Напоминание

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Муханкина Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 397" г.о. Самара
Населённый пункт: г.о. Самара, п. Берёза
Наименование материала: Конспект
Тема: Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей

младшего дошкольного возраста.

1. «Раздувайся, пузырь»
. Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
2. Игра «Липучки».
Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию; учить согласовывать свои действия с действиями других. Ход игры: Дети бегают под веселую музыку по группе. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки берут за руку и присоединяют к своей «липучей компании». Затем они все вместе ловят других детей. Когда все дети станут «липучками», они танцуют и говорят «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать». Примечание: На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли липучки выступает воспитатель.
3. Игра «Сделай как я».

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику. Ход игры: воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я». Необходимо, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.
4. Игра «Катаем мячик»
Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом. Ход игры: воспитатель и дети сидят на ковре. Педагог берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу. Примечание: можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!».
5. Игра «Только вместе».
Цель: обучение детей установлению контакта друг с другом, учить подстраиваться к темпу движения партнера. Ход игры: дети встают парами и вместе держат мяч (каждый старается держать мяч двумя руками). По сигналу воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе,
попрыгать. Их главная задача – не выронить мяч, научиться действовать согласованно. Примечание: когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.
6. Игра «Снежинки».
Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию. Содержание: воспитатель предлагает детям превратиться в снежинок. Под веселую музыку дети бегают по комнате, кружатся (снежинки летают). По сигналу воспитателя превращаются в большой снежный ком – подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.
7. «Ласковое имя».
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ―волшебную палочку). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алѐнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
8. Слепец и поводырь.
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Ход игры: дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

9. «Ладонь в ладонь».
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя разные препятствия: стол, стулья, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.).
10.

«Назови себя».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Список используемой литературы.
1. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.- Изд-во Генезис, 2011. – 176 с. 2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6. 3. Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание» № 5.


В раздел образования