Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Муханкина Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 397" г.о. Самара Населённый пункт: г.о. Самара, п. Берёза Наименование материала: Конспект Тема: Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей
младшего дошкольного возраста.
1. «Раздувайся, пузырь» .
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом
они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в
дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь»
увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу,
приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей,
выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются
к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись
пузырьки).
2. Игра «Липучки».
Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию;
учить согласовывать свои действия с действиями других.
Ход игры: Дети бегают под веселую музыку по группе. Двое детей,
держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают
(приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого
пойманного ребенка «липучки берут за руку и присоединяют к своей
«липучей компании». Затем они все вместе ловят других детей. Когда все
дети станут «липучками», они танцуют и говорят «Мы липучки-приставучки.
Будем вместе мы плясать».
Примечание: На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли липучки
выступает воспитатель.
3. Игра «Сделай как я».
Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена
эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к
сверстнику.
Ход игры: воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку.
Посмотри. Сделай как я». Необходимо, чтобы ребенок повторил просьбу,
делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший.
Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.
4. Игра «Катаем мячик»
Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в
эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.
Ход игры: воспитатель и дети сидят на ковре. Педагог берет мяч и катит его
в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его
скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч
другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если
малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!»
Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель
предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.
Примечание: можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а
по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо
комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша
покатил мячик Ване!».
5. Игра «Только вместе».
Цель: обучение детей установлению контакта друг с другом, учить
подстраиваться к темпу движения партнера.
Ход игры: дети встают парами и вместе держат мяч (каждый старается
держать мяч двумя руками). По сигналу воспитателя дети должны
одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе,
попрыгать. Их главная задача – не выронить мяч, научиться действовать
согласованно.
Примечание: когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно
усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только
одной рукой.
6. Игра «Снежинки».
Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию.
Содержание: воспитатель предлагает детям превратиться в снежинок. Под
веселую музыку дети бегают по комнате, кружатся (снежинки летают). По
сигналу воспитателя превращаются в большой снежный ком – подбегают к
воспитателю и тесно прижимаются к нему.
7. «Ласковое имя».
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание
сверстникам.
Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок,
―волшебную палочку). При этом называют друг друга ласковым именем
(например, Танюша, Алѐнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает
внимание детей на ласковую интонацию.
8. Слепец и поводырь.
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по
общению.
Ход игры: дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один
закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться
различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими
парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.
Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем
участники меняются ролями.
9. «Ладонь в ладонь».
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта
взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к
левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким
образом, они должны передвигаться по комнате, обходя разные препятствия:
стол, стулья, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной
дороги) и т. д.).
10.
«Назови себя».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как
ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его
называли в группе.
Список используемой литературы.
1. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – М.- Изд-во Генезис, 2011. –
176 с.
2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
[Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
3. Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание» № 5.