового регулирования, экономические, психологические. Социально-

психологические методы управления опираются на опыт, подготовленность, профессиональную

компетентность руководителя. Таким образом, можно подытожить: педагогический коллектив-

это живой организм, который возникает, развивается, достигает кульминации в своем развитии и

« разрушается» без инноваций.



В раздел образования