Рабочая программа по кружку в средней группе "Любознайка"
Автор: Сатина Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "ДС№29" Населённый пункт: город Благодарный Ставропольский край Наименование материала: Рабочая программа по кружку Тема: Рабочая программа по кружку в средней группе "Любознайка" Раздел: дошкольное образование
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение,
восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит
систематизировать накопленные знания, приобрести новые.
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение
воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие
совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и,
выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и
познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Пояснительная записка
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и
явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление воображение
–
строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатом
их
переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка не возможно без опоры
на полноценное восприятие. Восприятие- это непосредственное, чувственное
отражение
действительности
в
сознании,
способность
воспринимать.
Различать и усваивать явления внешнего мира.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств .
Для
полноценного
сенсорного
развития
необходима
тренировка
органов
чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается
способность
тонко
реагировать
на
сенсорные
раздражители
разного
характера и интенсивности.
В этот период у него начинают накапливаться представления о цвете, форме,
величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления
были
достаточно
разнообразными.
В
этом
возрасте
нужно
познакомить
ребенка с цветом, формой предметов, звуками окружающего мира и т.д. Но
при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления
слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать
эти свойства во время действий с предметами.
Основная задача кружка – накопление детьми разнообразного сенсорного
опыта,
который
в
дальнейшем
позволит
систематизировать
накопленные
знания,
приобрести
новые,
а
также
использовать
их
в
разнообразных
ситуациях.
Перспективный план кружка в средней группе №10
«Любознайка»
Дата
Название
Программное содержание
Сентябрь
Занятие
№1
Диагностика
Выявить знания детей в области
сенсорных
эталонов
цвет а,
ф о р м ы
п о с р е д с т в о м
дидактического
материала
на
начало года.
Занятие
№2
Диагностика
Выявить знания детей в области
сенсорных
эталонов
цвет а,
ф о р м ы
п о с р е д с т в о м
дидактического
материала
на
начало года.
Занятие
№3
«Кто больше увидит? »
Учить детей последовательному
зрительному
обследованию
и
словесному
описанию
формы
предметов.
Занятие
№4
«Гвоздики»
Учить
детей
« р и с о ват ь »
резинками.
Развивать
моторику
рук.
Октябрь
Занятие
№1
«Что в коробке?»
Р а з в и в а т ь
р е ч е в о й
с л у х ;
развивать слуховое внимание.
Занятие
№2
«Осенние листочки»
Различать
цвета
и
понимать
названия цвета, учить подбирать
предметы одинакового цвета, но
р а з н о г о
р а з м е р а .
У ч и т ь
понимать
слова
«такой»,
«не
такой», «разные».
Занятие
№3
«Угадай на вкус»
Учить детей угадывать на вкус
овощи и фрукты.
Занятие
№4
«Яблоневый сад»
(горох)
У ч и т ь
п р е д в а р и т е л ь н о
планировать
ход
работы
над
изделием,
работать
аккуратно,
доводить
работу
до
конца,
воспитывать
радостное
чувство
от проделанной работы.
Ноябрь
Занятие
№1
«Подсолнух»
У ч и т ь
д е т е й
а к к у р а т н о
р а с п р е д е л я т ь
л е п е с т о ч к и
подсолнуха из бумаги на картон,
о ч е н ь
хо р о ш о
п р о м а з а т ь
середину
цветка
клеем
ПВА,
аккуратно
засыпать
гречневой
крупой.
Воспитывать
желание
доводить начатое до конца.
Занятие
№2
«Горячо-холодно»
Развивать осязание.
Занятие
№3
«Плюшки-завитушки»
научить использовать тесто для
проявления творческих
способностей детей, научить
точно передавать задуманную
идею при выполнении изделия,
раскрыть творческую фантазию
детей в процессе лепки, развить
гибкость пальцев рук, научить
видеть конечный результат
задуманной работы.
Занятие
№4
«Борщ и компот»
Закреплять
с
детьми
название
"Овощей
и
Фруктов",
умение
д е л и т ь
и х
н а
г р у п п ы
и
познакомить детей с понятиями
"Борщ"
и
"Компот".
Развитие
мелкой
моторики.
С
помощью
з а г а д о к ,
п о с л о в и ц ,
стихотворений у детей развиваем
словарный
запас
слов,
память,
речь
.
Декабрь
Занятие
№1
«Три подружки»
Учить
определять
пропорции:
подбирать
на
глаз
предметы,
находящие между собой в таком
же отношении по величине, как в
образце.
Занятие
№2
«Цветные прищепки»
Р а з в и в а т ь
с о о т н о с я щ и е
движения рук, тонкую моторику
пальцев;
учить
расстегивать
и
застегивать прищепки.
Занятие
№3
«Новогодние игрушки» 1.
Учить детей
2.
моделировать разные
елочные игрушки из соленого
теста; вырезать фигурки
формочками. Продолжать учить
украшать с помощью
дополнительных материалов
(бусины, бисер, блестки,
макароны, горох, крупа).
3.
Развивать чувство формы,
пропорций, глазомер, внимание,
мышление, память, мелкую
моторику, речь.
Вызвать
желание
с д е л ат ь
н е о б ы ч н ы е ,
к р а с и в ы е
новогодние игрушки для нашей
елочки.
Занятие
№4
«Каждую фигуру на
свое место»
Д а т ь
п р е д с т а в л е н и е
о б
изменении
ге оме т р и че с к и х
фигур.
Показать,
что
формы
предметов
и
их
частей
могут
с о о т в е т с т в о в а т ь
р а з н ы м
вариантам фигур.
Январь
Занятие
№1
«Снеговик»
Развивать воображение и
творчество детей.
Продолжать
использовать
в
работе
бросовый
материал
-
я и ч н у ю
с ко р л у п у.
У ч и т ь
аккуратно
намазывать
клеем
готовый
контур
снеговика
на
листе бумаги, насыпать яичную
скорлупу
на
клей.
Развивать
мелкую моторику рук.
Занятие
№2
«Слон или собака?»
Формировать
пространственные
представления «право-лево».
Занятие
№3
«Цветочный магазин»
У ч и т ь
с а м о с т о я т е л ь н о ,
п р о в о д и т ь
о б с л е д о в а н и е
предмета. «Покупатель» должен
дать
описание
растения
по
форме и окраске цвета и листа,
«продавец»
-
узнавать
это
растение.
Февраль
Занятие
№1
«Коврик»
У ч и м с я
с о с т а в л я т ь
симметричный узор из лоскутов
ткани. Закреплять знание цвета,
формы,
размера.
Развиваем
г л а з о м е р .
В о с п и т ы в а т ь
аккуратность в своей работе.
Занятие
№2
«Тени на стене»
Р а з в и в а т ь
з р и т е л ь н ы е
о щ у щ е н и я ,
ф о р м и р о в а т ь
представления о свете и темноте.
Занятие
№3
«Поручения»
У ч и т ь
д е т е й
р а з л и ч ат ь
и
называть
игрушки,
а
также
выделять
их
размер;
развивать
с л у х о в о е
в о с п р и я т и е ,
совершенствовать
понимание
речи.
Занятие
№4
«Сломанная
лестница»
Учить детей замечать нарушения
в
равномерности
нарастания
(или убывания) величины.
Март
Занятие
№1
«Бусы для мамы»
Научить
ребенка
чередовать
предметы по цвету.
Занятие
№2
«Кладем плитку»
Развивать мелкую моторику ,
дифференцированные движения
пальцев рук. Воспитывать
усидчивость.
Закреплять знание
цветов.
Занятие
№3
«Волшебные краски»
Знакомить детей с оттенками по
цветовому тону.
Занятие
№4
«Шишок»
Использовать в работе сырой
картофель (из клубней картофеля
предварительно вырезать
середину). Работа детей с
ножницами и шерстяными
нитками. Учить сеять семена в
нитки. Украшать изделие
мелкими деталями - пуговицами.
Воспитывать у детей терпение,
умение добиваться конечного
результата, развивать игровой
замысел и фантазию
.
Апрель
Занятие
№1
"Сухой бассейн"
Ф о р м и р о в а н и е
о с н о в н ы х
сенсорных
эталонов:
форма,
величина,
материал,
вес,
звук;
воспитание
усидчивости
и
терпеливости
в
работе;
снятие
эмоционального напряжени
я.
Занятие
№2
«Дерево из бисера»
В
работе
с
бисером
соблюдать
а к к у р а т н о с т ь .
У ч и т ь
предварительно планировать ход
р а б о т ы
н а д
и з д е л и е м .
Воспитывать
а к ку р ат н о с т ь ,
р а з в и в а т ь
т а к т и л ь н у ю
чувствительность мелкой ручной
моторики.
Занятие
№3
«Подбери соседа»
У п р а ж н я т ь
д е т е й
в
сопостановлении
и
обобщении
предметов по цвету
Занятие
№4
«Переливание воды»
Развивать
осязание.
Знакомить
со свойствами жидкости.
Май
Занятие
№1
« Песочные фантазии»
Расширять кругозор детей:
познакомить с современным
направлением в изоискусстве.
Закрепить знания о свойствах
песка. Развивать образное и
логическое мышление. Развивать
тактильную чувствительность и
мелкую моторику рук.
Обогащать эмоциональную
сферу детей
Занятие
№2
"Умелые ручки"
Ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к
соотношения качеств предметов
с их образом. Учить детей делать
умозаключения,
сравнивать
предметы,
классифицировать.
Р а з в и в а т ь
т а к т и л ь н ы е
ощущения,
умение
действовать
согласно
речевой
инструкции
воспитателя.
Занятие
№3
Диагностика
Выявить знания детей в области
сенсорных
эталонов
цвет а,
ф о р м ы
п о с р е д с т в о м
дидактического
материала
на
конец учебного года.
Занятие
№4
Диагностика
Выявить знания детей в области
сенсорных
эталонов
цвет а,
ф о р м ы
п о с р е д с т в о м
дидактического
материала
на
конец учебного года.
Диагностика
Ф.И.ребенка
Познова
тельная
сфера
Цветовое
восприя
тие
Восприя
тие
формы
Художес
твенная
сфера
Слуховое
восприя
тие
Развитие
осязания
Баллы
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
«н» –начало года; «к» – конец года
Табель посещаемости кружка по сенсорному развитию
«Любознайка»
на 2016-2017 учебный год
Руководитель кружка Сатина О.В.
№
Фамилия, имя
ребёнка
сентяб
рь
октяб
рь
ноябрь
декаб
рь
январь
февра
ль
март
апрель
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Литература:
1. Венгер Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.
Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с.3-14, 34-80.
2. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей
раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2011.-72с.